«Такой опыт больше нигде не приобретешь»: завершилась Школа по практическому программированию и анализу данных
В мае в «Кочубей-центре» состоялся заключительный этап Школы по практическому программированию и анализу данных. Его организовала Школа физико-математических и компьютерных наук при поддержке VK и других партнеров. В проекте приняли участие 49 школьников из 20 городов России — от Петербурга до Тюмени. Первое место заняла команда, работавшая под руководством Лаборатории естественного языка ВШЭ-Яндекс: конкурсанты создали бота для распознавания психических отклонений.
Первый этап Школы по практическому программированию и анализу данных прошел в феврале в онлайн-формате. На участие в нем зарегистрировались около 500 человек. В течение пяти дней школьники слушали лекции и решали задачи от преподавателей Питерской Вышки и экспертов из крупных IT-компаний: VK, «Сбер», «Тинькофф», «1С», BIOCAD и YADRO. По итогам первого этапа самые активные старшеклассники получили два дополнительных балла, которые можно использовать для поступления на программы Школы физико-математических и компьютерных наук.
Второй этап проекта проводился с 6 по 11 мая в «Кочубей-центре» Питерской Вышки. Участники слушали лекции по машинному обучению и промышленному программированию, а также занимались проектами от компаний-партнеров и научных лабораторий Питерской Вышки. Задачи для конкурсантов предоставили VK, BIOCAD, Yadro, «Тинькофф», «Сбер», «Альфа-Банк» и Лаборатория естественного языка ВШЭ-Яндекс. Разделившись на 10 команд, работу над проектами вели 49 старшеклассников из разных городов России.
Михаил Мухин, декан Школы физико-математических и компьютерных наук
Школа получилась очень разносторонней — и все благодаря тому, что выросло количество партнеров проекта. В этом году свои задачи конкурсантам впервые предоставили «Альфа-Банк» и компания Yadro, вместе с которой факультет открывает бакалаврскую программу «Компьютерные технологии, системы и сети». От Yadro было сразу три проекта, все они касались различных видов связи и реальных итоговых продуктов, что дало Школе инженерно-ориентированный уклон. Взаимодействие с проектом расширил «Сбер»: в этом году эксперты компании не только прочли лекции для старшеклассников, но и предложили им спроектировать бота с рекомендациями для путешественников. Мы очень рады интересу к нашей работе и надеемся, что Школа станет отправной точкой для новых креативных проектов.
Генеральным партнером Школы по практическому программированию и анализу данных стала компания VK. Для финального этапа VK предложила создать алгоритм, который позволил бы определять и оценивать эстетическую привлекательность изображений в соцсети. Решение этой задачи позволит улучшить качество рекомендаций отдельных продуктов экосистемы компании.
Александр Швец, директор по информационным технологиям «ВКонтакте»
Такие проекты, как Школа по практическому программированию и анализу данных, важны как для старшеклассников, так и для компаний. С одной стороны, школьники знакомятся с современными технологиями, узнают, как устроен процесс разработки в бизнесе и что сейчас действительно востребовано в технологических компаниях.
С другой — компании присматриваются к талантливым ребятам и помогают им развиваться. Например, участники проекта, которые поступят в Питерскую Вышку, в будущем смогут присоединиться к Инженерно-математической школе, которую курирует VK совместно с университетом.
Что касается уровня сегодняшних конкурсантов, то он очень высокий. Глядя на презентации, легко забыть, что между собой соревнуются не опытные разработчики, а школьники. Приятно видеть такую вовлеченность в работу и уровень подготовки!
Первое место по итогам состязаний заняла команда, которая работала над проектом Лаборатории естественного языка ВШЭ-Яндекс и Лаборатории социальной и когнитивной информатики. Победителями стали Артем Гуйван, Никита Исаенко, Анна Матюк, Егор Рождественский, Мария Ширкунова и Артем Селезнев. На основе данных из нескольких баз участники создали Telegram-бота, который анализирует психическое здоровье по присланному тексту и дает рекомендации о том, как психологически поддержать себя. Участники посчитали, что такой проект может быть перспективным для регионов, где психологическая помощь пока менее доступна. Также они подчеркнули, что рекомендации бота не являются окончательными: чтобы подтвердить диагноз, необходимо обращаться к врачу.
Один из победителей — Артем Гуйван из Великого Новгорода — участвует в Школе уже во второй раз. В прошлом году его команда не вошла в тройку лидеров, а в этом году завоевала не только первое место, но и приз зрительских симпатий. «Я очень рад, что наша команда победила. Впрочем, если бы выиграл кто-то другой, я бы не расстроился», — поделился старшеклассник. «Мне нравится не гонка, а сам процесс — даже ошибки, которые мы допускали. И ребята здесь собрались потрясающие, мы здорово провели время».
