• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Петяхина — о выставке «33 знака», арт-дирекшене в «Собаке.ru» и собственном журнале «Шило»

Еще в студенчестве на программе «Дизайн» Анастасия Петяхина подключалась к крупным проектам. Первым стала выставка «33 знака», организованная с ЦВЗ «Манеж». Но дальше — больше. Судьба привела выпускницу в «Собаку.ru», где она начинала с верстки, а закончила арт-дирекшеном. А потом Анастасия создала свой журнал об искусстве — «Шило». Поговорили с выпускницей и преподавателем Питерской Вышки о карьерном опыте.

Анастасия Петяхина — о выставке «33 знака», арт-дирекшене в «Собаке.ru» и собственном журнале «Шило»

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Что вам запомнилось больше всего за четыре года в Вышке?

— Самыми запоминающимися были первый и второй курс. Невероятное время! Новым казалось все. Школа дизайна только открылась, мы были первым набором. Все интересно, все в новинку. Мы были голодны до знаний, погружались в экспертную среду, дружили и, конечно, много тусовались — куда же без этого в студенческую жизнь. Очень сдружились тогда с однокурсниками — и общаемся до сих пор.

— То время помогло вам наладить профессиональные связи?

— Конечно, да! Некоторые мои однокурсники — и сейчас мои коллеги: по Школе дизайна, по другим проектам. Я частенько сотрудничаю с теми, кто активен. У нас сложилась профессиональная тусовка,  что лишний раз доказывает: дизайн — во всех смыслах о коммуникации.

— Как считаете, что вы вынесли из учебы в Школе дизайна?

— Благодаря Вышке я поняла, что работа дизайнера не ограничивается восьмичасовым сидением за компьютером. Состояние поиска будет с тобой всегда. Даже во время отдыха ты что-то подмечаешь и анализируешь, рабочий процесс не останавливается. И мне кажется, именно это отличает хорошего дизайнера.

В своих работах я частенько использую детали, которые подметила в обычной жизни. Так было с перезапуском визуала для бренда SIXONESIX, которым я занималась совсем недавно. Для него характерна техническая эстетика, очень популярная в последнее время. Но для этого перезапуска мы отталкивались не от референсов, найденных в интернете, а от необычных технических элементов — наклеек и прочего.

— Сейчас вы преподаете в Вышке. Каково это — после того, как вы сами были здесь студенткой?

— Очень классно! Я очень хорошо понимаю студентов: когда они филонят, чем заняты их мысли… Все-таки я и сама была на их месте и доподлинно знаю, когда ребята потратили на проект шесть часов, а когда — пару недель. У нас небольшая разница в возрасте, в силу чего еще важнее соблюдать рамки субординации. Но мне нравится, что мы говорим на одном языке, смотрим плюс-минус одно и то же. Словом, близки по духу.

Сами студенты вообще невероятные! Когда я начинала преподавать, то думала: вряд ли это продлится дольше года. А потом вдохновилась, когда увидела все эти горящие глаза, готовые впитывать каждое мое слово. Самое классное в преподавании — раскрывать в студентах то, в чем хороши именно они. Бывало такое, что на пару приходил замученный студент с тысячей экранов, которые он сотворил за ночь. Но видно, что это не просто работа, что человек получил удовольствие. И я испытывала такую гордость! При таком раскладе разлюбить дизайн невозможно. Если забыть о своей любви, студенты всегда напомнят.

— Один из первых публичных проектов, в котором вы участвовали, — выставка «33 знака», организованная с «Манежем». Как вы стали частью этого проекта и что сделали для него? 

— Когда началась пандемия, мы с однокурсниками как раз начинали работать над визуальными исследованиями. Тогда я сверстала одну из первых книжек и невероятно загорелась этим делом. Наложилось еще и то, что приходилось безвылазно сидеть в четырех стенах. В какой-то момент я устала листать ролики в социальных сетях и моей медитацией стала верстка. Митя Харшак заметил, что я стала значительно активнее, и предложил поучаствовать в проекте.

Поначалу на мне были совсем небольшие задачи. Нужно было перенести фирменный стиль, который уже разработал Митя, на мерч: зонтики, дождевики, карандаши и все остальное. Потом понадобились плакаты. Для них я нарисовала портреты 33 художников, участвовавших в выставке. И уже после этого создала навигационные таблички для инсталляции на «Манежной площади».

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Что вам дал этот проект?

— До «33 знаков» работа с крупными институциями казалась мне чем-то заоблачным. Ну где я и где «Манеж»? Но благодаря проекту я увидела — нет ничего невозможного.

