Валентина Журихина: «Если любите физику — выбирайте ее, она уж точно не разочарует»
Магистерская программа «Физика» провела первый набор в 2020 году. Она подойдет как будущим теоретикам, так и экспериментаторам. Можно погружаться в вопросы математической физики или изучать микролазеры в вышкинской лаборатории. Какие перспективы у выпускников программы, как выглядит учебный план и на чем строится научная работа — рассказывает академический руководитель Валентина Журихина.
О чем программа и какие треки на ней есть
Наша магистерская программа готовит специалистов как по теоретической, так и по экспериментальной физике. Важно, чтобы у абитуриентов был выбор — это наша принципиальная позиция. Поэтому и направления представлены равным образом. Для образовательного рынка это редкая ситуация.
Сейчас на программе два трека: первый — «Теоретическая физика», второй — «Физика и технология наноструктур». Выбрать траекторию нужно при поступлении, но если студенту потом захочется ее поменять, мы готовы пойти навстречу. Деление на треки необходимо для того, чтобы человек глубже погрузился в свою область. Но пересечения тоже будут.
На треке по теоретической физике будут, например, изучать квантовую теорию поля и интегрируемые системы, это подраздел математической физики. Экспериментальный трек посвящен физике конденсированного состояния и полупроводникам, он работает в тесном сотрудничестве с Международной лабораторией квантовой оптоэлектроники.
К теории нужно иметь склонность. Это как с музыкой: одному нравится рэп, другому — рок. И ничего с этим не сделаешь.
Как выглядит учебный план
Студенты обоих треков будут видеться на общих курсах. Это необходимо для того, чтобы экспериментаторы лучше понимали работу теоретиков — и наоборот. Общими будут «Квантовый транспорт», «Моделирование квантовых систем» и некоторые другие предметы.
Моделирование как раз стоит на стыке теоретической и экспериментальной физики. Иногда, чтобы понять связь между какими-то переменными, разумно воспользоваться цифровым двойником.
Теоретикам модель поможет с задачей, которая не решается аналитически. А экспериментаторы увидят результат еще до проведения экспериментов. В разы быстрее и удобнее.
Общие предметы в учебном плане — не единственное пересечение теоретиков с экспериментаторами. Есть также курсы по выбору, в Вышке этот блок называется «МАГОЛЕГО». Также мы сейчас обсуждаем запуск межкампусных курсов с физиками из московской Вышки — но это пока только в планах.
Основной поток курсов все-таки будет зависеть от трека. Обычно выпускники бакалавриата примерно понимают, что им интереснее — теория или эксперимент. Дальше нужно углубляться в эти области. Чтобы стать хорошим теоретиком, нужно понимать суть физических законов и хорошо владеть математическим аппаратом. А современный эксперимент связан с довольно сложной техникой. Время нужно как минимум на то, чтобы понять, как грамотно работать с этими приборами.
Некоторые предметы будут зависеть от выбранной траектории, но останутся достаточно гибкими. Такая ситуация с научно-исследовательским семинаром. С одной стороны, на этом предмете студенты будут учиться рассказывать о своем исследовании, выстраивать его логику, разбирать по кирпичикам последние научные достижения. С другой — мы всегда можем пригласить на этот семинар какого-нибудь хорошего физика, если ребята захотят получше разобраться в какой-то теме.
Также хочется особенно отметить курсы на стыке теоретической и математической физики — интегрируемые системы, калибровочные теории. Обычно физикам-магистрам такого не предлагают, они изучают эти вещи самостоятельно уже в процессе научной работы. А у нас, благодаря сотрудничеству с ПОМИ, есть возможность научить этому еще в магистратуре.
Как устроена научная жизнь магистранта
Все начинается с выбора научного руководителя по своей теме. Найти его можно из числа преподавателей программы или сотрудников Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники. Но есть и другая опция — присоединиться к одной из трех базовых кафедр: ФТИ имени А. Ф. Иоффе, математического института имени В. А. Стеклова илиПетербургского института ядерной физики. Физикам-теоретикам подойдут все три кафедры, любителям математической физики — ПОМИ. Экспериментаторам, которые интересуются наноструктурами и полупроводниками, подойдут научные руководители из Физтеха. А тем, кому нравятся микродисковые лазеры, — лучше попробовать свои силы в нашей лаборатории.
