Как войти в IT-сферу и стать UX-аналитиком
Магистратура «UX-аналитика и проектирование информационных систем» — молодая программа в Питерской Вышке, которая готовит междисциплинарных специалистов. Выпускники умеют проводить пользовательские исследования, анализировать данные и писать код. В материале академический руководитель программы Алена Суворова рассказала, чем сегодня живет программа: проекты с крупными gamedev компаниями, семинары с обсуждением ChatGPT и многое другое.
— Что скрывается за таким сложным, на первый взгляд, названием программы? Чему вы обучаете студентов?
— Если обобщать, мы учим проектированию информационных систем: как их создавать, анализировать и модифицировать. Последнее встречается чаще, с нуля системы создают достаточно редко.
Чтобы улучшать информационные системы, недостаточно просто уметь писать код. Это нужный навык, никакая система без разработчиков и программистов существовать не сможет, но не единственный необходимый. Помимо разработки, нужно уметь понять, какую проблему пользователей важно решить, какие у них требования, какой запрос у бизнеса, какие есть ограничения. Пользовательский опыт можно изучать в опросах, интервью, фокус-группах и экспериментах. Последние используются в UX-аналитике часто: это и юзабилити-тестирование, и A/B-тестирование, и многое другое.
После этого с учетом ограничений нужно предложить решение, которое бы помогло разобраться с проблемой пользователей. В конце это решение нужно еще и проверить, потому что достичь необходимого результата не всегда удается с первого раза. Для проверки обычно используются прототипы, упрощенные модели будущего продукта. Это может быть и рисунок на бумаге, и макет в Figma, и сложный программный прототип. Мы учим работать со всем.
Получается цикл, который требует от специалистов разных навыков. Всему этому мы и учим на программе: планировать и проводить пользовательские исследования, анализировать данные, проектировать систему, включая работу с машинным обучением, базами данных и облачными сервисами.
В отличие от краткосрочных курсов, наши студенты получают более полную картину, актуальность которой останется неизменной несмотря на новые инструменты.
— Что нового появилось или появится на программе?
— Самым заметным нововведением прошлого года стало появление трека по гейм-дизайну и гейм-аналитике. Это формально не отдельный трек, а скорее набор предметов по выбору, которые наши студенты могут включить в свой индивидуальный учебный план.
В прошлом году у нас, как и у всего кампуса, был переход на новый стандарт. Он позволил внедрить в учебный план семинар наставника. По отзывам студентов после первого семестра заметно, что семинар оказался очень полезным. Мы со студентами обсуждаем потенциальные образовательные и карьерные траектории. Например, мы время от времени приглашаем наших выпускников — они рассказывают, как пришли на программу, с каким бэкграундом, чем занимаются сейчас. С ними студенты могут пообсуждать, что скрывается за словами, которые можно увидеть в вакансиях. Предложений очень много, разница между вакансиями аналитиков не всегда понятна. Да и под одной позицией в компаниях могут подразумеваться разные функции. Эта тема находит отклик у студентов, потому что всех тревожит классический вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?». Практику с семинарами наставника мы точно будем развивать и дальше. Выпускников, к счастью, становится все больше.
Кроме того, формат семинаров позволяет обсудить нововведения и тренды в индустрии, например, недавно говорили про ChatGPT, Midjourney и DALL-E.
В следующем году в планах — расширение части программы, связанной с анализом данных. Она и сейчас очень важна, но технологии и инструменты меняются, и хочется не потерять актуальные темы. Например, мы будем подробнее рассматривать, как анализ данных и машинное обучение встраиваются в системы с точки зрения архитектуры.
— Что должен уметь и знать абитуриент, чтобы поступить на программу и комфортно себя чувствовать во время обучения?
— Глобально мы видим на программе два типа абитуриентов. К первому относятся выпускники технических специальностей: они умеют писать код, но в какой-то момент осознали, что этого недостаточно. Запрос таких абитуриентов — выяснить, как информационная система живет за пределами разработки, как учесть пользователя при создании системы.
Второй тип — это абитуриенты с бакалавриатом по когнитивным наукам с небольшим опытом анализа данных, те, кто не боится работать с цифрами, структурами, их не пугает количественный анализ. Их запрос — переключиться на проектирование информационных систем, но продолжить при этом работу с людьми и выявлением их потребностей. На программе они могут подтянуть технические знания.
Это довольно общее описание, в определенном смысле крайние полюсы. На самом деле к нам приходят очень разные абитуриенты, в том числе и не подходящие под эти два типа.
Формально у нас нет требований к бэкграунду абитуриентов. Но нам важно, чтобы человек действительно хотел создавать и улучшать информационные системы, а также чтобы у него были хотя бы базовые знания по анализу данных. Без последних можно, но сложно, ведь придется очень быстро осваивать азы в начале года.
