«Участие в олимпиаде стало одним из лучших моих решений»
Поступить в Питерскую Вышку можно не только по результатам ЕГЭ, но и благодаря победе на олимпиаде. Одной из таких является «Высшая проба» для школьников 7–11-х классов. Поговорили с победителями прошлого года, которые учатся сейчас в кампусе, о выборе направления, подготовке к олимпиаде и советах школьникам.
«Высшая проба» — одна из крупнейших олимпиад для учащихся 7–11-х классов. Она входит в Перечень олимпиад школьников на 2022/23 учебный год, поэтому дипломанты-одиннадцатиклассники могут поступить в российские вузы без вступительных испытаний или зачесть 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.
В этом году для учеников 9–11-х классов доступны 27 направлений олимпиады, от филологии и философии до информатики и физики. Для того чтобы принять участие в олимпиаде, необходимо зарегистрироваться на сайте «Высшей пробы» до 9 ноября.
Екатерина Анья, студентка 1-го курса ОП «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике»
Олимпиада «Высшая проба» стала для меня целью после поездки в Летнюю экономическую школу. Там я узнала об особенностях ее проведения и льготах для победителей, которые мотивировали меня поучаствовать.
Я выбрала сразу два направления: экономика и финансовая грамотность. Преимущественно готовилась к экономике, так как параллельно участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по этому направлению. Финансы же привлекают меня из всех разделов экономической науки больше всего, поэтому решила попробовать.
Подготовка к основным этапам у меня была довольно долгая. Я изучала экономику в старших классах, участвовала в выездных школах, а также смотрела онлайн-курсы. Самым сложным в подготовке оказалось совмещение всего и сразу: четырех предметов ЕГЭ и олимпиады по двум направлениям.
Для победы в олимпиаде важно знать теорию и уметь решать задачи. Однако не стоит забывать о том, что нужно уметь рассчитывать время, отведенное на решение, не паниковать и заранее подготовиться к формату проведения. У нас он был дистанционный, поэтому технику я проверяла трижды.
Начинать участвовать в олимпиадах школьников определенно стоит с того момента, когда ученик определился со сферой своей будущей деятельности. Если семиклассник решительно настроен изучать экономику, то готовиться нужно здесь и сейчас с настроем на победу в старших классах. Возможно, это звучит грозно, но такая стратегия помогает поступить в вуз, снижая стресс для школьников и их родителей.
Я сдавала четыре экзамена: русский язык, профильную математику, обществознание и английский, так как рассматривала вариант поступления и по ЕГЭ. Главное отличие подготовки к ЕГЭ — это структурированность и доступность, потому что к нему готовится каждый школьник. А подготовка к олимпиадам требует креативности, гораздо большего усердия в поиске информации и хорошей практики.
Советы для ребят, участвующих в Высшей пробе, на мой взгляд, включают следующие пункты:
— отнеситесь к участию с ответственностью, проверяйте дедлайны, во время самой олимпиады обращайте внимание на время;
— просмотрите задания прошлых лет, изучите решения и оформление;
— пробуйте решать даже то, что кажется не под силу, ведь даже мысли о направлении решения могут оказаться правильными и принести баллы.
Участие в Высшей пробе определенно усилило во мне желание изучать экономику и финансы, а победа в олимпиаде позволила поступить в Питерскую Вышку без учета баллов ЕГЭ.
Александра Ембулаева, студентка 1-го курса ОП «Филология»
Об олимпиаде мне рассказали в областном центре дополнительного образования, где я готовилась ко Всероссийской олимпиаде школьников. Здесь нам рассказывали о перечневых олимпиадах и советовали участвовать. Выбор пал на «Высшую пробу», она привлекла меня широтой профилей и возможностью поступить в престижный вуз.
Олимпиаду я писала по русскому языку и филологии, потому что хотела поступить на филологию. В результате стала призером по русскому языку.
Специально к «Высшей пробе» я не готовилась, только просмотрела прошлогодние задания и решения, чтобы понять формат заданий. Это оказалось очень полезным. Кроме этого, мне помог опыт участия в олимпиадах, благодаря которому я приобрела углубленные знания русского языка и научилась не переживать во время написания работы.