Было приятно познакомиться с художниками, которые работали над этой выставкой. Мой преподаватель Константин Фурасьев создавал о ней короткометражный фильм, а я была у него на подхвате, помогала с аппаратурой. И пока велась запись, я слушала, что говорят эти самые художники — такие далекие и недостижимые. А тут получилось поговорить с ними лично, понять, откуда взялись те или иные идеи. Особенно вдохновило то, насколько по-разному мыслят все художники, насколько сильным может быть отличие в подходах к одной и той же задаче.

Я побывала и в мастерских этих художников — в том числе Александра Флоренского, меня вдохновила его коллекция старых советских чайников. Интересно узнавать о каких-то непубличных хобби именитых художников. 

— Про «33 знака» тогда активно писали СМИ. А вам каково было осознавать свою причастность к проекту?

— Это все было скорее в зоне бессознательного. Я как-то не сильно почувствовала свой вклад в выставку, зато Митя и другие кураторы очень постарались. Но что точно было приятно — так это увидеть свою иллюстрацию в шапке сайта «Манежа». Мне ведь когда-то — еще до поступления в вуз — хотелось стать художницей. И в голове мелькнула мысль: «Ну ок, художницей я не стала! Но в «Манеж» все равно попала».

— «33 знака» пробудили ваш интерес к верстке, а потом вы попали в «Собаку.ru» — да еще и на должность арт-директора. Как это случилось?

— Летом перед четвертым курсом я устроилась в брендинговое агентство, но через месяц поняла, что это не совсем мое. То есть брендинг мне нравится, но работать в сцепке с продажниками и маркетологами — это не мое. И тут я вспомнила о своей любви к верстке и подумала — где бы мне этим заняться? Чем вообще живут верстальщики и типографы? Начала присматриваться к стажировкам в типографических студиях, но все как-то не срасталось. То я заболевала, то нужно было уехать.

И дальше случилась магия. С нового учебного года у меня началась педагогическая практика, куратором моих студентов был Даниил Вяткин, тогдашний арт-директор «Собаки.ru». При знакомстве он почти сразу спросил, знаю ли я хорошего верстальщика. Искал человека, который помог бы ему сдавать номера [в печать]. Сказала ему: «Так это же я!» Вот так и оказалась в журнале. 

Первые полгода я действительно работала верстальщицей. Потом Даня ушел с поста арт-директора, и меня пригласили на его место.

— Какие у вас впечатления от работы в «Собаке.ru»?

— Это неоценимый опыт! Я безумно благодарна главному редактору Яне Милорадовской за все, что она мне дала. Меня нигде бы не научили тому, что я почерпнула за год работы в «Собаке.ru». Там совершенно другой ритм работы: очень высокий, но в ежемесячной печатной периодике и не могло быть иначе. Было классно, но иногда я с трудом соображала, что делаю. Зато скорость работы выросла в разы.

Жизнь в журнале тоже совсем другая. Перед глазами постоянно мелькают известные люди, бренды, рестораны… Словом, все, что относится к культурной жизни Петербурга. У меня с тех времен осталась забавная особенность. Когда гуляю по городу и вижу знакомое лицо, всегда немного впадаю в ступор. Мысленно спрашиваю себя: «Я правда знаю этого человека? Или просто когда-то верстала с ним номер?»

И особенно приятное чувство — постоянно видеть продукт, над которым работаешь. В газетных киосках, модных ресторанах, практически повсюду. Это не сравнится ни с чем.

— Вашим работам часто свойственно легкое хулиганство. Каково это — пробовать такой стиль в журнале с большой историей?

— Перед тем как меня пригласили на пост арт-директора, я полностью сверстала статью про клуб «Изич». Сама туда частенько ходила — любимое место для тусовок. Настроение «Изича» не было для меня загадкой — есть где разойтись, навалить панка. И мне было очень весело, что я ставлю на развороты котиков в журнале с почти двадцатилетней историей. Возможно, меня и арт-директором сделали, чтобы яркая панковская история продолжилась — где это уместно. Все-таки это и есть вовлечение в текст. Картинка тоже приковывает внимание читателя, мотивирует задержаться на материале подольше.

— Вам регулярно приходилось придумывать развороты про незнакомых людей. Что помогало лучше понять их образ?

— Во-первых, мне присылали текст самого материала. Если он затрагивал какие-то бренды или бизнесы, то дизайнеру и арт-директору давали побольше информации для полного погружения, либо ее нужно было добывать самостоятельно. Но вообще ресерч — огромная часть работы. Сидишь, гуглишь, выясняешь что-то через знакомых… Смотришь на съемку — в каком она характере. Задаешь вопросы главному редактору — какая идея закладывалась в интервью. Это все путь проб и ошибок, но рано или поздно получается нащупать что-то подходящее.

— Теперь у вас свой журнал — «Шило». Какая у него концепция?

— Это вневременной альманах. Он выходит раз в год, но контент, который туда попадает, в действительности не имеет срока годности. Команда журнала стремится фиксировать изменения, которые происходят в арт-индустрии. Это наш субъективный взгляд. Мы смотрим на искусство и город, думаем, о чем хочется рассказать, кого из менее распиаренных деятелей хочется подсветить.  И визуал делаем такой, чтобы читатели могли почувствовать художника.

