«Создать «проектный коллайдер»: декан Школы социальных наук и востоковедения — о планах на развитие факультета
В 2023 году Александр Сорокин стал новым деканом Школы социальных наук и востоковедения. Среди его научных интересов — социально-экологические исследования, социальные исследования высшего образования и науки. О новых образовательных программах, партнерских исследованиях и направлениях мобильности Александр Николаевич рассказал в интервью.
— Александр Николаевич, вы уже больше четырех месяцев занимаете должность декана. Поделитесь впечатлениями о кампусе и факультете.
— Мое знакомство с петербургским кампусом началось давно — когда я еще работал в Тюмени, мы сотрудничали с коллегами из Лаборатории экологической и технологической истории. Но одно дело — работать с Вышкой дистанционно, и совсем другое — попасть внутрь и стать частью команды. Все знают Высшую школу экономики как молодой, энергичный и динамичный вуз, и когда я начал здесь работать, то сразу понял — это правда.
Обычно, когда в коллектив приходит новый руководитель, он выбирает одну из двух стратегий: оставляет все как есть или привносит кардинальные изменения. Но эффективнее третий путь. Школа социальных наук и востоковедения — очень сильный факультет. Здесь сильные исследовательские коллективы, конкурентные образовательные программы, большой потенциал для развития экспертизы и консалтинга. И моя задача — сохраняя сформированный капитал, находить новые векторы развития.
— Каким вы видите развитие науки на факультете?
— Я считаю, что развитие факультета — в сотрудничестве с партнерами и сообществами как в академической среде, так и в неакадемической. У нас мощная школа в области количественных и качественных исследований. При этом наши интересы не ограничиваются только профильными областями — мы охотно работаем с другими направлениями и привлекаем коллег для совместных проектов.
Приведу один пример из недавней международной поездки: некоторых наших партнеров в Индии интересует проблема экологической культуры и социального благополучия — как повысить уровень экологической культуры и вовлечь население, государство и бизнес в устойчивое развитие. И чтобы провести комплексное исследование, недостаточно одних социологических инструментов — в этом случае нам понадобится помощь экспертов других подразделений. Например, мы, как специалисты в области социальных наук, можем провести качественные и количественные исследования экологической культуры и создать на их основе рекомендации по работе с населением, органами власти и бизнеса Индии. А коллеги из Школы экономики и менеджмента могут дополнить наши рекомендации экономическими расчетами и моделями. К этому же проекту можно подключить специалистов Школы дизайна, чтобы они провели дизайн-исследование и разработали итоговые материалы для для разных групп населения, органов власти и бизнеса Индии.
Сейчас на факультете уже есть несколько активных совместных проектов. Например, в Лаборатории социальной и когнитивной информатики вместе работают социологи, психологи, математики и специалисты в сфере IT. Продуктивным представляется и взаимодействие со Школой физико-математических и компьютерных наук.
Получается, что специалисты нашего факультета могут говорить на одном языке с представителями разных сфер: с учеными, органами власти, бизнес-сообществами. И это помогает нам запускать и развивать крупные и интересные междисциплинарные исследования. Вместе с этим и в России, и в мире бюджетное финансирование в области науки идет преимущественно на большие проекты. И чтобы участвовать в серьезных конкурсах, нам нужно объединять усилия существующих подразделений, в том числе подключать к работе и другие факультеты.
Моя основная идея — это запуск своего рода «проектного коллайдера», когда факультет становится точкой сбора исследований не только для себя, но и для кампуса. Идея в том, чтобы совместно планировать интересные проекты для наших студентов и сотрудников, а также для партнеров.
— Какие изменения ждут факультет в области образования?
— Одна из конкурентных особенностей нашего факультета — объединение науки и образования. Особенно в области программ по социологии. У нас много исследовательских подразделений, и студенты с первого курса начинают с ними взаимодействовать и включаются в реальные научные проекты. Например, недавно наши студенты по заказу администрации Питерской Вышки провели исследование — изучили мнение обучающихся о состоянии общежитий нашего кампуса. В итоге студенты разработали рекомендации по улучшению жилищных условий, которые будут учтены при ремонте. Таким образом они приняли участие в важной работе как для себя, так и для всего университета.
Участие студентов в проектах реальных заказчиков полезно по нескольким причинам. Во-первых, так обучающиеся получают опыт работы еще до выпуска из университета. Во-вторых, когда студенты видят, что их навыки действительно применимы и полезны, это повышает мотивацию учиться и работать дальше. Поэтому в области образовательных программ важным представляется усиление взаимодействия с партнерами — теми, кто может дать свою экспертизу и предложить студентам места для практики, стажировки и работы в будущем.
Также мы планируем развивать дополнительные — сквозные — образовательные программы, на которых могли бы обучаться студенты разных направлений: и политологи, и социологи, и менеджеры. Такие сквозные программы подразумевают, что студенты учатся на своем основном направлении подготовки, но параллельно посещают дополнительные занятия, чтобы конкретизировать свою экспертность. Например, это могут быть программы в области изучения городской среды или урбанистики.
