Студенты-юристы вошли в число победителей «Хрустальной Фемиды»
Во Всероссийском конкурсе по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида» приняли участие четыре команды Юридического факультета НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Одна из команд заняла 2-е место, а также победила в номинации «Лучшее использование правовых позиций Европейского суда по правам человека». Пятеро студентов вошли в ТОП-10 спикеров конкурса.
Всероссийский конкурс по конституционному правосудию среди студенческих команд высших юридических учебных заведений (юридических факультетов) России «Хрустальная Фемида» ежегодно организуется Центром конституционных исследований. На отборочном этапе участники готовят процессуальные документы: жалобу в Конституционный Суд и отзыв на нее. Прошедшие отбор команды получают возможность выступить в игровом процессе в устных раундах, отстаивая свою позицию по делу. Команда, признанная лучшей по итогам дебатов, получает главную награду конкурса — Хрустальную Фемиду.
Итоги конкурса, стартовавшего в июне 2021 года, были подведены в конце января 2022-го. В нем приняли участие четыре команды Юридического факультета НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Три из них дошли до четвертьфинала, а команда в составе студентов 3-го курса ОП «Юриспруденция» Илии Афанасьева, Алины Костыговой и Анны Федикович вышла в финал и заняла 2-е место. Ребята также выиграли в номинации «Лучшее использование правовых позиций Европейского суда по правам человека». Тренером команды выступила старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Ольга Старцева.
В ходе конкурса оценивалось ораторское искусство участников. По этому индивидуальному показателю в ТОП-10 спикеров «Хрустальной Фемиды», заняв собой половину списка, вошли пять студентов Питерской Вышки:
- Семен Сысуев, студент 4 курса – 5 место в рейтинге
- Илия Афанасьев, студент 3 курса – 6 место
- Алина Костыгова, студентка 3 курса – 8 место
- Николай Тихонов, студент 2 курса – 9 место
- Анна Федикович, студентка 3 курса – 10 место
Ярослав Болдинов, старший преподаватель кафедры финансового права Юридического факультета, тренер одной из команд-участниц:
Юридический факультет НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в очередной раз доказал, что качество образования – наша сильная сторона. Муткорт – особое испытание для студента-юриста, ведь именно этот формат соревновательного взаимодействия предполагает и подготовку процессуальных документов, и живой процессуальный диспут. Это значит, что «зубрежка» здесь не спасет, необходимы юридические эрудиция и логика, гибкость разума, способность быстро и точно ориентироваться в соответствующей тематике, то есть обладать реальными, а не номинальными познаниями в юриспруденции. Кроме того, устная часть подразумевает наличие хороших навыков ораторского мастерства, которые также немаловажны в нашей профессии.
Студентка 3-го курса ОП «Юриспруденция» Анна Федикович, будучи членом команды, занявшей 2-е место, вошла также в число лучших спикеров конкурса. Она поделилась впечатлениями о подготовке и участии в мероприятии.
— Для чего вы участвовали в конкурсе? Какую роль в этом решении играет возможность получения призов? Что вообще конкурс дает участникам и победителям?
— Денежных призов в конкурсе нет. Финансовая поддержка была бы приятным бонусом, но основной мотивацией для участия является получение опыта. Во-первых, за время участия ты получаешь огромное количество абсолютно новой информации. Ты изучаешь фабулу дела, ищешь проблемные вопросы, много читаешь законодательных актов, научной литературы, то есть получаешь очень много новых знаний. Во-вторых, ты работаешь в команде, знакомишься с новыми людьми. Конкурс дает тебе площадку, чтобы показать себя – что ты уже умеешь. При этом ты встречаешься с настоящими профессионалами, которые дают тебе комментарии, пожелания, наставления. Ты учишься адекватно оценивать и себя, и других. Это очень важный опыт, который развивает множество навыков.
Ну и, конечно, участие в конкурсе, а тем более 2-е место – это хороший пункт в резюме.
— Насколько сложно было совмещать подготовку и участие в конкурсе и учебный процесс? Было ли ощущение, что учеба отходит на второй план?
— Достаточно сложно. У меня, как у человека, который выкладывается на учебе на максимум, было постоянно ощущение «завалов» и психологически это тоже сильно давило. Однако, когда ты участвуешь, ты чувствуешь атмосферу конкурса и понимаешь, зачем ты это делаешь. Понимаешь, что это такая же учеба, потому что ты получаешь колоссальное количество новых знаний и навыков, просто в другом формате.
Но, конечно, подготовку к семинарам и участие в них, несмотря на конкурс, никто не отменял. Я не считаю, что нужно совершенно жертвовать одним ради другого, нужно искать баланс.
— Как оцениваете опыт работы в команде и результат – 2-е командное место?
— Конечно, были шероховатости, так как мы все уставали, у всех разное расписание, но при этом мы находили компромиссы, поддерживали друг друга, мотивировали и помогали. Я очень горжусь нашим вторым местом, потому что мы участвовали в первый раз, в первый раз все вместе собрались, но у нас получилось дойти до финала. Мне кажется, это настоящий успех.
