• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альтернатива по-пекински: эксперты Питерской Вышки изучили китайские нарративы

Пекин, Китай

Пекин, Китай
© iStock

Доценты Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Елена Соболева и Светлана Кривохиж изучили, как Китай использует стратегические нарративы для достижения внешнеполитических целей. Свои наблюдения они изложили в статье «Игра нарративов: как Китай использует идеи в борьбе за мировое лидерство», опубликованной на сайте Российского совета по международным делам. Главные тезисы исследования — в нашем материале.

Авторы отмечают: в последние годы Китай активно увеличивает свою «дискурсивную силу» — способность формировать взгляды и предпочтения участников международных отношений. Это позволяет Пекину предлагать альтернативу западному дискурсу, продвигать свои интересы на мировой арене и создавать благоприятную среду для реализации своей внешней политики.

Среди стратегических целей Китая — добиться признания своей политической модели успешной и легитимной среди зарубежных партнеров, снизить обеспокоенность других стран относительно своего растущего влияния и нормализовать идею о правомерности китайского лидерства в глобальной политике. 

Нарративы предлагают трактовку вопросов мировой повестки

Достичь этих целей Китай стремится с помощью стратегических нарративов — взаимосвязанных историй, которые объясняют логику международных отношений в целом и предлагают трактовку ее отдельных элементов. В их числе — защита прав человека, кибербезопасность, миграция и т. п. Например, в нарративе об истоках современной системы международных отношений Пекин отмечает негативную роль европейского империализма, замедлившего развитие Китая и других стран Азии и Африки. Так Китай стремится подчеркнуть солидарность с этими странами и противопоставить Глобальный Юг Глобальному Западу.

В других нарративах КНР положительно оценивает послевоенный мировой порядок и его ключевые элементы, в первую очередь ООН и основные международные финансовые институты. А идеи, продвигаемые США и союзниками, подвергает критике. Китай выступает против западного тезиса о том, что нынешняя международная арена представляет собой борьбу между демократиями и автократиями. Вместо этого Пекин предлагает нарратив о том, что на деле противостояние идет между теми странами, которые стремятся сохранить свое привилегированное положение, и теми, кто борется за более справедливое распределение власти.

Стабильный мир будущего, по версии КНР, основан на равенстве, взаимном уважении, сохранении открытости мировой экономики, более справедливом глобальном управлении и многополярности. Китай не отказывается от деления государств на великие державы и малые государства, но подчеркивает, что мир во главе с великой державой нового типа будет более справедливым. Нарратив об идентичности Китая как раз утверждает, что такой державой может стать КНР.

Китай активно обсуждает важные вопросы мировой повестки — изменение климата, миграцию, права человека, кибербезопасность, — предлагая свои трактовки. Например, продвигает идею, что стимулирование социально-экономического роста решит многие проблемы — от предотвращения конфликтов до регулирования вынужденной миграции.

Разные культуры — разные нарративы

Стратегические нарративы КНР совместно создают правящая элита, СМИ и научное сообщество. Однако подача информации зависит от аудитории — это заметно по выступлениям китайских дипломатов в разных странах. В Африке они апеллируют к общему колониальному прошлому, критикуя «неоколониализм» Запада и позиционируя Китай как союзника. А в Казахстане фокусируются на исторических связях через Великий шелковый путь.

Для подкрепления китайских идей привлекаются и локальные символы. Например, в нарративах для России появляются отсылки к Великой Отечественной войне — важному историческому событию для российской идентичности. Информационная среда США не дружественна для продвижения китайских идей, но Пекин, учитывая поляризацию американского общества, обращается к целевым группам, которые находят его идеи привлекательными. Так, тезисы о сложности расовых вопросов в США адресованы азиатским диаспорам и афроамериканцам.

Китайские нарративы популяризируют не только в СМИ

Самым масштабным каналом распространения нарративов исследователи из Питерской Вышки называют китайскую систему СМИ, где крупные госкорпорации соседствуют с региональными изданиями, массовыми и нишевыми медиа. Также КНР договаривается о размещении информации в крупных иностранных медиакомпаниях — например, The Wall Street Journal. Одновременно китайские дискурсы продвигаются через социальные сети и блогеров, чья связь с властями КНР не всегда очевидна. У большинства крупных СМИ, посольств и государственных органов есть аккаунты в соцсетях, в том числе заблокированных на территории КНР.

Для продвижения своих идей на высшем уровне Китай активно использует международные форумы и организации. Он не только распространяет свои тезисы на площадках международных институтов и организаций, но и стремится физически занять больше мест в их инфраструктуре. Например, сейчас представители КНР возглавляют четыре специализированных агентства ООН из 15.

Наконец, Китай пытается повысить свой авторитет в академическом сообществе. Для популяризации нарративов среди исследователей и аналитиков Пекин создает сети мозговых центров вместе с другими странами и организует совместные научные мероприятия, где темы и способы их обсуждения модерируют представители КНР.

Единый нарратив создать невозможно

Китайские дискурсы распространены на широкую аудиторию. Однако, отмечают Елена Соболева и Светлана Кривохиж, сохраняются и барьеры, не позволяющие Пекину стать мировым лидером идей даже несмотря на хорошее финансирование идеологической работы. Среди них — не всегда высокое качество создаваемого контента, сложность привлечения новой аудитории и выстраивания доверительных отношений с ней. Кроме того, китайские идеи конкурируют с другими нарративами, давно пользующимися доверием широкой аудитории.

В современных условиях из-за развития технологий и фрагментации аудиторий невозможно создать единственный господствующий нарратив. Скорее, можно говорить об альянсах, объединяющих страны с близким мировосприятием. «Китай имеет все шансы стать лидером одного из таких альянсов и формировать мировоззрение своих последователей. В этом случае России пришло время отрефлексировать, какое место она займет в этой конфигурации», — резюмируют ученые.