На второе место вышла команда под руководством компании BIOCAD, в партнерстве с которой реализуется магистерская программа «Вычислительная биология и биоинформатика». Старшеклассники проводили анализ гистологических изображений при помощи компьютерного зрения: это помогало оценить структуру и размер внутренних органов. Если автоматизировать анализ гистологии, можно сократить трудозатраты сотрудников компании в два раза. Ментором для команды стала Ксения Балабаева, Data Scientist в компании BIOCAD и выпускница Школы физико-математических и компьютерных наук. В прошлом году команда, которую она курировала, также показала высокие результаты и заняла первое место.
Ксения Балабаева, Data Scientist в компании BIOCAD
Школа по практическому программированию и анализу данных привлекает тем, что здесь много классных участников из года в год. Со многими конкурсантами я уже была знакома: двое приезжали на Школу в прошлом году, еще один участвовал в «Больших вызовах» в Сириусе. Конечно, меня уже не раз спрашивали о стажировках в BIOCAD, и когда ребята станут студентами, мы будем рады пригласить их пройти отбор на стажировку в компании.
Выступлением своей команды я довольна. Понравилось и то, какие гипотезы проверили школьники, и то, как прошла презентация. Понятно, что успелось не все, но сроки были ограничены: результат, который показали ребята, все равно впечатляет! Мы благодарны участникам за работу: проект отражает реальную потребность компании BIOCAD и по предварительному исследованию стало понятно, какие гипотезы можно отбросить. Остальное мы, конечно, будем дорабатывать, но шанс, что проект дойдет до конечного пользователя, действительно есть.
Валерия Чунихина, 11-й класс, СУНЦ УрФУ
Я участвую в Школе второй год подряд. Главной задачей на этот раз было познакомиться с крутыми ребятами и получить новый опыт. Я узнала много нового о моделях машинного зрения — было бы неплохо погрузиться в эту область уже после школы.
Сам проект мне очень понравился: мне интересно совмещать задачи информатики и биологии. Внедрение искусственного интеллекта в фарминдустрию мне кажется очень перспективным. Возможно, в будущем я выберу направление, которое стоит на стыке естественных и компьютерных наук.
Третье место заняла команда под руководством VK, которая создавала программу, способную оценить привлекательность картинки. На четвертое место вышла команда с проектом «оптической» рации, для которого нужно было установить лазерную связь между двумя компьютерами и обеспечить устойчивую передачу данных. Куратором команды выступила российская IT-компания Yadro.
Помимо лектория и работы над проектами, участников ждала развлекательная программа: экскурсия в Екатерининский дворец, настольные игры и конкурс на лучший влог. Одним из лучших был признан блог Варвары Басковой: она приехала из Тюмени, чтобы поучаствовать в заключительном этапе Школы. «Нам важно, чтобы участники Школы не только получали новые знания и проектный опыт, но и активно знакомились между собой, образовывали сообщество людей со схожими интересами. По личному опыту мы видим, что ребята не теряют связь друг с другом и после Школы. Это правда важно: и для соревнований, и для поступления, и для будущей работы, да и в целом для жизни», — говорит Михаил Мухин, декан Школы физико-математических и компьютерных наук.
Варвара Баскова, Тюмень, 16-я гимназия
Я учусь в IT-классе, и мои одноклассники завидуют, что я сюда поехала. Говорят: «Как так, почему нам не сказала?» Мне кажется, на такие школы и правда важно ездить, потому что такой опыт больше нигде не приобретешь. Более того, здесь много классных людей, и все они хорошо разбираются в программировании. Мы отлично проводили время вместе!
Я участвовала и в первом этапе. Занятия по алгоритмам оказались очень полезными: решила контест без особых проблем и прошла дальше. Второй этап стал для меня абсолютно новым опытом. До Школы я не делала ничего сложнее змейки на Python, а тут нужно было написать генератор математических уравнений. Благодаря проекту я научилась работать с фреймворком Flask и разобралась с тем, что такое токены. С удовольствием поучаствую в таком мероприятии и в будущем!
Все участники остались довольны соревнованиями. Некоторые из них заинтересовались бакалаврскими программами Питерской Вышки. Например, десятиклассник петербургского лицея ФТШ Антон Тагиев задумался о поступлении на «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект». «Мне кажется, что проекты в таком возрасте — это классный способ окунуться в среду, максимально приближенную к реальной промышленной разработке. И такие школы могут стать большим стимулом и мотивацией двигаться дальше», — отметил Антон. Обучением в Питерской Вышке заинтересовался и Артем Гуйван, сейчас он учится в 11-м классе.
По итогам соревнований лучшим участникам вручили подарки от «Альфа-Банка», «Тинькофф» и Питерской Вышки. Авторы самых заметных работ также получат дополнительные баллы для поступления на программы Школы физико-математических и компьютерных наук. Победителям полагается восемь баллов, призерам — шесть. С первым этапом полученные баллы не суммируются.
Школа по практическому программированию и анализу данных для старшеклассников проходит ежегодно. Она знакомит участников с проектным подходом к обучению и позволяет пополнить портфолио. Подробнее об этом и других мероприятиях факультета можно прочесть на сайте.
Мухин Михаил Сергеевич
Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук: Декан