Одиночество в большом городе: ресурс или биографическая драма
Переезд в другой город часто приводит к временному одиночеству, утрате привычного окружения. А это значит — молодежь вынуждена искать способы быстро адаптироваться на новом месте. И все-таки становится ли одиночество ресурсным? Или, наоборот, угнетает? Социологи Питерской Вышки и Казанского федерального университета обсудили этот вопрос на семинаре «СОЦ Up» по мотивам исследований в рамках «Зеркальной лаборатории».
Третий год подряд Центр молодежных исследований и ученые из Лаборатории социологических исследований Казанского федерального университета изучают миграционные пути молодых людей и сложности, которые возникают при переезде. Этот проект запустился благодаря вышкинским «Зеркальным лабораториям». Его возглавляет Елена Омельченко, доктор социологических наук.
На настоящий момент обе команды собрали 61 интервью: 31 — в Петербурге, 30 — в Казани. В выборку попали старшекурсники бакалавриата, магистранты и выпускники Питерской Вышки и КФУ. Социологи изучали биографии респондентов и рассматривали их как киносценарии, которые обобщали схожий опыт нескольких людей сразу.
«Исследователи часто рассматривают одиночество как проблему, повышающую риски для здоровья. Однако есть и другие способы взглянуть на этот вопрос», — говорит Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследователей. Однако теория не всегда рассматривает одиночество в негативном ключе. Наоборот, человек может выбирать одиночество для экономии сил. Или предпочитать исключительно деловое общение, которое поможет ему строить успешную карьеру. Исследователи разбирались, как это работает для иногородних студентов, которые переехали в Петербург или Казань. Удалось выделить несколько повторяющихся сценариев.
Студенты, которые переехали в Петербург, часто рассматривали новые сообщества как приключение. Они пытались в самые короткие сроки познакомиться с наибольшим количеством людей, попасть в разные университетские тусовки и студенческие клубы. Чем больше — тем лучше. Жизненный путь таких людей — очень динамичный. Это выход из зоны комфорта, который помогал найти себя.
Истории некоторых ребят сильно напоминали геройские притчи. Барьеры отсутствовали, а решения проблем возникали сами собой. Такие информанты воспринимали сложности как «челленджи для самих себя»: знакомились за день со всем потоком или общежитием или пытались завести активных и уже проявивших себя друзей.
Для другого петербургского сценария основная сложность — «найти своих» в большом городе, где много разных сообществ, хобби и возможностей. Первые два года студенты стремятся найти тех, кто разделяет их взгляды и интересы. Перебирают одну компанию за другой и иногда разочаровываются.
Как в Петербурге, так и в Казани студенты довольно остро ощущали свою инаковость. Замечали, что их опыт отличается. В Казани ребятам было сложно справиться с ощущением, что их интересы не соответствуют тому, что предлагает город. В этих случаях одиночество становилось серьезным барьером.
Однако не все респонденты воспринимали одиночество как беду или драму. Были и те, для кого оно становилось ресурсным состоянием. Студенты осознанно выбирали короткие деловые знакомства, чтобы не отвлекаться на «бесполезный движ». Они не искали друзей в новом городе, с близкими людьми общались удаленно. Что касается мероприятий — ходили только на те, которые способны принести пользу. Такие ребята стремятся монетизировать свой опыт, поэтому ходят на карьерные мероприятия или подрабатывают.
«В Казани обнаружился интересный сценарий: молодежь переезжает сюда из Москвы и Петербурга за аутентичным опытом, который сильно отличается от привычного», — делится Альбина Гарифзянова, доцент кафедры ИСФНиМК КФУ. Одна студентка из Москвы говорила, что стала спокойнее на новом месте: у нее появилось время подумать о себе и своих желаниях.
Для таких студентов Казань становится городом-сказкой с необыкновенной культурой, которую хочется исследовать. Чтобы прочувствовать другую жизнь, они выбирают сознательное одиночество. А если и находят какие-то увлечения, то обязательно необычные. Такие, чтобы можно было познать город со всех сторон — в том числе и непарадных. Так некоторые ребята начинают заниматься фотографией.
Исследователи планируют снова участвовать в конкурсе «Зеркальные лаборатории» и продолжать совместные исследования. Окончательные данные по этому исследованию планируется представить в ноябре. В планах на следующий год — сфокусироваться на включении сельской молодежи в городскую и университетскую жизнь и посмотреть в том числе и на этнокультурные сценарии. Следить за новостями проекта можно на сайте Центра молодежных исследований.
Лисовская Ирина Викторовна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Омельченко Елена Леонидовна
Центр молодежных исследований: Директор центра