— Тренировали ли вы специально навыки устного выступления?
— Да, мы тренировали навыки устного выступления с нашим тренером Ольгой Николаевной Старцевой, также нам помогал Дмитрий Александрович Кузнецов. Они показали, как нужно и не нужно отвечать на вопросы судьям, вести себя в критических ситуациях, как быстро ориентироваться, правильно поставить себя и свою речь. Это было довольно сложно, потому что нужно было быть готовыми к любым вопросам, даже прямо не связанными с самим делом. Нужно соблюдать регламент, при этом четко и ясно говорить, и успевать вести диалог с судьями. Когда мы собрались для тренировки в первый раз, мы были очень напуганы, потому что было ощущение, что очень многое не получается. Потом было уже легче. Благодаря тренировкам на устных раундах конкурса было гораздо спокойнее, так как к большинству вопросов мы оказались готовы, понимали, как нужно действовать в той или иной ситуации, что придавало уверенности.
— Каковы ощущения от выступлений в рамках конкурса? Довольны собой и своим 10-м местом в рейтинге?
— Для меня такие события обычно проходят очень волнительно, и «Хрустальная Фемида» не исключение. Было сложно, но я рада, что мы с командой смогли так достойно справиться со всем. Я увидела невероятных людей, действительно владеющих ораторским искусством, пообщалась с настоящими профессионалами-судьями, получила от них определенную отдачу.
Ощущение, что есть куда стремиться. Да, не все получилось так, как хотелось бы, и результат мог бы быть лучше, но я знаю, что у меня есть потенциал, есть способности. Важно использовать всё это, развиваться. Понимать свои ошибки и слабости очень важно, чтобы улучшать себя. Однако я очень горжусь нашей командой, и собой тоже. Считаю, что выложилась на максимум и сделала всё возможное. Главное – не останавливаться на этом. Я благодарна всем, с кем работала. Это был очень важный опыт, который однозначно поменял многое в мне, и дал новую мотивацию делать, что нравится. Теперь только вперед!
Семен Сысуев, студент 4-го курса ОП «Юриспруденция», 5-е место в рейтинге спикеров конкурса
О технологии выступления и впечатлениях
У меня была написана как сама речь, так и ее краткий план с основными тезисами, поэтому я легко мог переходить от одного аргумента к другому и корректировать речь в зависимости от того, как складывался раунд. Кроме этого, в раундах я активно прибегал к тому, что искал слабые места в позиции наших оппонентов и указывал на них, старался поймать противоположную сторону на противоречиях.
Я также учел замечания и недочеты с прошлого года (например, очень быстрый темп речи), а также рекомендации тренера: больше эмоций, меньше сухого текста. Опыт участия в подобных конкурсах очень пригодился – я понимал, как устные раунды устроены, чего ждут арбитры, какие хитрости можно применить, и так далее. Поэтому у меня было меньше волнения и больше желания именно поговорить с арбитрами и оппонентами о тех проблемах, которые были поставлены в игровом деле.
Очень существенным считаю тот факт, что за три часа до раундов мы с другом и товарищем по команде обсудили уязвимые места в речи, возможные пути решения потенциальных проблем, прогнали выступление пару раз, стараясь создать настолько сложную ситуацию, насколько это возможно, чтобы максимально подготовить себя ко всем неожиданностям, которые могут всплыть в ходе раунда. В итоге вся совокупность указанных обстоятельств позволила выступить на достойном уровне и в итоге занять высокое место в личном зачете.
Фактически у меня даже не совсем 5-е место – мы с ближайшим соперником набрали одинаковое количество баллов, и решение о 4-5 местах вышло чисто техническим. Безусловно, я доволен собой. Конечно, только первое место позволяет тебе называться победителем, однако быть в первой пятерке всех спикеров конкурса и лучшим спикером из всех студентов-участников Питерской Вышки я считаю весьма значимым достижением. Обидно, что наша команда не прошла в полуфинал, но в ходе соревнований мы провели блестящий раунд против коллег с третьего курса из нашего университета и, в любом случае, личные достижения доставляют только положительные эмоции. Ты понимаешь, что старания были не напрасны и движение осуществляется в правильном направлении.
Об пользе участия в конкурсах
В целом такие конкурсы очень хорошая возможность потренировать свои навыки именно в практической юриспруденции. Они максимально приближены к реальным судебным заседаниям, а некоторые включают в себя, в том числе, элементы взаимодействия с условным клиентом. Действительно есть возможность применить полученные знания на практике, получить ценные советы от арбитров – практикующих юристов, большинство из которых являются ведущими экспертами в своей сфере, а также представителей науки. Кроме этого, участие в таких конкурсах, и в особенности победы в них предоставляют преимущество при поступлении в магистратуру или при трудоустройстве. Поэтому я действительно рад быть в числе лучших спикеров турнира, считаю это огромным достижением, которое, надеюсь, поможет мне как в решении насущных вопросов в виде продолжения обучения и трудоустройства, так и в профессиональном развитии, формировании тех навыков и компетенций, которые необходимы современному юристу.