Сотрудники Лаборатории управления культурой и туризмом заняли первое место на Четвертом Международном форуме молодых исследователей креативной экономики
Первое место сотрудникам Лаборатории управления культурой и туризмом принес доклад о посетителях «Севкабель Порта». В ходе полевых исследований они провели анкетирование гостей креативного пространства и определили предпочтения разных социальных групп. В результате проекта исследователи предложили ряд рекомендаций, которые помогут сделать «Севкабель Порт» более привлекательным для разных целевых аудиторий. Подробнее о главных тезисах исследования — в нашем материале.
«Севкабель Порт» — быстрорастущее креативное пространство. Чтобы улучшать уже существующие сервисы и создавать новые форматы взаимодействия с целевой аудиторией, ему необходимо глубже изучить различные группы своих посетителей. С этой целью сотрудники лаборатории совместно со студентами программ «Социология и социальная информатика» и «Управление и аналитика в государственном секторе» провели опрос среди гостей «Севкабель Порта».
Исследование проходило в два этапа. На первом этапе исследователи провели анкетирование посетителей общественного пространства. В ходе второго этапа они систематизировали и обработали полученные данные. Поскольку опрос включал как закрытые, так и открытые вопросы, исследователи использовали метод семантического анализа. Такой подход позволил установить факторы, от которых зависит отношение посетителей к «Севкабель Порту».
Екатерина Баскакова, научный сотрудник Лаборатории управления культурой и туризмом
Во время полевого этапа мы собирали данные через очное анкетирование в течение всего августа. Чтобы увеличить репрезентативность выборки, мы распределили временные слоты таким образом, чтобы собрать анкеты во время малых и крупных мероприятий, проходивших в «Севкабель Порту». Благодаря такой работе студенты получили практический опыт сбора качественных данных.
Елизавета Файнштейн, аналитик Лаборатории управления культурой и туризмом
Семантический анализ дал возможность команде исследователей глубже понять эмоции и потребности посетителей, выявив как позитивные, так и негативные аспекты пространства — например, низкую доступность для маломобильных групп, что часто неочевидно при традиционном опросе. Метод также позволил сегментировать аудиторию, выделив предпочтения разных групп — например, молодежи и семей с детьми, что поможет сделать события в «Севкабель Порту» более персонализированными. Наконец, семантический анализ упростил разработку рекомендаций для улучшения инфраструктуры и мероприятий. Мы рассчитываем, что благодаря нашим наблюдениям довольных посетителей станет еще больше, а пространство будет использоваться еще более эффективно.
Руководство «Севкабель Порта» интересовала не только повседневная активность посетителей, но и их отношение к различным форматам мероприятий в креативном пространстве. В «Севкабеле» регулярно проходят выставки, фестивали и мастер-классы, которые привлекают людей из разных социальных и профессиональных групп. Поэтому исследователям было важно понять, чем отличаются запросы и потребительские паттерны представителей этих групп.
В рамках концепции «Новая география туризма», разработанной Правительством Санкт-Петербурга, «Севкабель Порт» позиционируется как важная локация для тех, кто интересуется креативными индустриями. Поэтому в фокусе внимания исследователей оказались и запросы туристов, посещающих общественное пространство. Оказалось, что большую часть из них составляют гости из Москвы, уже знакомые с множеством креативных пространств и предлагаемых там услуг.
Исследователи также изучили отношение жителей микрорайонов Васильевского острова к «Севкабель Порту». Исследование показало, что местные жители любят посещать общественное пространство в «тихие часы». Они также заинтересованы в появлении новых зон для отдыха, прогулок и занятий спортом.
В результате проекта исследователи составили рекомендации, которые помогут сделать «Севкабель Порт» еще более привлекательной локацией для туристов и горожан.
Анастасия Поломарчук, младший научный сотрудник Лаборатории управления культурой и туризмом
Мы заметили, что значительная часть посетителей «Севкабель Порта» — это работники креативных индустрий. То есть данное общественное пространство не только создает рабочие места для сотрудников креативных индустрий, но и становится для них «третьим местом», где они отдыхают и общаются. В качестве рекомендации мы предложили развивать зоны коворкинга, чтобы привлекать представителей креативных индустрий еще и в утренние часы.
При помощи семантического анализа мы также обнаружили, что такие якорные зоны, как набережная, цех и барная линия ассоциируются у посетителей с устойчивыми образами. Например, цех — это место, где проводятся выставки, «ломающие стереотипы». Теперь актуальная задача пространства — укреплять и развивать эти локации, чтобы они соответствовали ожиданиям посетителей.
Екатерина Семенова, студентка 3-го курса ОП «Социология и социальная информатика»
Это был интересный проект. В первую очередь было приятно находиться в таком поле — лето, залив, почти всегда хорошая погода. Поэтому мы с коллегами после рабочего дня нередко оставались погулять. Мне удалось прокачать свои навыки уличных опросов, составить классные полевые дневники. Также хочется отметить постоянную поддержку организаторов проекта: они всегда оперативно отвечали и решали все появлявшиеся вопросы.
Виталия Кутявина, студентка 4-го курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»
Проект был крайне важным для меня, так как он помог мне укрепить свои навыки в аналитике и обработке данных: вместе с коллегами на основе результатов опроса мы смогли построить модели поведения, изобразить их в виде графиков и получить на их основе интересные выводы. Кроме того, было здорово практиковаться в построении ментальных карт весьма необычным способом — с помощью сервиса JSFiddle. Работа была трудоемкой и очень увлекательной!
Жюри Международного форума отметило не только высокий научный уровень методов, примененных в данном исследовании, но и практическую значимость его выводов и предложений, позволяющих повысить как социальную, так и экономическую эффективность работы общественного пространства.