«Я понимаю, что взял от университета все»: Руслан Мифтахутдинов о своем пути в Питерской Вышке
Руслан Мифтахутдинов — выпускник образовательной программы «Востоковедение». Его путь в Питерской Вышке был очень насыщенным: ему удалось выступить с докладами в МГИМО и РАНХиГС, два года руководить Студсоветом кампуса и поступить в магистратуру. Какие проекты за это время Руслану с командой удалось реализовать, каким он особенно гордится и что его на это вдохновляло — в нашем интервью.
— Почему вы выбрали востоковедение?
— Еще с детства я искал себя в разных сферах: сначала мне хотелось пойти в кулинарию и стать шеф-поваром. Потом меня потянуло в сторону боевых искусств, и я 10 лет занимался айкидо — японским боевым искусством. Думал: получу черный пояс, стану тренером и буду детей всю жизнь тренировать. В старших классах я понял, что мне близки международные отношения. Но на этом направлении вузы обычно требовали сдавать ЕГЭ по профильной математике, а я гуманитарий — умножу три на три, да и все тут. Перед глазами был другой живой пример — моя тетя, которая окончила первый набор востоковедения в Казанском федеральном университете. Она и карьеру успешную построила, и с зарплатой все у нее хорошо. В итоге меня тоже затянуло — и я не жалею!
— Что вы изучали на программе? Какой у вас был майнор?
— Востоковедение в Питерской Вышке ориентировано на фундаментальные знания. Мы изучали, например, историю восточных цивилизаций и социальную антропологию Востока: детально смотрели, как в период до нашей эры жили люди в регионах Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. На втором курсе мы сделали акцент на истории стран Дальнего Востока, на третьем погрузились в теорию международных отношений, основы политологии, микроэкономику и экономику стран изучаемого региона. Еще у меня был майнор «Европейское пространство: политика экономика, культура». Его я выбрал потому, что хотел по максимуму охватить все регионы — не только Дальний Восток, но и Европу. Все пять лет я изучал китайский язык, на втором и третьем курсах — вьетнамский, на третьем еще и немецкий. Получается, что на выходе мы изучили много всего, да и путей для развития у нас тоже достаточно много.
— Во время учебы вы успели попробовать себя и в науке — выступали с докладами в МГИМО и других вузах. О чем были ваши исследования?
— Я сконцентрировался на изучении и анализе политики идентичности в регионе Юго-Восточной Азии и сообществе АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), но к этому я пришел не сразу. Сначала думал, что поступлю на китайское направление, в совершенстве овладею китайским, стану великим дипломатом и уеду работать в Шанхай. На каком-то этапе мне показалось, что китаистов сейчас много, а вот Юго-Восточная Азия как-то обделена вниманием исследователей. Кроме этого, с выбором этого региона мне помогли пары по вьетнамскому языку на втором и третьем курсах. Спасибо Нине Валерьевне Григорьевой и Екатерине Олеговне Стариковой, что вовремя открыли глаза, показали, что к чему, и что по сей день поддерживают меня!
На третьем курсе я оказался в МГИМО — на конференции «Россия и АСЕАН в региональной динамике» выступил с докладом «Идентичность АСЕАН и восприятие АСЕАН в России». Этот опыт дал мне многое — я получил обратную связь от именитых исследователей, в том числе из стран Юго-Восточной Азии. Услышал разные точки зрения по поводу того, насколько успешно страны-участницы АСЕАН преодолевают разногласия по самым разным спорным вопросам, где они находят точки соприкосновения и что делают для того, чтобы повышать качество жизни в регионе Юго-Восточной Азии. Эта обратная связь легла в основу моих дальнейших исследований.
— Вы были учебным ассистентом по четырем предметам. Как этот опыт помог вам по-другому взглянуть на учебный процесс?
— Я был учебным ассистентом по четырем курсам: «Социальная антропология Востока», «Политическая система Европейского союза», вьетнамский и английский языки. Проверял домашние задания, помогал работать с ведомостями, консультировал студентов по подготовке докладов, делал контрольные работы. Это помогало мне лучше усвоить уже пройденный материал. Еще я стал более внимательным: научился замечать мелкие детали, на которые год назад не обратил бы внимания. В целом учебное ассистентство укрепило чувство уважения к преподавателям — я понял, что они делают очень большой труд. Поэтому совет для всех ребят: не бойтесь общаться с преподавателями и помогать им. Так вы сможете лучше понять материал и заодно подтянуть свои софт скиллы.
— С чем связано ваше первое воспоминание о Студсовете? С чего начался ваш путь там?
— Я подписался на группу Студсовета сразу после публикации приказа о своем зачислении. А первое яркое воспоминание связано со вторым курсом, когда за месяц до ковида вышел анонс довыборов в Студсовет. Мне хотелось попробовать себя в создании проектов, полезных для общества, поэтому подал заявку и прошел. Поначалу работал в Комитете по качеству образования: следил, чтобы все, что указано в программах учебных дисциплин, было понятно для студентов, освещал особенности образовательного процесса и рассказывал про важные локально-нормативные акты. Спустя полгода я стал секретарем Студсовета. Это скорее техническая должность — нужно было готовить протоколы всех заседаний и голосований. Спустя год, в августе 2021 года, я стал главой Студсовета. Тогда для меня главной целью было понять, как и где Студсовет может быть полезен и как сделать нашу работу еще более понятной и полезной для студентов.
Для этих целей мы сперва усилили нашу медиаполитику, чтобы студенты чувствовали, что они не одиноки и могут к нам обратиться, получить поддержку. Затем мы решили включить в нашу текущую работу качественно новые направления, с которыми раньше у нас никто не работал. Одно из таких — ментальное здоровье. Многие ребята отмечали, что приходится достаточно долго ждать очереди в наш кабинет психологической помощи. Мы решили помочь нашим коллегам из отдела по социальным вопросам и придумать просветительский проект, чтобы студенты могли общаться со специалистами на важные для них самих темы. Так появилась Неделя ментального здоровья.
— Какие еще проекты вам с командой удалось реализовать? Какие цели у Студсовета сейчас?
— Мы много чем занимаемся! Например, еще одно важное для нас направление — инфраструктурные проекты. Из самого последнего, что на слуху, — круглосуточные коворкинги в корпусе на Кантемировской. Мы работали над ними полтора года — и все для того, чтобы у студентов была возможность работать над своими учебными и внеучебными проектами в любое удобное время, без оглядки на то, что стук пальцев по клавиатуре может кому-то мешать отдыхать. Еще мы установили боксы с зарядками во всех корпусах, чтобы студентам не приходилось искать зарядки по знакомым. И с кулерами историю наладили: ребята жаловались на слабый напор воды.
Еще одно важное направление сейчас — развитие нашего HR-бренда. Обычному человеку не всегда понятно, зачем идти в нашу команду, какие проекты можно реализовать и как это поможет с развитием карьеры в будущем. Поэтому мы решили развивать наш бренд, как это делают крупные компании: «Яндекс», VK, OZON и другие. Нам важно, чтобы к нам приходили ребята с горящими глазами и готовностью посвящать проектам Студсовета много времени. Найти друг друга, сделать так, чтобы были проекты, желание и готовность доводить начатые дела до конца — это ключевое направление работы на ближайшее время.
— А каким проектом вы особенно гордитесь?
— Я искренне горжусь всей нашей «движухой» с ментальным здоровьем. Мне кажется, что сейчас в нашем обществе витает много стереотипов о том, зачем нужно разбираться со своими переживаниями, менять отношения с окружающими, с собой и так далее. Главный результат нашего проекта в том, что мы видим, как люди задумываются о своем восприятии мира и себя в нем.
Но если и есть что-то главное, чем я горжусь, то это не проекты. Я горжусь людьми — делегатами, волонтерами и даже сотрудниками администрации. Теми, кто несмотря на все сложности находит в себе силы и вместе с нами меняет окружающий мир к лучшему. Теми, кто понимает, насколько это сложно, но тем не менее не отступает и завершает начатые дела. Это очень дорогого стоит.
Недавно мы поработали с HR-аналитикой и узнали, что в среднем ребята «работают» в Студсовете Питерской Вышки в два раза дольше, чем, например, два-три года назад. А все потому, что выросло число проектов и инициатив, с которыми к нам идут и которые ребята готовят внутри наших команд. Это — очень большой успех.
— Как вам кажется, какие качества помогали вам руководить Студсоветом? А все совмещать?
— Мне кажется, главное качество — это умение поставить себя на место другого человека и посмотреть на ситуацию его глазами. Еще важен навык общения с людьми — мне всегда помогало умение слушать, слышать, быть искренним и принимать человека. Я стараюсь дать своим коллегам понять, что они приняты, услышаны и что они ничего не говорят впустую.
