• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаг на новую ступень проектного обучения

Преподаватели петербургского и московского кампусов Вышки в конце учебного года прошли курс по применению подхода Project Service-Learning в образовательных программах. Автор курса Магдалена Гаете рассказывает, как это должно помочь студентам стать полноценными участниками рынка труда уже во время учебы.

Шаг на новую ступень проектного обучения

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Магдалена Гаете руководитель Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании, координатор проектного обучения Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Санкт-Петербург беседует с заместителем декана факультета Аркадием Набокой.

— Вкратце, что вообще такое Project Service Learning (PSL)? Чему обучались наши преподаватели?

— PSL это методология обучения с использованием социально значимых проектов. Мы задумывали этот курс, чтобы помочь преподавателям сделать их курсы более интересными и привлекательными. Исследования говорят, что студенты делают выбор в пользу предметов, предполагающих проектную работу. Также мы держали в уме запрос университета на развитие проектной деятельности в целом и отдельно — социально значимых проектов. Сейчас у нас есть несколько подразделений, которые делают социально значимые проекты, но этого мало. Это примерно 20 % того, что мы можем делать, когда 80 % времени студентов занято дисциплинами. Если в эти дисциплины будет интегрировано проектное обучение с социальным значением, то к упомянутым подразделениям подключатся еще преподаватели, которые знают, как проводить и как оценивать проекты, и их студенты. Университет станет более открытым обществу – он будет полноценно находиться в городе, а не в башне из слоновой кости.

— Как внедрение этого подхода должно изменить учебный процесс конкретно в Школе социальных наук и востоковедения?

— У каждого предмета появится практическая часть, которая делается не в стенах университета, а вовне. Это значит, что у конкретного курса появится партнер. Обычно, если делаешь социально значимый проект, таким партнером является тот, кто получает от тебя услугу. Так мы становимся более открытыми.

— О каких партнерах идет речь?

— В первую очередь речь идет о тех организациях, которые отвечают на социальные вызовы  НКО, государственные организации (школы, интернаты, больницы и другие). Также это могут быть компании, у которых развита социальная деятельность в рамках корпоративной социальной ответственности (КСО).

— Этот подход равно актуален для всех направлений, от ГМУ до востоковедения?

— Да, его можно применять в любой сфере. К примеру, востоковеды могут делать проекты, связанные с обучением китайскому или другим восточным языкам в школах в каком-то интересном формате типа «Дня китайского языка» или «Дня арабского языка» в конкретной школе. Кроме того, в Петербурге есть много музеев, и если они хотя бы частично связаны с Востоком, то наши студенты, например, могли бы поработать с их сайтами, сделать их ярче. Они также могли бы разрабатывать маршруты (гиды) для туристов из Азии и Африки в разных медиаформатах.

Ребята, изучающие государственное и муниципальное управление, могут заниматься разработкой стратегий развития для разных территорий, от кварталов до регионов. Можно делать большие междисциплинарные проекты в этой сфере, привлекая, например, студентов-социологов для качественного сбора данных. Социологи, со своей стороны, могут помогать различным НКО не только в части проведения опросов, но и в организации фандрайзинга или маркетинга. Ведь многие социологи идут работать в маркетинг и делают такие исследования, а у НКО просто нет денег, чтобы это делать. Политологи могут проводить исследования по заказу регионов, у которых не хватает средств, либо помогать оптимизировать /модернизировать какие-то процессы. 

В целом социально значимые проекты можно делать в разных направлениях, и все наши программы могут использовать эту методологию. Преподаватели знают свой предмет и, если они будут думать в этом направлении, будет появляться все больше идей для такой работы.

— Этот курс призван привнести на факультет успешный опыт Университета Наварры? Это и есть идеал, к которому мы стремимся?

— Эти проекты мы начали делать в Петербурге, ориентируясь на то, что делает Университет Наварры в Испании. То, что есть в Университете Наварры, называется Тантака, что означает «капля за каплей». Значение этого названия в том, что каждая капля помогает почве быть здоровой, чтобы в ней могли расти растения. В университете есть 2-3 человека, которые непосредственно занимаются этим проектом, и это позволяет университету быть гораздо заметнее в городе. Но, когда мы начали это здесь внедрять, то нашли очень много других университетов в мире в Латинской Америке, Европе, Африке которые используют эту методологию, чтобы развивать связь со своим окружением. Для подобной работы необходимо, чтобы в университете появился человек или группа людей (даже не надо, чтобы это была большая команда), которые хорошо понимают методологию PSL. Важно, чтобы была какая-то голова, которая постоянно думает о проектной деятельности в социальной сфере.

