• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Брендинг и арктический туризм: итоги дискуссии в Питерской Вышке

В Питерской Вышке прошло обсуждение проекта «Зеркальных лабораторий» о роли брендинга в арктическом туризме. В стенах кампуса встретились представители Лаборатории управления культурой и туризмом, Школы дизайна Питерской Вышки и Мурманского арктического государственного университета (МАГУ).

Брендинг и арктический туризм: итоги дискуссии в Питерской Вышке

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Дискуссия строилась вокруг проекта «Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий». Его запустили в 2022 году совместно с МАГУ. Ученые изучат, как туризм влияет на развитие арктических городов и как креативные кластеры улучшают городское пространство.

Валерий Эрнстович Гордин, заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом

Гордин Валерий Эрнстович

В условиях взрывного роста внутреннего туризма вырастает конкуренция между регионами, но она же способна привести к плодотворному сотрудничеству. Проект рассчитан на три года, за которые эксперты исследуют влияние креативных индустрий и туризма на преобразование арктических городов и территорий.

Валерий Эрнстович отметил, что растет общественный интерес к экологическому и этнографическому туризму. Новыми символами для бренда региона становятся природные явления — например, северное сияние, а также арктические животные. Среди территориальных брендов популярнее всего Хибины, Норильск, Териберка, Соловки и перевал Дятлова.

Эксперты также обсудили, какие направления туризма стоит развивать. Доцент кафедры искусств, сервиса и туризма МАГУ Зоя Юрьевна Желнина отметила, что нужен не только экологический и экстремальный отдых, но и тематические экскурсионные, иммерсивные программы в культурном туризме.

Зоя Юрьевна подчеркнула, что регион за счет круглогодичной транспортной доступности быстро преодолел период «первого интереса» со стороны «новых арктических» туристов — тех, кто приезжал «просто посмотреть Мурманск». Она поделилась, что плотность туристского потока постоянно увеличивается за счет возвратных туристов, и им необходимо предлагать комплексные новые продукты.

Директор Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями НИУ ВШЭ Татьяна Анатольевна Колобашкина рассказала об интересном опыте, накопленном в Мончегорске. Он касался использования разработок креативных индустрий в преобразовании городской среды. При этом она акцентировала внимание на необходимости разработки специальной программы продвижения этого северного города в туристическом пространстве Мурманской области.

Преподаватель Школы дизайна Питерской Вышки Сергей Клещев рассказал об опыте брендинговых разработок для различных регионов и рассказал о работе с территориями.

Сергей Клещев, преподаватель Школы дизайна Питерской Вышки

Клещев Сергей Владиленович

В целях брендинга территории необходимо вникнуть в ежедневную жизнь местных жителей. Понять, что люди едят, что им интересно, чем живет город и целый регион. Идентичность территории, интерес к ней строится из множества факторов. Нельзя просто нарисовать логотип и расслабиться: «Теперь у нас есть бренд».

К 2024 году университеты планируют разработать дорожную карту программы развития туристической отрасли на примере Мурманской области. Ее можно будет применить и к другим арктическим территориям. Предварительные итоги проекта можно будет узнать на IV Международном форуме «Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития». Он продлится с 23 по 26 ноября в Мурманске.