• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучше знакомиться с профессией заранее»: Центр молодежных исследований провел лекции по социологии для школьников

Более 60 учеников Второй Санкт-Петербургской гимназии посетили серию мероприятий Питерской Вышки о профессии социолога. Занятия для талантливых школьников 16 ноября провели ученые из Центра молодежных исследований. Они рассказали, какими способами можно изучать цифровой досуг, субкультуры и городские пространства.

«Лучше знакомиться с профессией заранее»: Центр молодежных исследований провел лекции по социологии для школьников

Владимир Александров / НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В октябре 2024 года Центр молодежных исследований отметил свое 15-летие. Это одно из самых значимых научных подразделений Питерской Вышки: за все годы ученые провели более 50 исследовательских проектов, сняли 15 документальных фильмов и опубликовали более 120 статей в научных журналах. На встрече во Второй Санкт-Петербургской гимназии опытные исследователи знакомили учеников 8–11-х классов с профессией социолога. Организаторами выступили сотрудники Управления по организации приема и работе с абитуриентами.

Профориентационные встречи крайне важны, чтобы не ошибиться с выбором образовательного профиля, подчеркнула Евгения Кузинер, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований. «Школьники часто выбирают профессиональный путь вслепую. Ориентируются на моду или рекомендации родителей, а потом разочаровываются. Чтобы такого не происходило, лучше знакомиться с будущей профессией заранее. О социологии как раз проще всего узнать у нас, практиков, поэтому мы здесь», — объяснила исследовательница.

Вторая Санкт-Петербургская гимназия регулярно принимает на своей площадке ученых Питерской Вышки. Например, в 2023 году они проводили для школьников лекции о современных технологиях и субкультурах. «Наша гимназия — одна из старейших в Петербурге. Еще при Александре I ее главной целью считалась подготовка к поступлению в университет, а встречи с реальными исследователями продолжают эту традицию, — говорит Лариса Корпусенко, специалист по профориентационной работе и взаимодействию с вузами. — Сегодня школьники познакомились с будущими профессиями, узнали о своих перспективах в науке, а также попробовали новый формат занятий». Ученики этой школы показывают высокие баллы ЕГЭ и часто выбирают НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: в 2024 году 41 выпускник подал документы в наш вуз, 13 абитуриентов в итоге поступили.

На встрече с Центром молодежных исследований школьники разбились на три исследовательские команды и узнали, как изучать субкультуры, цифровой досуг молодежи и городские пространства. Социологи объяснили, в чем разница между интервью и опросами, из каких этапов состоит любой научный проект и как сформулировать гипотезу исследования. 

Лекцию о субкультурах ученикам прочла Анастасия Андреева. Она объяснила, что молодежные субкультуры появились в 1960-е как ответ на растущее социальное неравенство. Создавая новые стили одежды, молодые люди избавлялись от стереотипов о своем социальном статусе. Так появились рокеры, панки и многие другие движения. Анастасия Андреева также рассказала, как можно изучать российские субкультуры — готов, эмо, квадроберов и многих других. «Даже если я не стану социологом, знания о том, как проводить исследования, мне точно пригодятся. Хотя сравнивать мнения людей об одном и том же вопросе всегда интересно, — говорит Беата Подвальная, ученица 8-го класса. — Я выбрала лекцию о субкультурах, потому что мне любопытно наблюдать за их представителями. Какие-то течения набирают популярность, какие-то, наоборот, угасают. Узнавать, почему так происходит, тоже интересно».

Ученики, которых заинтересовало исследование цифрового досуга, составляли проект о социальных сетях, видеоиграх и социализации. Пройти нужно было все этапы: от исследовательского вопроса до методов. «Думаю, все, что мы сегодня обсудили, — крайне полезно для современного общества, — делится Михаил Федашко, ученик 10-го класса. — Отдельно хочется поблагодарить преподавателя, Тимура Шарипова, который общался с нами свободно и тем самым разрушил любые стереотипы об университетской среде».

Как изучать городские пространства, школьникам рассказала Валерия Попова. На примере Костромы она объяснила, зачем вести наблюдения в творческих кластерах и чем полезны ментальные карты. Исследовательница также рассказала, что социологи могут превращать научные проекты в творческие. В качестве примера она привела зин «Чувство Вышки» об университетских корпусах. «До сегодняшнего дня мне было не очень понятно, чем занимаются социологи. Например, я совсем не знал, что в этой профессии нужны языки программирования — это стало для меня открытием! — рассказал Мартин Счисляев, ученик 11-го класса. — А еще я выяснил, чем именно интервью полезны для исследователей. Думаю, такие встречи нужны для того, чтобы школьники выбирали профессию, которая лучше всего им подойдет. Я вот хотел стать юристом, но теперь и насчет социологии подумаю».

Общение с учеными полезно не только школьникам, но и самим ученым, считает Евгения Кузинер. «Здесь мы выступаем не только как исследователи, но и как преподаватели. Общаясь со школьниками, мы получаем дополнительный педагогический опыт.  Нам также важно общаться с молодежью — ведь мы ее изучаем. Даже встреча в экспресс-формате может много сказать нам о том поколении, с которым мы столкнемся в будущем», — комментирует эксперт.

Подробнее о поступлении в бакалавриат Питерской Вышки можно узнать на странице для абитуриентов.