• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем учиться в университете и как выбрать вуз — итоги «Одного дня с Питерской Вышкой»

В минувшие выходные в корпусе Питерской Вышки на Кантемировской в новом формате прошло мероприятие для абитуриентов — «Один день с Питерской Вышкой» провели 197 школьников из разных городов и регионов. Они послушали настоящую академическую лекцию и посетили профориентационный семинар, а самые активные получили сувениры от кампуса.

Зачем учиться в университете и как выбрать вуз — итоги «Одного дня с Питерской Вышкой»

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

«Один день с Питерской Вышкой» — новый формат мероприятия для абитуриентов, предлагающий школьникам погрузиться в атмосферу студенческой жизни. Пятого ноября для двух сотен гостей кампуса началось с того, что профессор департамента социологии Питерской Вышки Даниил Александрович Александров прочел им настоящую академическую лекцию о том, зачем современным школьникам получать высшее образование.

Во время лекции Даниил Александрович рассказал абитуриентам о преимуществах, которые дает учеба в университете, с научной точки зрения. Он отметил, что прежде всего университет является важным этапом перехода молодых людей от подросткового возраста к взрослой и самостоятельной жизни, ведь здесь они учатся делать выборы и принимать решения. Студенты выбирают, какие курсы посещать, в каких проектах участвовать и — что особенно важно — с кем и как общаться. Согласно концепции социолога Марка Грановеттера «Сила слабых связей», самую важную информацию человек получает от малознакомых людей, поэтому студенческое взаимодействие имеет большое значение. Кроме этого, социальные связи, которые появляются в студенчестве, могут быть полезны в будущем: например, однокурсники могут помочь в карьере, а преподаватели — составить рекомендации для поступления в магистратуру.

Даниил Александрович также рассказал слушателям, что на рынке труда большое значение имеет человеческий капитал — то есть набор знаний и умений, которые человек приобрел в течение жизни. Такие скиллы сложно измерить, из-за чего вместо них учитывается суммарное количество лет обучения, поэтому диплом престижного университета является сигналом для работодателей о том, что человек не боится трудностей. Однако это не значит, что человеческий капитал не так важен: диплом хорошего университета помогает устроиться на работу, но профессиональный успех зависит от знаний и навыков. «‎Оканчивайте Высшую школу экономики — это хороший сигнал»‎, — заключил Даниил Александрович.

В завершение лекции Даниил Александрович отметил, что к середине учебы некоторые студенты сталкиваются с переживаниями по поводу правильности выбранного пути. В такие моменты важно относиться к себе с любовью и уважением и помнить, что, как правило, эта тревога временна.

После лекции абитуриентов ожидал семинар, во время которого они вместе с психологом-профориентатором Ириной Ананьевной Поляковой прошли профориентационный тест, по результатам которого их разделили на четыре направления: «человек — художественный образ», «‎человек — человек», «человек — знак» и «человек — техника». Ирина Ананьевна рассказала слушателям о навыках и специальностях, присущих каждому направлению. По этим критериям ребят разделили по аудиториям, где они в командах анализировали сильные и слабые стороны образовательных программ, предлагаемых разными университетами, по системе SWOT.

Для сравнения абитуриентам предложили 22 критерия, среди которых: известность вуза, возможность изучения иностранных языков, количество бюджетных мест, актуальность осваиваемых дисциплин, расположение университета в городе и другие. Оказалось, что для абитуриентов важнее всего возможность проходить практику в компаниях-партнерах, а наименее важным критерием является то, сколько родственников и друзей окончили интересующий университет. Кроме этого, при выборе вуза молодые люди обращают внимание на количество бюджетных мест, проходные баллы, содержание образовательной программы, рейтинг и престиж, а также количество трудоустроенных выпускников. Инфраструктура вуза тоже играет важную роль: расположение университета и общежитий, а также наличие современного дизайна, спортзала и столовой будут большим плюсом, если образовательные программы похожи.

Полученные результаты абитуриенты презентовали Приемной комиссии Питерской Вышки: рассказали, какие отличия они нашли у образовательных программ кампуса в сравнении с другими университетами. В качестве преимуществ абитуриенты отмечали комфортную учебную среду, обучение на английском языке и программы мобильности. Презентация проходила в творческом формате: участники подготовили коллажи и рисунки, кто-то разыгрывал сценку, а кто-то показывал мемы. Приемная комиссия отметила самые интересные и необычные работы, в результате чего восемь команд абитуриентов получили памятные призы от Питерской Вышки — блокноты, шоперы и ручки. За решение математической задачи, полученной при регистрации, можно было получить карандаш с символикой кампуса. Кроме того, все ребята получили тетради, ручки и браслеты, а также памятные студенческие билеты кампуса как символ того, что Питерская Вышка всегда готова принять их в свою дружную семью.

Всего в мероприятии приняли участие 197 школьников из разных частей страны, в том числе из Ленинградской, Смоленской, Орловской, Кемеровской областей, а также из Алтайского края, Республики Саха (Якутск) и Республики Башкортостан.

Диана Воногова, абитуриентка

Диана Воногова, абитуриентка

Мероприятие очень интересное и необычное. Я впервые увидела такую программу в вузах, потому что обычно проводятся просто дни открытых дверей, а здесь удалось окунуться в учебную атмосферу.

Больше всего запомнилась лекция, я под впечатлением от преподавателя. Понравилась подача — материал был изложен в легкой и доступной форме, но при этом Даниил Александрович объяснял такие вещи, о которых мы обычно не задумываемся, хотя для школьников они очень полезны. Надеюсь, остальные преподаватели Вышки так же классно ведут лекции.

На семинаре мы анализировали разные программы — это очень классно, потому что мы не только познакомились с Питерской Вышкой, но и сравнили направления, на которые мы хотим поступать, с другими вузами. В процессе было много коммуникации с новыми ребятами, это тоже классно.

Я хочу быть журналистом, поэтому рассматриваю поступление на программу «Медиакоммуникации». Мне кажется, что на других программах журналистики учат только писать тексты или снимать видео, а на медиакоме обучат работать в цифровой сфере, а также можно выбрать направление обучения, что очень интересно и полезно.

Дарья Шевченко, абитуриентка

Дарья Шевченко, абитуриентка

Впечатления от сегодняшнего дня прекрасные. Как и ожидалось, Высшая школа экономики показала себя на высшем уровне. Было приятно пообщаться с педагогами и студентами — все очень заряженные и позитивные. Понравился современный дизайн корпуса и его расположение. А еще здесь очень вкусно кормят в столовой.

Атмосфера семинара очень понравилась, было здорово пообщаться с другими ребятами — все с юмором, можно было вместе посмеяться. Как оказалось, составлять SWOT-анализ несложно и интересно. Немного не хватило времени, поэтому мы сделали упор на аналитику, а не дизайн нашего коллажа.

Я считаю себя довольно творческой личностью, поэтому мне кажется, что определившееся для меня направление «человек — художественный образ» мне подходит. Поступать собираюсь либо на востоковедение, либо на юриспруденцию, в других специальностях себя не вижу. Люблю шутить про то, что юрфак — это достаточно творческий факультет, потому что многие известные поэты, писатели учились там.

Знаю, что на востоковедении изучается много языков, и для меня это большой плюс. А еще, как я понимаю, их можно выбирать самостоятельно — это тоже очень здорово. Кроме этого, у меня достаточно высокий уровень английского, поэтому радует, что многие предметы в Вышке ведутся на нем.