Еще одно неформальное требование — английский язык. Несмотря на то что наша программа почти полностью русскоязычная, английский нужен как минимум потому, что на нем придется много читать. Большая часть литературы и документации написана на английском. Без него жить как на программе, так и в области в целом довольно сложно.
На сайте программы можно посмотреть более полные рекомендации для поступающих. Я советую посмотреть их заранее и подтянуть недостающие навыки или знания. Во время учебы будет не так много времени, чтобы возвращаться к основам. Существует огромное количество курсов по Python или анализу данных — выбирайте любой.
— Бывали ли случаи, когда на программу приходили студенты без какой-либо подготовки в области?
— Как-то к нам пришла девушка-юрист, у которой не было первоначальных навыков, только базовые онлайн-курсы. В начале обучения ей было сложно, но она старалась, задавала много вопросов. Вообще мантры «Надо задавать вопросы» и «Глупых вопросов не бывает» должны стать слоганами нашей программы — я их повторяю с завидной периодичностью. Никто из преподавателей не откажется отвечать на вопросы. Возвращаясь к истории студентки — она закончила нашу программу с красным дипломом и одной из лучших ВКР в том выпуске. Если есть цель и желание, все сработает.
— Как вам кажется, какие могут быть ожидания и карьерные цели у идеального абитуриента вашей программы?
— По опыту, идеальный абитуриент тот, у которого такие ожидания вообще есть. Он читал сайт программы, изучал наши рекомендации. Ведь вряд ли мне понравится какая-то область, если я о ней ничего не знаю, верно?
Ожидания часто меняются в процессе обучения, и это нормально, ведь студент погружается в область, все больше и больше о чем-то узнает, представления из размытых становятся более конкретными. Нам важно, чтобы абитуриент интересовался тематикой и был готов много и упорно работать.
Для карьерных целей я допускаю разные сценарии. Например, классический вариант «войти в IT» — это хорошая мотивация, и для многих она работает. Наша программа позволяет занять определенную нишу в этой сфере. Другой вариант — про тех, кто уже работает в IT-компаниях и понимает, что каких-то знаний не хватает. На программе можно это исправить.
— Зачем на программе курсы по четырем направлениям?
— Проектирование информационных систем — комплексная задача. Фактически нужны навыки и знания из разных дисциплин. Чтобы спроектировать интерфейс, нужно понимать, как люди реагируют, и уметь проводить интервью — здесь важно погружение в социальные науки и психологию. Также нужно знать методы, связанные с пользовательским опытом, например, как проектировать сервисы, ориентированные на пользователей. Не обойтись и без технической части, это блок «компьютерные науки», в него входят анализ данных, программирование, базы данных и архитектура систем. Студенты программируют не только для решения задач анализа данных, но для создания самих систем. Например, учатся использовать и разрабатывать API, внедрять облачные сервисы в свои системы. Наконец, важно иметь навыки управления и принятия решений — именно от них зависит, как будет выглядеть финальный сервис.
— Как часто студенты работают над проектами?
— По большей части предметов вместо формальных тестов студенты сдают законченные проекты. Для примера, проекты есть на курсах «Архитектура аналитических систем», «Человеко-ориентированный дизайн и проектирование», «Анализ данных и машинное обучение». От наших выпускников и текущих студентов я знаю, что учебные проекты помогают им наполнить портфолио.
Помимо проектов, интегрированных в учебные курсы, у нас есть отдельный блок с проектами по выбору. Студенты могут записаться на проект практически по любой теме, которая им интересна и связана с тематикой программы. Это может быть проект по анализу данных, программированию или пользовательским исследованиям — диапазон тем достаточно широкий, с ними можно ознакомиться на Ярмарке проектов.
Есть еще проекты от партнеров и преподавателей, предназначенные только для студентов нашей программы. Преподавательские проекты чаще всего академические, с уклоном в научную сферу и аналитику. Например, в этом году в одном из проектов студенты сравнивают разные агрегаторы для интерпретируемого машинного обучения. Смотрят на разницу в функционале и на опыт пользователей — насколько им вообще удобен такой инструмент.
Партнерские проекты очень разные. Встречаются с фокусом на аналитику, как у компании Playkot. Несколько лет назад был проект про предсказание жизненной ценности клиента (Lifetime Value, LTV) на основе накопленных данных. В прошлом году студенты строили модель, которая предсказывала, какое персонализированное предложение стоит показывать в игре.
Есть и проекты, напрямую связанные с UX. Для компании Pikabu студенты занимались классическими UX-исследованиями — оценивали, насколько новые элементы интерфейса удобны с точки зрения пользователя. Все, от планирования до проведения исследований, от общения с респондентами до оценки результатов, входило в обязанности студентов.