Конечно, бывало тяжело совмещать Студсовет, учебу и все остальное. Где-то мне помогала дополнительная работа со своими эмоциями и переживаниями, а где-то — умение полностью их отключать. Я старался не думать о том, как много работы предстоит — просто брал и делал. Иногда очень помогает!
— Помимо этого, вы два года были заместителем городского Студенческого совета при Правительстве Санкт-Петербурга. Какие у вас были обязанности?
— Студенческий совет при Правительстве Санкт-Петербурга — более глобальная история, суть которой сводится к работе с законодательными инициативами. В нем состоят представители студсоветов от всех вузов Петербурга. Каждый может предложить свои идеи. Я, например, продвигал вопросы, связанные с ментальным здоровьем. Каждые два месяца участвовал в записи радиопрограммы «Пулковский меридиан», где мы с ведущим рефлексировали, как можно заботиться о своем ментальном здоровье. Эта работа продолжается и сейчас — недавно коллеги создали рабочую группу по ментальному благополучию.
— В этом году вы стали одним из лучших выпускников города. Как вам было получать эту награду?
— Конечно, награду было получать очень приятно. Особенно в таком красивом и торжественном месте, как Атриум Комендантского дома Петропавловской крепости. Но, признаться, я к этой награде не стремился. Для меня гораздо важнее сделать полезные вещи для окружающих меня людей. Я стараюсь думать о том, что я делаю прямо сейчас, — приносят ли проекты пользу, становится ли людям от них лучше.
— На вручении награды вы тоже сказали, что социальные проекты для вас гораздо важнее. А как давно появилось желание заниматься ими?
— Это желание появилось еще в школе. Но, к сожалению, тогда я был не в очень хороших отношениях со своими одноклассниками и ребятами из параллели. Так вышло, что на определенном этапе меня коснулась проблема буллинга в школе. Тот потенциал, который я не смог реализовать в школе, я сохранил до поступления в Вышку. Здесь я заново учился общаться с людьми, постепенно определял, что важно людям и как им правильно помогать, чтобы не навредить. Вдохновляли меня на этом пути мои близкие — семья, друзья, одногруппники и коллеги из Студсовета. Я делал то, что мне искренне нравилось. Когда встречал людей с похожими ценностями и видел первые результаты своей работы — понимал, что все делаю правильно.
— Как бы вы сами оценили свой путь в Питерской Вышке? Удалось ли реализовать все задуманное?
— Сейчас я понимаю, что взял от университета все. Я сначала поступил на коммерцию, а потом перевелся на бюджет. Изучал Восточную Азию, а потом и Юго-Восточную Азию и Европейский союз. Параллельно с этим получал прикладные навыки в Студсовете. Одним словом, я искал себя и делал то, что мне нравится. Думаю, что охватить столько всего мне бы вряд ли удалось в другом месте. Поэтому ставлю этому путешествию десять баллов из десяти!
— Какие у вас планы на будущее? Вы остаетесь в Студсовете?
— Востоковедение в Питерской Вышке мне дало очень хороший фундамент для понимания себя и того, чем я хочу заниматься дальше. Суммировать эти знания я планирую в магистратуре — недавно вышел приказ о моем поступлении на программу «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений». Скорее всего, я пойду на исследовательскую траекторию и продолжу изучать страны Юго-Восточной Азии. А будущую профессию вижу на стыке дипломатии, бизнеса и сферы Mental Health Tech. Одним словом — продолжу налаживать связи и делать окружающий мир лучше.
Что касается Студенческого совета, то сейчас мне важно передать весь накопившийся опыт своим коллегам, чтобы дальше они двигались еще более уверенно и открывали для себя и студентов Питерской Вышки новые высоты. Именно поэтому я покидаю пост главы Студенческого совета, но остаюсь на позиции эйчара и буду завершать историю с внутрикорпоративной культурой и непрерывным обучением всей нашей команды. Надеюсь, что все сложится максимально гармонично!
Сейчас открыт набор в семи командах Студсовета: Комитете по коммуникациям, команде продакшна и ментального здоровья, Департаменте по качеству образования и других. Если вам тоже интересны общественно полезные проекты и у вас есть идеи, которые вы хотите реализовать, подавайте заявку в Студсовет. Подробнее здесь.