• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели и студенты Школы дизайна Питерской Вышки примут участие в фестивале «Архитектон»

С 12 по 17 сентября в ЦВЗ «Манеж» пройдет архитектурный фестиваль «Архитектон», который станет площадкой для дискуссий, лекций и мастер-классов от разных поколений дизайнеров и архитекторов Петербурга. Форум объединит участников современных архитектурных процессов в городе, среди которых — Школа дизайна Питерской Вышки. В течение шести дней кураторы и студенты будут делиться своим опытом создания дизайнерских и архитектурных проектов и беседовать об актуальных вопросах городского дизайна.

Преподаватели и студенты Школы дизайна Питерской Вышки примут участие в фестивале «Архитектон»

Дипломный проект Алисы Клименко

События «Архитектона» поделены на шесть блоков: форум, премия, выставка, видеоарх, образование и паблик-арт. На форуме выступят начинающие и именитые архитекторы, урбанисты, архитектурные критики и представители культурных институций.

Параллельно с основными событиями фестиваля будет работать открытая студия Школы дизайна Питерской Вышки. Школа дизайна — единственный участник «Архитектона», подготовивший образовательную программу на весь период фестиваля. Гостей ждут лекции, дискуссии, мастер-классы, кейсы и интерактивы от кураторов и студентов Школы, а также приглашенных гостей.

Митя Харшак, руководитель Школы дизайна и направления «Коммуникационный дизайн», расскажет о двух своих проектах: «Город в лесах» и «Графическая археология», которые запечатлевают город как динамичный и постоянно меняющийся организм.  

Митя Харшак, руководитель Школы дизайна и направления «Коммуникационный дизайн»

Харшак Дмитрий Андреевич

В рамках «Архитектона» я расскажу о двух своих проектах. Один из них — «Город в лесах» — появился еще в 2003 году. Тогда я начал фиксировать временную архитектуру Петербурга, когда исторические памятники и многие значимые здания исторического центра закрывались строительными лесами. В городе возникала совершенно новая архитектурная среда, когда привычный нам классицизм и барокко превращались в такой наглый, хороший конструктивизм.

А второй проект — «Графическая археология», которым я занимаюсь с 2006 года вместе со студентами. Мы исследуем примеры леттеринговых граффити, функциональных трафаретов, пытаемся найти в них источник свежих дизайнерских идей и реконструировать шрифты, которыми они написаны. Рассказывая о графической археологии, я всегда вспоминаю фразу Лао-цзы: «Всякая вещь, дойдя до абсолюта, превращается в собственную противоположность». Иногда мы видим какие-то неправильные с точки зрения дизайн-образования вещи: чудовищные, профанные, «некрасивые». Но порой они и сами превращаются в произведения искусства, которые хочется вытащить из городской среды и экспонировать в модной арт-галерее.

Наверное, главная мысль обоих проектов в том, что город живет и ведет диалог со своими жителями, взаимодействует с ними. Городская среда не есть нечто навсегда застывшее, а штука изменчивая, за сигналами которой чрезвычайно интересно наблюдать. 

Окунуться в творческий процесс можно будет на мастер-классе известного петербургского художника-графика и преподавателя Школы Юрия Штапакова. Он расскажет об особенностях различных техник печатной графики, а каждый посетитель сможет создать и напечатать на станке свое изображение в технике монотипия. Мастер-класс пройдет дважды — во вторник и четверг. Для этого в залы ЦВЗ «Манеж» привезут офортный печатный станок, на котором в обычные дни занимаются студенты. Тема мастер-класса — мосты и шпили.  

Юрий Штапаков, петербургский художник-график, преподаватель Школы дизайна

Штапаков Юрий Александрович

На мой взгляд, высотные здания создают особую небесную линию города и у каждого города, как у живого организма, эта небесная линия индивидуальна.

В Петербурге высоток не так много: город сохраняет классический облик. Новая застройка не разрешена — даже с башней «Газпрома» были долгие истории. Мы будто застыли в XVIII–XIX веках, но, как по мне, — это неправильно. Любой организм меняется, дети растут, а любые перемены — к лучшему. Когда Эйфелеву башню строили в Париже, вся интеллигенция тоже была против, а теперь это главный символ города. Поэтому все хорошо, когда оно меняется.  

Поговорить о метаморфозах в городской архитектуре Школа дизайна пригласила известных искусствоведов, архитекторов и представителей культурных институций.

Цикл открытых мероприятий с приглашенными гостями начнется с диалога искусствоведа и научного сотрудника Отделения гравюр Государственного Эрмитажа Василия Успенского и искусствоведа, историка архитектуры и руководительницы магистерской программы «Дизайн» Ксении Малич об изменении практик архитектурной подачи в цифровую эпоху.  

Ксения Малич, искусствовед, историк архитектуры, руководительница магистерской программы «Дизайн»

Малич Ксения Александровна

Моторика напрямую связана с творческим процессом, и конечно, процесс «вырисовывания» архитектурного замысла — это совершенно особый алгоритм, особая форма размышления. Ты контролируешь, как от нажима меняется характер линии, от степени проработки детали меняется настроение, образ. Рисунок — это форма присутствия самого архитектора, свидетельство живого вдохновения. Цифровые инструменты дают очень много важных новых возможностей, но заменить это живое присутствие, «включить» художника — не могут. Кроме того, во время рисования ты все время в тактильном контакте с миром — сидишь иначе, перебираешь разные предметы: резинку, перо, карандаш. В мастерской — просишь коллегу передать ластик, встречаешься глазами с кем-то, то есть эмоционально постоянно заряжаешься. Кроме того, культура архитектурного рисунка свидетельствует о более глубоком понимании сути зодчества в целом. 

В пятницу слушателей ждет лекция «Мурализм и вандализм» от известного петербургского художника, а с этого года и преподавателя Школы дизайна Стаса Багса. Разговор пойдет о том, как не ошибиться с выбором поверхности для граффити и нащупать грань между уличным искусством и вандализмом.

Предпоследний фестивальный день завершат «Диалоги об архитектуре». Сергей Мишин, руководитель архитектурного бюро Studio-MISHIN, и Вадим Басс, доцент факультета истории искусств Европейского университета, поделятся своими критическими заметками и размышлениями об архитектуре и нашем городе. Кроме этого, Сергей Мишин расскажет о феномене ленинградского модернизма.  

Узнать об образовательных возможностях Школы дизайна и карьерных успехах после нее можно будет из уст студентов и выпускников. Вместе со своими преподавателями они обсудят современное художественное образование, расскажут, что изменили бы в учебном процессе, и представят свои выпускные работы профессиональному сообществу. А в воскресенье Алиса Клименко, выпускница профиля «Среда и интерьер» этого года, расскажет, как сложилась ее карьера после учебы в Школе дизайна.

Как студенты-дизайнеры собирают профессиональное портфолио во время учебы, участвуя в выставках и фестивалях, можно будет узнать в среду. В середине августа работы студентов Школы дизайна были представлены в Гатчинском парке на международном фестивале «Ночь света». Как сложился кейс студенческой коллаборациии с культурной институцией — ребята расскажут вместе с директором фестиваля Ольгой Аршанской и главным куратором профиля «Среда и интерьер» Андреем Пуниным.

Выпускники Школы дизайна также примут участие в основной программе фестиваля «Архитектон». В рамках форума выпускница и куратор курса ДПО «Коммуникационный дизайн. Базовый уровень» Анастасия Петяхина обсудит с коллегами по цеху важность сотрудничества для архитекторов и представителей смежных областей. А выпускница и куратор мастерских 8–13 лет в Обществе Юных Архитекторов Дарья Варфоломеева научит детей делать планиты — жилые дома из строгих геометрических форм, как у Малевича. 

Не отчаивайтесь, если не получается послушать лекции и дискуссии лично, — трансляции всех мероприятий Школы дизайна появятся в группе VК.