• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Образование в Питерской Вышке дает уверенность в будущем»

Кристина Вахрукова переходит на пятый курс программы «История». Уже в 10-м классе она была уверена, что хочет учиться именно в Питерской Вышке, поэтому не раздумывая выбрала платное обучение. Свою образовательную программу она ценит за междисциплинарность, интерес к Латинской Америке и возможность проходить практику в музеях, архивах и на археологических раскопках. Рассказываем о пути студентки в Питерской Вышке.

«Образование в Питерской Вышке дает уверенность в будущем»

Фото из личного архива Кристины Вахруковой

Поступление в Питерскую Вышку

С университетом и программой я определилась еще в 10-м классе. У нас была прекрасная учительница истории, которая вдохновила меня не только изучать этот предмет, но и поступать в Питерскую Вышку. Она говорила: «Вот, посмотри, в каких рейтингах есть этот вуз, ты со своими знаниями сможешь там многого добиться».

Потом я раз пять ездила на Дни открытых дверей Питерской Вышки! Сначала, чтобы познакомиться с университетом и программой, а потом — просто почувствовать атмосферу этого места. Помню, как впервые приехала в красивый корпус на канале Грибоедова… Там выступал наш академический руководитель Адриан Селин. Мне очень понравилось, как он строил диалог с нами, абитуриентами, как общался со студентами — мы все были как коллеги. У меня сразу сложилась картинка в голове, как там классно! И тут сомнений уже не было — если не в Питерскую Вышку, то куда?

Экзамены я сдала удачно, но понимала, что не пройду на бюджет. К счастью, баллов хватило на скидку в 70% — моих родителей это устроило. Сейчас я перевожусь на бюджетное место, потому что четвертый курс выдался очень продуктивным: почти все предметы я закрыла на «отлично». Такой результат стал для меня приятной неожиданностью: весь год я спокойно училась и просто делала то, что мне нравится. Начала с проб и ошибок, а сейчас освоилась, стала лучше писать исследовательские работы и повысила уровень английского. Да и преподаватели стали уже родными: они хорошо знают наши интересы и стараются каждого вдохновить.  

Плюсы учебы на программе

Междисциплинарность

Программа междисциплинарная — у нас есть много свободы в выборе интересов. Уже с первого курса я погружалась в разные науки. Поначалу переживала, что меня бросает из стороны в сторону, а сейчас понимаю: знания делают картину мира гармоничнее.

На первом курсе меня сильно впечатлила социальная антропология. Я взглянула на общество совершенно другими глазами и настолько вдохновилась, что взяла майнор по этой дисциплине. Познакомившись с преподавателями, я поняла, что в Вышке очень сильные антропологи — в их числе Николай Ссорин-Чайков, который 14 лет преподавал в Кембридже. Они здорово направляли нас, но при этом предоставляли полную свободу в темах. Я, например, изучала материнство.

Помимо социальной антропологии, многие другие предметы запали в душу. Очень полезным оказался курс по глобальной истории: было интересно проследить, как переплетаются исторические процессы, происходящие в Европе и Азии. Также выделю «Социальный урбанизм» Екатерины Калеменевой. Как она увлекательно рассказывала про советскую архитектуру — это было просто восхитительно! «Философия языка» Ивана Микиртумова мне тоже понравилась — тема вовсе непростая, но преподаватель так просто и увлекательно ее преподносил, что я с удовольствием в нее погрузилась.

На втором курсе появился второй обязательный язык. Я выбрала итальянский и за три года довела его до очень хорошего уровня. Так получилось, что на третьем курсе язык повлиял на мои научные интересы, открыв доступ к большому количеству источников.

Изучение Латинской Америки

Мне нравится, что программа идет в ногу со временем — по нашей просьбе появляются новые дисциплины. Например, для студентов-историков и филологов создали факультатив по испанскому языку. Порадовало, что преподавание языка велось с опорой на историю, искусство и политику изучаемого региона.