На мой взгляд, самое подходящее время, чтобы начать участвовать, — это 9–11-й классы, потому что призерство или победа в старших классах может помочь поступить. Но я советую пробовать сразу с девятого класса, чтобы успеть привыкнуть к специфике олимпиады и набраться опыта.
Я сдавала ЕГЭ по русскому, литературе и базовой математике. Подготовка к ЕГЭ предполагает решение однотипных тестов и отработку конкретного материала, а к олимпиадам невозможно подготовиться наверняка: никогда точно не знаешь, какая теория тебе пригодится. Кроме того, важно уметь думать нестандартно, не по шаблону.
Не сомневайтесь в том, что этот опыт будет для вас полезным, и не бойтесь участвовать. Обязательно изучите материалы, которые предлагает вуз для подготовки. Это придаст уверенности и избавит от чувства неизвестности перед олимпиадой.
Призерство в «Высшей пробе» дало мне возможность поступить без вступительных испытаний на ОП «Филология» в Питерскую Вышку. Участие в олимпиаде стало одним из лучших моих решений и помогло исполнить мечту, ведь именно в Вышке я давно хотела учиться.
Артем Казаков, студент 1-го курса ОП «Востоковедение»
До девятого класса я участвовал только во Всероссийской олимпиаде школьников. На одном из региональных этапов кто-то из участников упомянул несколько перечневых олимпиад, о которых я раньше и не слышал. Среди них была Высшая Проба. В тот же день я узнал, что перечневые олимпиады так же, как и Всероссийская олимпиада школьников, дают право на поступление без вступительных испытаний. Я загорелся этой идеей и решил попробовать.
Я участвовал по направлению «История», так как именно она давала право на поступление без вступительных испытаний на образовательную программу, которая меня интересовала.
Изначально я готовился к олимпиадам преимущественно в свободное от учебы время. После перехода в старшую школу это стало для меня приоритетным направлением. В качестве подготовки я решал задания прошлых лет, смотрел работы победителей и призеров, а также читал необходимую литературу. Сложнее всего было сохранять позитивный настрой после проигрыша важной олимпиады, к которой я усердно готовился.
Первое и самое главное, что пригодилось, — умение решать сложные задачи, которых ранее никогда не встречал. В таких случаях необходимо отталкиваться от того, что знаешь, придавая ответу требуемую форму. Ощущение, когда в конце концов твой ответ оказывается верным, незабываемо.
Наверное, лучший вариант — начать участвовать в олимпиадах с седьмого класса, чтобы было достаточно времени познакомиться с форматом олимпиад. Несмотря на это, многие добиваются успеха, написав первую олимпиаду в 10-м или в 11-м классе. Здесь главное — упорство.
Я сдавал ЕГЭ по английскому, истории и обществознанию. Олимпиадная подготовка отличается тем, что ты учишься навыкам, в то время как подготовка к экзаменам тренирует умение попасть в ключи.
Будущим участникам я бы порекомендовал разбирать задания из смежных дисциплин, чтобы, во-первых, расширить кругозор, а во-вторых, иметь разностороннее понимание предмета. Также необходимо помнить, что любые трудности в начале временны. Если вы переживете этот начальный период, остальное покажется невероятно легким.
Участие в олимпиаде дало мне возможность поступить на программу, а также поучаствовать в программе менторства и научиться работать со сложными, на первый взгляд невыполнимыми задачами.
Павел Ильин, студент 1-го курса ОП «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект»
Во время подготовки к поступлению я искал различные олимпиады на сайтах вузов, которые дают льготы при поступлении. «Высшая проба» оказалась одной из таких, поэтому решил участвовать. На олимпиаде выбрал направление «Информатика», так как планировал поступать на программу «Прикладная математика и информатика».
В качестве подготовки я прорешивал задачи прошлых лет, а также изучал алгоритмы для спортивного программирования на сайте «Тинькофф Образование». В итоге пригодились базовые алгоритмы вроде бинарного поиска и сканирующей прямой, а более сложные для победы было знать необязательно.