Уже несколько лет подряд у нас есть проекты от Stepik. В прошлом году наши студенты работали с мобильным приложением компании — изучали сообщения-подсказки для новых пользователей. Студенты оценивали, насколько эти сообщения решают задачи пользователей и комфортны в работе с приложением.
Чтобы попасть на партнерский проект, студенты проходят конкурсный отбор на основе мотивационных писем и резюме. Компании-партнеры сами отбирают студентов с интересными для них знаниями и навыками. Подробнее о проектах прошлого года можно прочитать в статье на нашем сайте.
— Какие навыки приобретают выпускники? Где они работают?
— Это анализ и проектирование пользовательского опыта, анализ данных, разработка прототипов систем разной детализации.
У всех магистров разные цели и интересы — кого-то привлекает поэтапное проектирование и пользовательские исследования, кого-то — разработка моделей и их внедрение в сервисы. Цель нашей программы — давать комплексные знания. Это позволяет, с одной стороны, смотреть на процессы глобально и понимать аспекты, связанные как с выявлением пользовательских потребностей, так и с разработкой и моделированием, а с другой стороны — нащупывать интересные темы, в которых хотелось бы специализироваться.
Наши выпускники зачастую различного рода аналитики: бизнес-аналитики, аналитики данных, системные аналитики, UX-исследователи, продуктовые аналитики, BI-разработчики. Чем крупнее компания, тем детальнее деление по специализациям. Для каждой из них нужен отдельный набор навыков. Их студенты могут получать в рамках дисциплин по выбору.
— Что делает программу «UX-аналитика и проектирование информационных систем» уникальной?
— Ее комплексность и междисциплинарность. Мы в каком-то смысле меняем способ мышления наших студентов — учим, что любые решения нужно обосновывать данными, предыдущими результатами, распространенными практиками или гайдлайнами.
В этом контексте я бы хотела привести отзыв одного из наших студентов, который мне хорошо запомнился. В конце первого курса он написал, что полюбил чтение академических работ. Для него научная литература стала одним из инструментов для принятия решений. Необязательно заниматься исследованием того, что уже было изучено кем-то раньше — можно с определенными ограничениями основываться на опыте других.
Ну и, конечно, наша программа — одна из немногих в области человеко-компьютерного взаимодействия. Внимание этой области приковано не только к самим информационным системам, но и к пользователям, с которыми нужно уметь взаимодействовать.
— Как поступить на программу?
— На программу можно поступить только по конкурсу портфолио. Это делалось сознательно и специально, во многом потому что мы ждем студентов с разным бэкграундом — абитуриентов и с техническим образованием, и с социально-гуманитарным. Мы не делаем единый экзамен, чтобы не предоставлять явный приоритет одной из групп поступающих.
Портфолио состоит из трех частей: общей, творческой и базовой. Общая часть — это CV и мотивационное письмо. В резюме мы ожидаем увидеть краткое содержание портфолио, а в мотивационном письме — заинтересованность абитуриента в обучении на программе. Я советую посмотреть видео от коллег из Школы социальных наук и востоковедения о том, как написать письмо, и на что обращать внимание — рекомендации достаточно стандартные. Если кратко, в хорошем мотивационном письме абитуриент рассказывает, почему он подходит программе, а программа — ему. Про последнее поступающие часто забывают, и зря. Именно эта часть — сигнал для нас, что абитуриент изучил программу, посмотрел учебный план, приметил интересные для себя дисциплины и преподавателей, с которыми бы хотел поработать. Это показатель мотивации, а письмо все-таки мотивационное.
Что касается творческой части портфолио, здесь можно набрать максимум 50 баллов. Но пока мы не встречали больше 20–30 баллов. Сюда входят языковые сертификаты, онлайн-курсы, конкурсы, проекты, стажировки, зимние и летние школы и многое другое — различные активности, которые подходят под тематику программы. Это должны быть достижения с понятным результатом вовлеченной деятельности.
В базовую часть входит описание собственного проекта и образовательный балл, который рассчитывается только по дисциплинам, близким к тематике программы. Конечно, самой важной частью портфолио я считаю проект с красивым названием «Приложение моей мечты». Это тот элемент портфолио, который весит больше всего баллов. Он показывает, что абитуриент может смотреть на проблему с разных сторон и переносить идею в реальный мир. В проекте мы обращаем внимание на то, как студент провел анализ конкурентного поля и сильных и слабых сторон своего проекта. Подробнее про критерии оценивания и частые вопросы можно прочитать в рекомендациях.
В магистратуре «UX-аналитика и проектирование информационных систем» 15 бюджетных и 15 платных мест. Чтобы стать студентом программы, ознакомьтесь с условиями поступления на сайте и подайте документы с 19 июня по 25 июля 2023 года.
Суворова Алёна Владимировна
Академический руководитель программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем»