• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Такой опыт больше нигде не приобретешь»: завершилась Школа по практическому программированию и анализу данных

В мае в «Кочубей-центре» состоялся заключительный этап Школы по практическому программированию и анализу данных. Его организовала Школа физико-математических и компьютерных наук при поддержке VK и других партнеров. В проекте приняли участие 49 школьников из 20 городов России — от Петербурга до Тюмени. Первое место заняла команда, работавшая под руководством Лаборатории естественного языка ВШЭ-Яндекс: конкурсанты создали бота для распознавания психических отклонений.

«Такой опыт больше нигде не приобретешь»: завершилась Школа по практическому программированию и анализу данных

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Первый этап Школы по практическому программированию и анализу данных прошел в феврале в онлайн-формате. На участие в нем зарегистрировались около 500 человек. В течение пяти дней школьники слушали лекции и решали задачи от преподавателей Питерской Вышки и экспертов из крупных IT-компаний: VK, «Сбер», «Тинькофф», «1С», BIOCAD и YADRO. По итогам первого этапа самые активные старшеклассники получили два дополнительных балла, которые можно использовать для поступления на программы Школы физико-математических и компьютерных наук.

Второй этап проекта проводился с 6 по 11 мая в «Кочубей-центре» Питерской Вышки. Участники слушали лекции по машинному обучению и промышленному программированию, а также занимались проектами от компаний-партнеров и научных лабораторий Питерской Вышки. Задачи для конкурсантов предоставили VK, BIOCAD, Yadro, «Тинькофф», «Сбер», «Альфа-Банк» и Лаборатория естественного языка ВШЭ-Яндекс. Разделившись на 10 команд, работу над проектами вели 49 старшеклассников из разных городов России.

Михаил Мухин, декан Школы физико-математических и компьютерных наук

Мухин Михаил Сергеевич

Школа получилась очень разносторонней — и все благодаря тому, что выросло количество партнеров проекта. В этом году свои задачи конкурсантам впервые предоставили «Альфа-Банк» и компания Yadro, вместе с которой факультет открывает бакалаврскую программу «Компьютерные технологии, системы и сети». От Yadro было сразу три проекта, все они касались различных видов связи и реальных итоговых продуктов, что дало Школе инженерно-ориентированный уклон. Взаимодействие с проектом расширил «Сбер»: в этом году эксперты компании не только прочли лекции для старшеклассников, но и предложили им спроектировать бота с рекомендациями для путешественников. Мы очень рады интересу к нашей работе и надеемся, что Школа станет отправной точкой для новых креативных проектов.

Генеральным партнером Школы по практическому программированию и анализу данных стала компания VK. Для финального этапа VK предложила создать алгоритм, который позволил бы определять и оценивать эстетическую привлекательность изображений в соцсети. Решение этой задачи позволит улучшить качество рекомендаций отдельных продуктов экосистемы компании.

Александр Швец, директор по информационным технологиям «ВКонтакте»

Александр Швец, директор по информационным технологиям «ВКонтакте»

Такие проекты, как Школа по практическому программированию и анализу данных, важны как для старшеклассников, так и для компаний. С одной стороны, школьники знакомятся с современными технологиями, узнают, как устроен процесс разработки в бизнесе и что сейчас действительно востребовано в технологических компаниях.

С другой — компании присматриваются к талантливым ребятам и помогают им развиваться. Например, участники проекта, которые поступят в Питерскую Вышку, в будущем смогут присоединиться к Инженерно-математической школе, которую курирует VK совместно с университетом.

Что касается уровня сегодняшних конкурсантов, то он очень высокий. Глядя на презентации, легко забыть, что между собой соревнуются не опытные разработчики, а школьники. Приятно видеть такую вовлеченность в работу и уровень подготовки!

Первое место по итогам состязаний заняла команда, которая работала над проектом Лаборатории естественного языка ВШЭ-Яндекс и Лаборатории социальной и когнитивной информатики. Победителями стали Артем Гуйван, Никита Исаенко, Анна Матюк, Егор Рождественский, Мария Ширкунова и Артем Селезнев. На основе данных из нескольких баз участники создали Telegram-бота, который анализирует психическое здоровье по присланному тексту и дает рекомендации о том, как психологически поддержать себя. Участники посчитали, что такой проект может быть перспективным для регионов, где психологическая помощь пока менее доступна. Также они подчеркнули, что рекомендации бота не являются окончательными: чтобы подтвердить диагноз, необходимо обращаться к врачу.

Один из победителей — Артем Гуйван из Великого Новгорода — участвует в Школе уже во второй раз. В прошлом году его команда не вошла в тройку лидеров, а в этом году завоевала не только первое место, но и приз зрительских симпатий. «Я очень рад, что наша команда победила. Впрочем, если бы выиграл кто-то другой, я бы не расстроился», — поделился старшеклассник. «Мне нравится не гонка, а сам процесс — даже ошибки, которые мы допускали. И ребята здесь собрались потрясающие, мы здорово провели время».

На второе место вышла команда под руководством компании BIOCAD, в партнерстве с которой реализуется магистерская программа «Вычислительная биология и биоинформатика». Старшеклассники проводили анализ гистологических изображений при помощи компьютерного зрения: это помогало оценить структуру и размер внутренних органов. Если автоматизировать анализ гистологии, можно сократить трудозатраты сотрудников компании в два раза. Ментором для команды стала Ксения Балабаева, Data Scientist в компании BIOCAD и выпускница Школы физико-математических и компьютерных наук. В прошлом году команда, которую она курировала, также показала высокие результаты и заняла первое место.

Ксения Балабаева, Data Scientist в компании BIOCAD

Ксения Балабаева, Data Scientist в компании BIOCAD

Школа по практическому программированию и анализу данных привлекает тем, что здесь много классных участников из года в год. Со многими конкурсантами я уже была знакома: двое приезжали на Школу в прошлом году, еще один участвовал в «Больших вызовах» в Сириусе. Конечно, меня уже не раз спрашивали о стажировках в BIOCAD, и когда ребята станут студентами, мы будем рады пригласить их пройти отбор на стажировку в компании.

Выступлением своей команды я довольна. Понравилось и то, какие гипотезы проверили школьники, и то, как прошла презентация. Понятно, что успелось не все, но сроки были ограничены: результат, который показали ребята, все равно впечатляет! Мы благодарны участникам за работу: проект отражает реальную потребность компании BIOCAD и по предварительному исследованию стало понятно, какие гипотезы можно отбросить. Остальное мы, конечно, будем дорабатывать, но шанс, что проект дойдет до конечного пользователя, действительно есть.

Валерия Чунихина, 11-й класс, СУНЦ УрФУ

Валерия Чунихина, 11-й класс, СУНЦ УрФУ

Я участвую в Школе второй год подряд. Главной задачей на этот раз было познакомиться с крутыми ребятами и получить новый опыт. Я узнала много нового о моделях машинного зрения — было бы неплохо погрузиться в эту область уже после школы.

Сам проект мне очень понравился: мне интересно совмещать задачи информатики и биологии. Внедрение искусственного интеллекта в фарминдустрию мне кажется очень перспективным. Возможно, в будущем я выберу направление, которое стоит на стыке естественных и компьютерных наук.

Третье место заняла команда под руководством VK, которая создавала программу, способную оценить привлекательность картинки. На четвертое место вышла команда с проектом «оптической» рации, для которого нужно было установить лазерную связь между двумя компьютерами и обеспечить устойчивую передачу данных. Куратором команды выступила российская IT-компания Yadro.

Помимо лектория и работы над проектами, участников ждала развлекательная программа: экскурсия в Екатерининский дворец, настольные игры и конкурс на лучший влог. Одним из лучших был признан блог Варвары Басковой: она приехала из Тюмени, чтобы поучаствовать в заключительном этапе Школы. «Нам важно, чтобы участники Школы не только получали новые знания и проектный опыт, но и активно знакомились между собой, образовывали сообщество людей со схожими интересами. По личному опыту мы видим, что ребята не теряют связь друг с другом и после Школы. Это правда важно: и для соревнований, и для поступления, и для будущей работы, да и в целом для жизни», — говорит Михаил Мухин, декан Школы физико-математических и компьютерных наук.

Варвара Баскова, Тюмень, 16-я гимназия

Варвара Баскова, Тюмень, 16-я гимназия

Я учусь в IT-классе, и мои одноклассники завидуют, что я сюда поехала. Говорят: «Как так, почему нам не сказала?» Мне кажется, на такие школы и правда важно ездить, потому что такой опыт больше нигде не приобретешь. Более того, здесь много классных людей, и все они хорошо разбираются в программировании. Мы отлично проводили время вместе!

Я участвовала и в первом этапе. Занятия по алгоритмам оказались очень полезными: решила контест без особых проблем и прошла дальше. Второй этап стал для меня абсолютно новым опытом. До Школы я не делала ничего сложнее змейки на Python, а тут нужно было написать генератор математических уравнений. Благодаря проекту я научилась работать с фреймворком Flask и разобралась с тем, что такое токены. С удовольствием поучаствую в таком мероприятии и в будущем!

Все участники остались довольны соревнованиями. Некоторые из них заинтересовались бакалаврскими программами Питерской Вышки. Например, десятиклассник петербургского лицея ФТШ Антон Тагиев задумался о поступлении на «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект». «Мне кажется, что проекты в таком возрасте — это классный способ окунуться в среду, максимально приближенную к реальной промышленной разработке. И такие школы могут стать большим стимулом и мотивацией двигаться дальше», — отметил Антон. Обучением в Питерской Вышке заинтересовался и Артем Гуйван, сейчас он учится в 11-м классе. 

По итогам соревнований лучшим участникам вручили подарки от «Альфа-Банка», «Тинькофф» и Питерской Вышки. Авторы самых заметных работ также получат дополнительные баллы для поступления на программы Школы физико-математических и компьютерных наук. Победителям полагается восемь баллов, призерам — шесть. С первым этапом полученные баллы не суммируются.

Школа по практическому программированию и анализу данных для старшеклассников проходит ежегодно. Она знакомит участников с проектным подходом к обучению и позволяет пополнить портфолио. Подробнее об этом и других мероприятиях факультета можно прочесть на сайте.