• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенческие годы — самые важные в жизни, их нужно реализовывать на все сто»

Студенческие годы хороши тем, что можно реализовывать себя в разных направлениях. Так поступил и Андрей Вовк с программы «Востоковедение»: он активно занимался внеучебной деятельностью и делал первые шаги в науке. Поговорили с Андреем о том, как он учится на программе, почему стоит быть куратором и как он съездил в Узбекистан на летнюю школу.

«Студенческие годы — самые важные в жизни, их нужно реализовывать на все сто»

Фото из личного архива Андрея Вовка

— Почему вы выбрали Питерскую Вышку и «Востоковедение»?

— Я решил поступать в Питерскую Вышку еще в восьмом классе. Я довольно активно участвовал в олимпиадах разных вузов, проходил на очные туры и приезжал в вузы. Когда я попал в корпус Вышки на Кантемировской, то почувствовал, что атмосфера университета мне очень нравится. Здесь чувствовалась студенческая свобода, а все люди, с которыми я общался, были очень отзывчивыми. Такое не в каждом вузе видишь.

В школе мне всегда была интересна история, да и все социально-гуманитарные науки в целом. Я даже думал — не стать ли мне историком. Но потом я обратил внимание на востоковедение и понял, что для меня оно будет более перспективным. Ведь эта программа тоже погружает в социально-гуманитарные науки, но на ней можно изучать еще и восточные языки.

Я поступил в Вышку по олимпиаде «Высшая проба» — стал ее победителем в 11-м классе. Тот год был урожайным: я выиграл сразу три олимпиады — по востоковедению, истории и истории восточных цивилизаций. Это сильно упростило мне жизнь: пока все остальные нервничали перед поступлением и ждали результатов ЕГЭ, я уже понимал, что спокойно пройду в свой вуз.

— Какие восточные языки вы выбрали?

— Арабский и турецкий языки, но главный для меня — арабский. Я поначалу хотел взять японский, но потом подумал, что на японском говорят, в основном, в Японии, а на арабском — на большом пространстве от Марокко до Ирака. Помимо этого, культура Ближнего Востока меня привлекала чуть больше: мне всегда были интересны древние цивилизации, а в странах Востока можно найти их фундамент. 

— Как вам учеба в Вышке?

— Здесь студенты действительно очень свободные и вовлеченные, это подтверждается каждый день. Я получаю огромное удовольствие от учебы и понимаю, что сделал правильный выбор. Интереснее всего мне история и историография, но лингвистика тоже нравится. В дальнейшем я хотел бы заняться исторической лингвистикой или погрузиться в философию Востока.

Когда я пришел на программу, то думал, что учеба будет легкой. Но это оказалось не так. В школе мне все гуманитарные предметы давались без проблем, а с восточными языками пришли первые трудности. Изучать два восточных языка одновременно оказалось тяжело для меня. Чтобы справляться с заданиями, мне даже пришлось немного сократить свою социальную жизнь на время. 

Несмотря на трудности, я всем доволен. На «Востоковедении» я получаю те знания, которые мне нужны. С ними я буду востребован в науке, которой мне и хочется заниматься. Поэтому я стараюсь брать от своих преподавателей как можно больше.

— Поговорим о внеучебке — вы довольно активны в ней. А почему изначально решили заняться чем-то еще, кроме учебы?

—  Мне кажется, студенческие годы — самые важные в жизни, их нужно реализовывать на все сто. Я хочу найти как можно больше знакомых за это время, набраться впечатлений. Поэтому я стараюсь участвовать во внеучебных мероприятиях, отзываться на все приглашения и общаться со студентами с разных направлений. 

Важную роль сыграли и мои кураторы — они подтолкнули меня к внеучебке, а потом я и сам стал куратором. Когда общаешься с очень активными людьми, то и сам становишься легким на подъем.

— Почему вы решили стать куратором?

— Я поступил на первый курс в первый год пандемии, большую часть первого курса просидел на дистанционке. Из-за этого у меня возникло ощущение, что я совсем не живу студенческой жизнью, а только учусь. Поэтому мне очень хотелось восполнить этот пробел хотя бы на втором курсе. Кураторство — самый очевидный выбор. Я хотел быть частью семьи, которая помогает первокурсникам. Кроме того, мне хотелось познакомиться с этими ребятами, помочь им найти свой путь и как можно успешнее начать свою учебу.

— Вы рады, что кураторство стало частью вашей жизни?

—  Если бы мне нужно было снова выбирать, идти в кураторы или нет, я бы все равно пошел. Да, это непросто: вместо отдыха после пар я частенько созванивался с другими кураторами и обсуждал, как мы будем проводить какое-нибудь мероприятие для первокурсников. Но все впечатления и эмоции от работы в кураторской команде заглушают стресс.

Я бы советовал становиться кураторами всем, кто хочет реализовать себя во внеучебной жизни. Можно познакомиться со всеми первокурсниками, кураторами с других направлений, а через них узнать классных людей со всей Вышки. По сути кураторство помогает найти хороших друзей на долгие годы вперед.

— Какое кураторское мероприятие вам запомнилось больше всего?