Вместе с этим мы думаем и о запуске междисциплинарных программ, где будут изучать не только социальные науки, но и естественные. Это касается области устойчивого развития, ESG, адаптации к климатическим изменениям и т. п. Мы сейчас активно прорабатываем эти направления, потому что на это есть запрос у органов власти и представителей бизнеса.
— Какие направления развития партнерских программ вы считаете перспективными?
— Партнеров можно привлекать совершенно разных, потому что работа с данными и пользователями полезна, и на это есть запрос у компаний разного профиля. Одно из перспективных партнерский направлений — это городское развитие. Сейчас девелоперы стараются не просто строить здания с квартирами, а создавать определенную среду для конкретного потребителя. И с их стороны есть запрос на то, чтобы проводить предварительные исследования: составить портрет покупателя — какие у человека запросы, какие сервисы и услуги ему необходимы. С другой стороны, нужны и постпроектные исследования, чтобы понимать, удалось ли достичь поставленной цели. И с этими задачами студенты нашего факультета могут прекрасно справляться, потому что обладают всеми необходимыми навыками. Причем заказчиками таких проектных исследований могут выступать девелоперы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
Помимо этого, актуальной и интересной для партнерства сферой является культура и туризм. В России сейчас активно развивается внутренний туризм. Как классические его виды, так и новые для нашей страны — например, экологический, устойчивый. В этой области тоже есть много вопросов, в решении которых заинтересованы региональные власти, туроператоры и компании. И здесь наши специалисты уже активно работают — есть варианты как для взаимодействия с коллегами в нашем кампусе, так и с другими вузами и НИИ.
— Какие шаги уже предприняты, чтобы воплотить в жизнь планы по развитию факультета?
— В области образования мы сейчас проектируем новые образовательные программы и обсуждаем нововведения в существующих. За последнее время ситуация в мире сильно изменилась, и некоторые магистерские программы нуждаются в изменениях. Например, нужно искать новых партнеров для региональных треков, и вузы Индии, Латинской Америки и стран Азии в этом плане довольно перспективны. И сейчас идут переговоры о совместных исследованиях и проектах как с вузами в этих странах, так и в других. Например, я активно привлекаю контакты из Казахского национального университета имени аль-Фараби. Это один из ведущих вузов Казахстана, и мы с ними ведем переговоры о взаимодействии в рамках программы «Сравнительная политика Евразии». С Фуданьским университетом (Китай) мы также ведем разговоры об исследованиях, в первом квартале 2024 года собираемся провести совместный семинар.
Мы также решаем вопрос о развитии академической мобильности. Здесь важно не только определиться с перспективными странами, но и придумать новые форматы программ. Например, и студентам, и партнерам интересны совместные экспедиции, полевые исследования, краткосрочные визиты в рамках мини-проектов. Причем такая мобильность будет доступна не только нашим студентам, но и преподавателям. При этом сложившиеся форматы академической мобильности остаются и мы работаем над расширением возможностей за счет новых партнерств.
— Расскажите про ваши личные исследовательские интересы.
— У меня несколько образований. Базовое — это классическое историческое, магистерское — в области менеджмента с фокусировкой на HR. Свою кандидатскую диссертацию я писал по направлению «История в науке и технике». Моя работа была посвящена истории развития физики в Сибири.
Сейчас я питаю большой интерес к социально-антропологическим и культурно-антропологическим исследованиям. Вместе с этим мне интересны и исследования в области менеджмента: организационная культура и идентичность, кадровая политика в высшей школе и т. п. Если говорить про основные темы моих исследований, то они посвящены изучению университетов. Сначала меня привлекала история их развития, затем стало интересно изучать процессы внутри: как меняется профессия преподавателя и профессиональная идентичность, что собой представляет организационная культура современных университетов. И в этом ключе я проводил сравнение отечественных университетов с вузами Франции, Германии и Великобритании.
В последнее время я активно занимаюсь социально-экологическими исследованиями. Например, экологической историей университетов и их участием в экологической политике. Вдохновляет область климатической политики — интересно, как власть, население и бизнес реагируют на климатические изменения.
Например, мы с коллегами геологами, экологами и юристами изучали высокогорье в республике Алтай, Кош-Агачский район. Там за последние 60 лет среднегодовая температура повысилась примерно на 2,5 градуса Цельсия. Такие изменения в итоге вызвали определенные последствия, среди них — распространение чумы. О нашем исследовании мы даже сняли документальный фильм «Человек в меняющемся климате». Его первая часть практически готова — в ней мы рассказываем о том, как население относится к климатическим изменениям и адаптируется к новым условиям, в том числе и к вспышкам чумы.
— Какие у вас есть увлечения и хобби вне научной деятельности?
— Я очень люблю бег и каждый год участвую в марафонах. Это хобби помогает мне замедляться и рефлексировать. Особенно нравится бегать в новых городах и изучать новые места. Это позволяет увидеть разные слои города и почувствовать его ритм. Вместе с этим люблю читать и играть в интеллектуальные игры. Еще мне очень нравится путешествовать, особенно с семьей.