Тему для исследования я рекомендую выбирать сразу на первом курсе. Тогда к концу учебы в магистратуре дипломная работа будет глубже — с такой проще поступить в аспирантуру.
У наших магистрантов довольно много возможностей для нетворкинга, для молодых ученых это тоже важно. Прежде всего, мы регулярно проводим конференцию Saint Petersburg OPEN по оптоэлектронике и наноструктурам. В прошлом году в ней приняли участие 295 исследователей, сколько участников будет сейчас — узнаем уже в мае. Для ребят это будет хорошей возможностью выступить с докладом и показать свою работу. Кроме того, мы всегда за то, чтобы наши магистранты ходили на открытые семинары базовых кафедр, участвовали в зимних школах и других конференциях. Все-таки без этого дальнейшая научная работа невозможна.
Чем можно заниматься после выпуска
Наша магистратура прежде всего исследовательская, поэтому самый простой вариант — продолжить научную карьеру. Можно устроиться в один из исследовательских институтов Петербурга, где у нас есть базовые кафедры. Можно попробовать свои силы в Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники, там нужны молодые специалисты.
Чтобы закрепиться в науке, лучше всего поступить в аспирантуру. Физикам-экспериментаторам может подойти наша аспирантская программа по физике полупроводников — она как раз открылась в этом году. Но в целом можно выбрать и другую аспирантуру, если она вам больше подходит.
Сейчас есть спрос на специалистов по физике полупроводников: полупроводниковые технологии широко используются в современной технике — например, в смартфонах. Именно поэтому нужны люди, которые хорошо понимают особенности роста полупроводниковых структур и приборов на их основе. А на нашей программе всему этому как раз учат.
Ошибочно думать, что физика — это только эксперимент. Спрос на теоретиков тоже есть, хорошие — вообще штучный товар. Программ по теоретической физике не так много, и мы следим, чтобы наши выпускники были квалифицированными. Теоретики нужны даже на тех проектах, где много эксперимента. Кто-то же должен предсказывать поведение системы, думать, как она себя поведет в зависимости от условий. Это как раз задача теоретической физики.
Самое главное в научной карьере — искренний интерес. У меня он проявился еще в школе, когда на самом первом занятии сказали: «Физика — это про жизнь». Так я и полюбила физику, а за что — не знаю. Иначе это бы не было любовью.
Если любите физику — выбирайте ее, она уж точно не разочарует.
Почему стоит выбрать магистратуру в Питерской Вышке
Сама по себе Вышка — очень современная, и мнение студентов ей важно. Если ребятам хочется послушать какой-то курс, преподаватели постараются сделать так, чтобы это было возможно. Кроме того, на нашей магистерской программе сильный набор преподавателей: например, Алексей Жуков был в составе научной группы, которая создала первый в мире лазер на квантовых точках. А Сергей Иванов, заведующий базовой кафедрой ФТИ имени А. Ф. Иоффе, с 2019 года — директор ФТИ имени А. Ф. Иоффе в Петербурге, а с 2022 года — член-корреспондент РАН. Такими преподавателями может гордиться любой университет.
Да и потом — магистратура по физике в Вышке находится на старте, она будет только расти. Уже сейчас у нас есть три базовые кафедры, лаборатория и своя конференция. Дальше — больше.
На магистерской программе «Физика» 15 бюджетных и 5 платных мест. Задать вопрос об учебе на программе можно в Telegram-чате физиков.
Жуков Алексей Евгеньевич
Международная лаборатория квантовой оптоэлектроники: Научный руководитель
Журихина Валентина Владимировна
Департамент физики: Профессор
Иванов Сергей Викторович
Базовая кафедра ФТИ им. А.Ф. Иоффе: Заведующий кафедрой