— Конкурс «Мистер и Мисс Востоковедение» (далее — МиМ). Я был одним из организатором этого мероприятия и ведущим.Темой этого конкурса были мюзиклы, первокурсники готовили свои номера и выступали перед зрителями. Наша команда изображала диснеевский сериал «Виолетта». Если честно, мы с кураторами создавали этот праздник в сжатые сроки и немного переживали за результат. Но первокурсникам и другим зрителям все понравилось, а судьи говорили, что это один из лучших МиМов.  

— Вы состоите в Студенческом научном обществе «Востоковедение». Почему вы в целом решили заняться наукой?

— Наверное, она всегда меня интересовала. Я еще в школе замечал, что по социально-гуманитарным предметам нам не дают полную картину. Приведу пример. Меня всегда интересовали Средние века на Руси, но в учебниках история строилась вокруг Московского княжества, хотя этих княжеств было очень много. Я хотел бы видеть параграфы и о других центрах государственности. Так я и начал выходить за школьную программу, читать что-то самостоятельно. Не хотелось слепо следовать за чужими научными взглядами, я пытался отыскать собственные.

Постепенно научная карьера стала моей мечтой. Мне нравится чувство, когда открываешь что-то новое. Я бы и сам хотел совершить какое-нибудь открытие, а потом написать и издать книгу.

— Как вы оказались в востоковедном СНО?

— Я попал еще на первом курсе: меня привлекли научные лекции и семинары. Мне хотелось реализовать там себя, потому что я вообще увлекаюсь наукой: мне хотелось соприкоснуться с ее миром как можно раньше, чтобы лишиться неправдоподобных представлений о ней и получить реальный опыт.

Помимо этого, мне хотелось увеличить число научных мероприятий для востоковедов. Мою инициативность заметили, и уже на втором курсе я стал председателем этой студорганизации.

— Расскажите немного, чем вам запомнилась работа в СНО?

— Весной мы проводили конференцию по востоковедению. Она была разбита на четыре направления — экономика, история, политика и общество. Это было самое масштабное наше мероприятие, в конференции участвовали студенты практически со всей России — от Калининграда до Владивостока. Были и иностранцы из Белоруссии и Киргизии.

Конференция длилась два дня. Все участники должны были подготовить доклады, а желающие могли потом опубликовать статьи в сборнике — он индексируется в РИНЦ. Преподаватели нашей программы вели дискуссии на конференции, а мы редактировали статьи для сборника. Это очень ценный опыт: теперь мы знаем, как должна выглядеть научная книга. 

Мы провели не только конференцию, но и несколько семинаров. Из-за пандемии чуть меньше, чем нам хотелось бы, но мы надеемся исправить это в следующем году.  Один из самых интересных семинаров был по арабской анимации. Эта тема не особенно сильно изучена, надеемся, теперь кто-нибудь возьмется за нее всерьез.

— Недавно вы ездили на Летнюю школу в Узбекистан. Расскажите, как вы на нее попали?

— Я вышел с экзамена, отправился на прогулку с друзьями, и тут мне позвонили с неизвестного номера. Я сначала отключил звук, но звонок был очень настойчивым. Взял трубку — а это мой научный руководитель, Евгений Ильич Зеленев.
Он предложил мне поехать на конференцию «Узбекистан — страна толерантности», это проект с Национальным университетом Узбекистана. Сказал, что перелет и проживание мне оплатят. Я очень удивился, но взялся за возможность поехать в страну исламской культуры. Дальше нужно было отправить рекомендательное и мотивационное письмо, но это было совсем не трудно. А потом в середине июля я прилетел в Ташкент.

— Как прошла летняя школа?

— У нас должно было быть много разных лекций об Узбекистане — его экономике, политике, истории. Но осталась только историческая часть. Из-за аномальной жары программу школы сильно сократили. Но зато мы изучили историю страны с древних времен до окончания правления Ислама Каримова.

На летней школе мы не только изучали историю, но и ездили на экскурсии, часто бывали в музеях. Сам я много бродил по Ташкенту, выискивал там разные достопримечательности — боялся, что не все успею посмотреть. Исторических мест там сейчас не так много: это очень современный город, а часть построек разрушило сильное землетрясение в 1966 году. Впрочем, там есть медресе Кукельдаш, оно очень красивое, я там побывал.

Еще одна маленькая цель поездки — посмотреть на места, где бывал мой дедушка. Он родился в Ташкенте и провел там детские годы.

— Какое у вас самое яркое воспоминание с летней школы?

— Наверное, поездка в Бухару. Это очень красивый город, его облик сохранился еще с древних времен. Над городом возвышается минарет Калян — его построили в XII веке и он пережил монгольское нашествие. А в центре города находится крепость Арк с мощными стенами. Поскольку Бухара находится в пустыне, то она выглядит как фантасмагория — будто город из фильма «Дюна». Непонятно, как там могло все это появиться.

— Что думаете делать на третьем курсе?

— Я хотел бы посвятить его учебе и развитию в науке. Постараюсь как можно больше участвовать в конференциях, попробую написать статью и набрать публикации. Это то самое время, когда нужно определяться с направлением своего профессионального пути окончательно. Я давно понял, что наука мне интереснее всего, но теперь нужно делать первые шаги в ее мире и подтверждать свои притязания действиями.

Национальный университет Узбекистана — партнер Питерской Вышки. В мае делегации университетов встретились и обсудили дальнейшее развитие и сотрудничество.