Сейчас эта работа сосредоточена в Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании. Мы ищем организации, которым интересно сотрудничество, и через Ярмарку проектов ищем студентов, которые могли бы принять участие. В каждом проекте не больше 5 человек это должна быть небольшая сплоченная команда. В идеале на факультете должен появиться проектный офис, который будет поддерживать преподавателей. Они смогут обращаться туда для поиска партнеров и конкретных запросов. Партнеры, в свою очередь, должны знать, что у нас есть этот офис, и сообщать туда о том, что у них есть та или иная потребность, а офис будет искать в университете преподавателей и студентов под задачу и работать с ними. Думаю, работа лаборатории начало такого движения.

— Как вам кажется, может ли обучение, направленное на службу обществу, сблизить поколения родителей и детей? Есть шанс, что родители лучше поймут, чему учатся дети, а дети – как устроена реальная «взрослая» жизнь.

— Давайте представим студента, который занимается проектной деятельностью с социальным значением. Он возвращается домой и рассказывает, что делает и зачем изучает, например, социологию. Показывает, какое исследование проводит и как использует егодля решения каких-то социальных проблем. Мне кажется, что родители будут хорошо понимать, зачем их ребенок учится по тому или иному направлению. Если это студент-политолог, и он придумал вместе с преподавателем какое-то решение для региона, то родитель увидит, что политолог это не просто слова, а дела на благо общества. Или возьмем, к примеру, востоковедение кому-то может показаться, что, будучи востоковедом, он будет только переводить всю жизнь. Но когда мы видим, что группа студентов показывает посетителям Музея исламской культуры, что в нем есть, используя какие-то новые технологии  к примеру, создает приложение то всем станет понятнее, насколько Восток укоренен в России и почему важно его изучение. Не только родители, но бабушки и дедушки будут понимать, зачем студенты изучают все эти предметы, которые им могут казаться очень сложными из-за того, что совсем не связаны с их собственным образованием или работой. Да, мне кажется, это приближение к центениалам не только поколения X, но даже беби-бумеров.

Могу добавить, что есть проекты, которые прямо нацелены на сближение поколений. Например, работа в общественной организации для престарелых. Или вот проект моей студентки-политолога с 1-го курса: ребята снимают документальный фильм о блокадниках, чтобы не потерять их память. Поскольку они никогда не говорили с другими пожилыми людьми, кроме их собственных дедушек и бабушек, проект стал для студентов открытием, это очень здорово.

Людмила Веселова, доцент департамента политологии и международных отношений НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, академический руководитель МП «Бизнес и политика в современной Азии»

Курс, который предложила Магдалена, дал большее понимание того, как осуществлять проектную деятельность на другом уровне и с пользой для общества. Ведь ничто так не стимулирует молодых специалистов, как то, что результат проекта, который они сделают, будет впоследствии использоваться. Организовывая проекты и используя там рамку ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление – прим. ред.), мы можем и приносить пользу, и давать студентам опыт, и, возможно, искать для них потенциальных работодателей. Я вижу, что бизнес очень охотно привлекает наших студентов для работы в проектах, и они действительно очень классно и на высоком уровне справляются с разными задачами, поэтому партнеры к нам возвращаются.

Надежда Нартова, старший преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, заместитель академического руководителя МП «Современный социальный анализ»

В целом мне близок подход PSL, поэтому мой интерес на курсе был во многом инструментальным — что делать и как делать лучше. Курс позволил посмотреть на свою работу системно. Если сама логика поиска партнеров, организации проекта, в том числе и командной работы, проведения исследования (в нашем случае социологического) мне близка и понятна, то вот особенности завершения проектов и их оценки заставили задуматься, посмотреть на свою работу с новой стороны и увидеть ошибки.

У магистрантов программы «Современный социальный анализ» однозначно есть запрос на участие в социально значимых проектах — это дает им не только возможности развития профессиональных навыков, но и опыт гражданского социального участия, «интеллектуального волонтерства». У программы было не так много проектов именно с внешними партнерами, — НКО и культурными бюджетными организациями — но часть реализуемых проектов вполне вписывается в логику PSL, когда «заказчиком» выступает сама программа. Это и проекты, посвященные популяризации молодежных исследований для широкой аудитории, и работа по презентации программы в социальных сетях для абитуриентов. Мы планируем развитие социально ориентированных проектов.

Андрей Вейхер, доцент департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Интеграция социально значимых проектов в образование дает студентам реальное восприятие особенностей нерыночной сферы, имеющей особые нормы взаимодействий между людьми. Идет социализация личности путем приобретения опыта еще одной социальной роли, в наше время все более распространенной и востребованной.

Очно-заочный статус МП «Управление образованием», на которой я преподаю, ограничивает возможность выполнения таких проектов, но представить магистрантам опыт привлечения учащихся к волонтерству в проектном формате, который сейчас активно развивается в школах, и разобраться, как можно оценить достижение результатов социального развития учащихся, — реально и важно.