Глобально «Шило» — это про создание единого сообщества. Сейчас это разрозненные группки и тусовки. Но сплотиться вокруг чего-то — вот это было бы круто. Все-таки у петербургской сцены огромный потенциал, но она не так заметна, как московская.

— В чем кайф делать свой журнал?

— В том, что он такой, каким ты хочешь его видеть! Можно придумать любое сумасшествие, поставить на это все и не бояться, что не получится. Если что — просто берешь и переделываешь.

Еще я поняла, что мне нравится работать с текстами, нащупывать свой стиль. В редакции с именем мне бы вряд ли позволили такие эксперименты. Учили бы правилам и канонам. Но я дохожу до них своим умом, вновь методом проб и ошибок. 

— В чем особенность журнала «Шило»?

— Наверное, наша сильная и одновременно слабая сторона в том, что мы ни от кого не зависим. Это позволяет принимать все решения самостоятельно и делать так, как мы в действительности хотим. Да, пока наша команда работает не ради денег, а по любви — но я точно знаю, вместе нам под силу что угодно, даже в сложные времена.

То, что команда небольшая, — тоже не так плохо. Медиамашины часто неповоротливы: любое решение должно пройти несколько инстанций. У нас наоборот: мы можем быстро принимать решения и реагировать на какие-то события.

— Где сейчас продается журнал? 

— Сейчас у нас порядка 13–14 точек продаж. Это известные книжные магазины Петербурга — Masters Bookstore, «Подписные издания», «Порядок слов», Garage Bookstore, Lebigmag и другие. 

— Как планируете развивать проект дальше?

— В идеале все-таки хочется найти финансирование. Я как раз занимаюсь подсчетами, сколько стоит наша работа на самом деле. И конечно, хочется выпускать журнал почаще — например, раз в полгода. Но это зависит от того, найдем ли мы рекламодателей.

Помимо этого, нам хотелось бы развивать свои онлайн-медиа. Сейчас на нашем сайте есть одна дополнительная страничка: летом мы с коллегой съездили на Дягилевский фестиваль и так вдохновились, что привезли оттуда материал. Для журнала он не подходил по концепции, а рассказать хотелось: привезли оттуда тонну текстов и фотографий. И вот точно так же нам хотелось бы освещать какие-то городские ивенты — но безоценочно, передавать личные ощущения от процесса.

И еще было бы здорово чаще выпускать мерч, это поддерживает выход нового номера, повышает нашу узнаваемость, да и в целом приятно. Мы уже делали толстовки, шарфики и лонгсливы, надо придумать что-то новенькое.  

— Вы и частные заказы берете, не останавливаетесь на журнале. А каким проектом гордитесь больше всего?

— Наверное, брендингом для напитков Nectar, которые сейчас запустились в Аргентине, и фирменным стилем для SIXONESIX. Но это только потому, что я их недавно закончила. На проекты, завершенные три-четыре месяца назад, я уже смотрю критически. Думаю: «Вот тут я бы сделала так, а тут — иначе». И мне кажется, очень здорово, что мое видение со временем меняется. Значит, я не стою на месте.

— Как студентам сделать свое портфолио заметнее?

— Очень важно работать над своим личным брендом, но делать это абсолютно искренне. Если слепо копировать инфлюенсеров, ничего не получится. Будут тысячи одинаковых аккаунтов в соцсетях. Гораздо лучше, когда самопрезентация идет от своих «люблю» и «хочу». 

У меня есть свой Telegram-канал, который я создала еще до «Шила». Он начинался как сумасшедшие дизайн-заметки. Я постоянно что-то фотографировала, но быстро поняла — без рефлексии это не дает никакого результата. Нужно какое-то место, где я смогу подумать вслух — хотя бы пять минут. И как ни странно, это сработало.

Если заказчиков пока нет, можно создавать проекты для себя, вдохновляться крупными брендами, показывать результаты в соцсетях. Работать в стол — бесполезно, заказчику нужно понимать, что вы работаете над чем-то прямо сейчас, что у вас есть опыт. И тогда — рано или поздно — они придут.

— А вашу карьеру что помогло облегчить?

— Я бы вообще не сказала, что мой путь был легким. Последний год стало попроще. Нашелся баланс между работой, личными проектами и отдыхом. Но бывало всякое. Иногда я брала слишком много проектов за раз, иногда недооценивала свою стоимость на рынке, иногда сильно уставала. Но мне кажется, это абсолютно естественно в попытках нащупать комфортные для себя условия. Да еще и при большей самостоятельности, без классической пятидневки. Главное — сделать выводы для себя и прийти к тому, как хорошо именно вам.