Поскольку Вышка активно развивает партнерства с международными университетами, на программе появились и регионоведческие курсы, в том числе по Латинской Америке. Мне очень понравилось, как преподавали дисциплину: приятно и не сухо, но и факты на месте. Мы изучили буквально все: начали с географии и закончили современной политикой и последними выборами в Мексике. Такая многоплановость позволяет нам держать планку, которая есть в ведущих международных вузах.

Практика в Великом Новгороде и «Кунсткамере»

Студенты-историки проходят практику в музеях, архивах, школах и СМИ, а также на археологических раскопках. Моя первая археологическая практика случилась летом после первого курса. Мы отправились в Великий Новгород, где копали Троицкий раскоп — это один из самых известных раскопов в Новгороде.

Первая экспедиция была больше про эмоции. Мы визжали от счастья, когда нашли первые артефакты — старинные красочные бусины. Принесли их археологам, а они сказали: «Они не из этого слоя, мы копаем уже в другом времени». Это означало, что кто-то до нас не докопал предыдущий слой, поэтому невозможно определить, к какому веку относится эта находка. То есть она уже не представляла ценности. Такие тонкости можно узнать, конечно, только в экспедиции. Кроме того, археологическая практика — это еще и хорошая возможность подружиться с однокурсниками. С нами были и ребята со второго курса, потому что в их год экспедиция отменилась из-за коронавируса. С тех пор мы стали отличными друзьями.  

На курсе по археологии я задружилась с нашей преподавательницей, которая пригласила меня поучаствовать в оплачиваемой археологической практике. В конце июля я вернулась из поездки в Новгород, а уже в августе отправилась в другую экспедицию в Кингисеппский район. Ее организовала «Кунсткамера» по заказу компании «Газпром нефть». В районе хотели проложить линию газа, но без археологической разведки это сделать невозможно. Там мы нашли наконечники стрел XII-XIII века, вот это был восторг!

Дальше последовали другие практики — музейные, архивные. Больше всего мне понравилось в «Кунсткамере», где я оказалась благодаря тем же связям, приобретенным в первой экспедиции. По сути практика была у меня индивидуальная — меня пристроили к замечательному куратору музея и прекрасному археологу Марине Поповой. Там я научилась работать с камнями — для историков они тоже представляют огромную ценность, ведь некоторые из них застали еще неандертальцев! А еще там проявился мой интерес к Латинской Америке. Однажды я попала в рабочий кабинет Юрия Кнорозова — известного этнографа, историка и лингвиста, который исследовал письменность майя. У меня была возможность изучать его невероятно редкие книги. С того момента и началась моя любовь к Мексике, а музей стал для меня родным. Меня расстраивает, что не все понимают его суть и смысл.

Полезные навыки и уверенность в будущем

Скоро я выпускаюсь, но совсем не тревожусь — образование в Питерской Вышке дает уверенность в будущем. Все, что я делала, было не зря. Каким я вижу свое развитие? Мне хочется остаться в научном сообществе, с которым я сроднилась. Только увижу научную книгу — и сразу руки чешутся ее почитать. Так что другого пути я для себя не вижу: пусть будут исследования.

Помимо этого, учеба дала мне уверенность в себе — прежде всего, в отстаивании своей точки зрения, ведь за четыре года ее никто не подавлял. Я думаю, что как личность я тоже выросла. Было очень много семинаров, которые побуждали задуматься и о жизни.

Не менее полезной оказалась работа с цифровыми источниками. Этот опыт научил меня, что историку важно понимать принципы хранения оцифрованных материалов. Чтобы до нас дошел бумажный документ, за его состоянием следит архивариус. То же самое нужно проделывать и с другими источниками. Например, из-за постоянного развития компьютеров, аудиозаписи нужно регулярно переформатировать. Мне удалось погрузиться в тонкости архивного дела и изучить разные программы поддержки сайтов, которые позволяют хранить данные таким образом, чтобы исследователи в ближайшие десятилетия не сталкивались с трудностями. Уверена, что эти знания пригодятся мне в будущем. 

Подробнее о программе «История» можно узнать на сайте. Если вы не попали в «зеленую волну», то по-прежнему можете заключить договор на платное обучение. Как это сделать — рассказали по ссылке.