В Питерской Вышке появились четыре новые научно-учебные группы
Подведены итоги конкурса на создание научно-учебных групп. Победителями от Питерской Вышки стали четыре проекта по филологии, истории и юриспруденции.
Конкурс на создание научно-учебных групп проходит раз в год. Он помогает студентам бакалавриата и магистратуры, а также аспирантам начать научную карьеру и провести исследование под руководством опытного наставника. Результатом работы станут научные статьи или коллективные монографии.
По итогам конкурса в кампусе открываются четыре новые научно-учебные группы: три относятся к Школе гуманитарных наук и искусств, одна — к Юридическому факультету.
Новые научно-учебные группы
— «Русский верлибр: антология, типология, исследования». Руководитель — Антон Азаренков, кандидат филологических наук, доцент департамента филологии.
— «Экспериментальное изучение и моделирование когнитивных механизмов речевой деятельности». Руководитель — Анастасия Колмогорова, доктор филологических наук, руководитель магистерской программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании».
— «Российская психиатрия в транснациональном контексте: трансферы и циркуляции научных теорий и повседневных практик (вторая половина XIX — XX вв.)». Руководитель — Павел Васильев, кандидат исторических наук, старший преподаватель департамента истории.
— «Государство, церковь и право». Руководитель — Михаил Антонов, PhD, профессор кафедры теории и истории права и государства.
Исследователи русского верлибра обратятся к истории этого стихотворного жанра и изучат его характерные черты. Работа пройдет в два этапа. Сначала филологи составят научно выверенную антологию русского свободного стиха XVIII–XXI веков. Для исследования они используют архив Юрия Борисовича Орлицкого, стиховеда и собирателя верлибров. Потом оцифруют и прокомментируют материалы и подберут подходящие способы анализа.
Антон Азаренков, доцент департамента филологии
Несмотря на свою распространенность, а в отдельные периоды — даже популярность, свободный стих до сих пор не получил в нашей науке позитивного определения, только наивно-негативные. Верлибр — это такой тип стихосложения, в котором нет метра, рифмы, регулярной строфики и так далее. Но что же в нем все-таки есть? Чем верлибр отличается от прозы в столбик? Какие он имеет стиховые и языковые особенности? Какова его история и типология? На эти вопросы стиховедческая наука пока не дала удовлетворительных ответов. Наш проект призван закрыть этот пробел и предложить свой взгляд на исследование русского свободного стиха.
В проекте об истории медицины студенты и аспиранты проанализируют российскую психиатрию второй половины XIX — XX веков. В фокусе этого исследования окажутся международные научные коллаборации того периода. Историки обратятся к рефератам иностранных научных исследований по психиатрии и рассмотрят, какую роль играл этот источник в распространении знаний. Также исследователи изучат историю перевода медицинской литературы о психиатрии, рассмотрят практику цитирования и рецензий на зарубежные книги и проследят научные контакты между отдельными учеными и крупными институтами в целом.
Павел Васильев, старший преподаватель департамента истории
Этот исследовательский проект позволил объединить мои давние интересы в области социальной истории медицины, истории эмоций и глобальной истории. Особая роль психиатрии как медицинской дисциплины, которая во многом определила эпоху модерна, также хорошо известна еще со времен Мишеля Фуко. Но, разумеется, для научно-учебной группы важнее устойчивый интерес студентов и аспирантов к проблематике. Этот интерес к истории душевных заболеваний берет истоки из современной дискуссии о ментальном здоровье, и он заметен не только по тематике курсовых и дипломных работ, но и в проектной деятельности. Так, около двух лет межкампусная команда студентов Вышки успешно описывала и оцифровывала архив Музея Преображенской психиатрической больницы в Москве. А транснациональная рамка позволяет пересмотреть расхожее представление о российской психиатрии как об изолированной и политизированной дисциплине. Мы рассчитываем показать не только отличия, но и сходство в подходах к лечению душевных заболеваний в России и за рубежом. Кроме того, мы постараемся показать в том числе неочевидные и ранее малоизученные пути распространения научного знания и лечебных практик в психиатрии.
Полный список победителей конкурса доступен по ссылке.
Азаренков Антон Александрович
Департамент филологии: Доцент
Антонов Михаил Валерьевич
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): Профессор
Васильев Павел Андреевич
Департамент истории: Старший преподаватель
Колмогорова Анастасия Владимировна
Департамент филологии: Профессор