«Участие в конкурсе НИРС дало мне чувство уверенности»
Анастасия Маркова учится на четвертом курсе ОП «Дизайн». За время учебы она написала несколько визуальных исследований, с одним из которых заняла третье место на конкурсе научно-исследовательских работ (НИРС). Редакции портала студентка рассказала о решении участвовать, поиске источников и иллюстраций для исследования и советах студентам.
Учеба в Питерской Вышке
Я учусь на образовательной программе «Дизайн». Выбрала ее потому, что меня давно интересуют интерьеры жилых и нежилых помещений. Во время учебы начала увлекаться архитектурой — конструктивизмом и брутализмом. Впоследствии написала визуальное исследование на архитектурную тематику, и сейчас оно для меня одно из любимых.
Исследовательские работы
Визуальное исследование — это исследование, основанное на визуальном контексте. Проще говоря, мы рассматриваем множество изображений одной тематики и ищем между ними какие-либо взаимосвязи. Работа также состоит из теоретической части, где мы выдвигаем гипотезу, изучаем научную литературу, затем развиваем тезисы и подводим итоги.
Такие исследования мы начали писать на втором курсе. В этом году я буду изучать постреволюционный редевелопмент зданий Ленинграда. Кроме этого, я исследовала модные показы Александра Маккуина, а также то, как протезы могут стать объектами искусства.
Решение участвовать
О конкурсе научно-исследовательских работ (далее — НИРС) я узнала от преподавателей истории искусств. «Десятки» по этой дисциплине нам выставляют только за те работы, которые могут быть где-то опубликованы или реализованы. Конкурс НИРС как раз дает такую возможность, поэтому преподаватели предлагают в нем поучаствовать. Перед отправкой исследования проходят комиссию на факультете истории искусств: мы получаем советы, что можно улучшить. Однако жюри не все работы рекомендуют к отправке, что и произошло с моим исследованием. Но моя тема мне очень нравилась, поэтому я решила рискнуть.
Выбор темы
Тему для своего визуального исследования я выбрала сама, исходя из своих интересов. Я родилась в Сибири. В наших краях сохранилось много старинных зданий, в том числе бревенчатых изб. Их не сносят, и во многих из них до сих пор живут люди. Я всегда хотела понять, какие принципы обустройства пространства из древности современные дизайнеры могли бы перенять.
Поиск источников
В качестве источников я использовала литературу, освещающую принципы устройства изб на Руси и то, как в современном мире переосмысливаются планировочные решения из прошлого. Практически всю научную литературу для исследования искала в интернете, потому что в библиотеке не нашлось книг по моей теме. Иллюстрации также находила в интернете в большинстве случаев. Кроме этого, я вдохновлялась настоящими избами, которые видела в Сибири.
Написание работы
Я писала работу несколько месяцев, научным руководителем был преподаватель по истории искусств Павел Юрьевич Ульянов. У нас был основной дедлайн, когда нужно было прислать готовую работу, однако я придерживаюсь мнения, что с преподавателем нужно быть всегда на связи и советоваться по поводу исследования. Например, Павел Юрьевич посоветовал немного изменить структуру работы и подтвердил, что я подобрала качественный визуальный ряд, что придало мне уверенности.
Предметы быта Древней Руси в современности
Многие предметы быта, которые использовались в Древней Руси, перекочевали в современные интерьеры. Например, шкаф-поставец мы сейчас знаем как буфет, а привычный погреб для хранения еды появился благодаря голбцу — это такое помещение под полом в избе, где хранили запасы на зиму. А еще в древности в избах были кровати, которые строились под потолком рядом с печью. Их называли полати. Сейчас такие спальные места можно встретить в современных квартирах, где кровать находится сверху над кухней. Иными словами, технологии строительства продвинулись, но мы все-таки сохраняем — возможно, неосознанно — конструктивные решения из давних времен, потому что они были проверены веками.
Что я поняла
Главный вывод, который я для себя сделала благодаря исследованию, — некоторые приемы, которые сейчас применяют архитекторы и дизайнеры, применялись раньше при строительстве изб и планировке их внутреннего пространства.
Для меня эта работа стала небольшим открытием и отправной точкой для понимания жилого пространства. Я поняла, что в древности дом, изба олицетворяли собой что-то сокровенное, как очаг. Но в нашем современном мире это понимание было, на мой взгляд, давно утрачено. В общем, изначально я закладывала в эту работу меньше смысла, чем в итоге получила.
Участие в конкурсе НИРС дало мне чувство уверенности в том, что я делаю. Я поняла, что работа, которую я веду, не уходит в утиль, а может быть почвой для каких-то будущих исследований. Даже сейчас я порой обращаюсь к взаимосвязи вещей из древних времен и современности. Я стала более наблюдательной, поэтому часто, проходя мимо различных старинных зданий, я подмечаю для себя особые конструктивные элементы и пытаюсь выяснить или предположить, какова их роль в формировании общего конструктива здания. Это помогает развивать насмотренность.
Советы студентам
Во-первых, я советую выбрать ту тему, которая действительно вам нравится. Когда пишешь исследование по неинтересному направлению, тратишь много сил и энергии впустую. Я, например, выбрала профиль, который давно во мне отзывался, поэтому какие-то идеи и мысли посещали меня даже в свободное время.
Во-вторых, следует советоваться с преподавателем и отправлять ему работу до дедлайна, чтобы было время внести исправления и поменять структуру, если исследование пошло не в то русло.
В-третьих, перед отправкой работы на НИРС нужно посмотреть регламент конкурса и посоветоваться с преподавателем о том, стоит ли внести какие-либо изменения в оформление и структуру работы.
И самое главное — верьте в себя, в свои исследования и не бойтесь участвовать в подобных конкурсах.
Исследовательскую работу можно загрузить на сайт конкурса до 15 октября. О преимуществах победы в конкурсе и изменениях в проведении в 2022 году подробнее здесь.