К олимпиадам я начал готовиться в 11-м классе, в итоге на некоторых из них мне не хватило пары баллов до победы. Поэтому другим школьникам я советую пробовать свои силы в них класса с седьмого.
На мой взгляд, олимпиады сильно отличаются от ЕГЭ. Задания на ЕГЭ скорее на оформление, в то время как на олимпиадах важна креативность. Поэтому во время подготовки я советую посмотреть задания прошлых лет и помнить, что порой самые необычные и нестандартные решения могут оказаться правильными.
Я рад, что решил поучаствовать в «Высшей пробе», ведь в итоге она дала мне возможность поступить без экзаменов в Питерскую Вышку.
Дарья Агапова, студентка 1-го курса ОП «Социология и социальная информатика»
В восьмом классе я поняла, что хочу участвовать в разных интеллектуальных состязаниях. Моя школа не продвигала перечневые олимпиады, поэтому я стала сама изучать тему. Подписалась в VK на сообщества олимпиадников, узнала, какие вузы считаются топовыми, а какие олимпиады дают лучшие льготы. Так я познакомилась с Вышкой и «Высшей пробой».
В девятом классе я участвовала в олимпиаде по направлению «Социология», в десятом — «Социология» и «Обществознание», в одиннадцатом — «Социология» и «Психология». Выбирала то, что мне интереснее всего и легче всего дается. Получить диплом победителя получилось только по социологии в десятом и одиннадцатом, но меня это не расстроило — «Обществознание» и «Психология» стали интересным опытом.
Во время подготовки я занималась с репетиторами — победителями олимпиад. Кроме этого, я смотрела научпоп-видео и много читала. Особенное внимание я уделяла статьям из научных журналов, где освещались актуальные вопросы социальных наук. Моей целью перед «Высшей пробой» по социологии было не зазубрить теорию, а набрать обширный гуманитарный кругозор и углубиться в интересующие вопросы.
Мне очень пригодился навык написания нешаблонных текстов — я получила высокие баллы за эссе оба раза, что стала победителем «Высшей пробы». Когда я писала эссе, я представляла, что работаю не над очередным школьным сочинением, а над статьей для научно-популярного журнала. Это помогало соблюдать баланс между фундаментальной теорией и актуальными примерами, а еще уменьшить количество клише и канцелярита.
Я считаю, что начинать участвовать в перечневых олимпиадах нужно как можно раньше, класса с седьмого — тогда к одиннадцатому классу олимпиадная обстановка будет для вас привычной и не вызовет паники. Кроме того, вы сможете уже с седьмого-восьмого класса влиться в олимпиадное онлайн-комьюнити и найти там друзей, с которыми будет легче и веселее стремиться к победам. Если вы уже в десятом или в одиннадцатом, рекомендую участвовать в нескольких олимпиадах разных уровней, выделив для себя приоритетную, а к остальным относиться как к разминке.
Готовиться к ЕГЭ было во много раз сложнее, чем к олимпиадам, потому что в подготовке совершенно не было простора для творчества. Знания воспринимались обрывочно, никак не связывались в стройную систему, а большую часть из них я забыла сразу же по выходе из экзаменационной аудитории.
Ребятам, которые планируют участвовать в олимпиаде, я могу дать такие советы.
Во-первых, не бойтесь выбора нескольких профилей и проигрыша.
Во-вторых, оценивайте свои силы и распределяйте приоритеты. Конечно, некоторые ребята и олимпиады выигрывают, и оканчивают школу с красным аттестатом. Но олимпиада — это в перспективе БВИ, а красный аттестат — несколько дополнительных баллов. Поэтому лишний час лучше потратить на подготовку к своему профильному предмету.
В-третьих, не думайте, что олимпиады — это только для гениев и отличников, до уровня которых вы никогда не допрыгнете. У меня в аттестате две тройки, но я поступила в Вышку без вступительных испытаний. И таких ребят — не гениев и не отличников, горящих своим предметом и выигравших олимпиады — сотни.