Как стать арт-менеджером
Магистерская программа «Менеджмент в индустрии впечатлений» (Arts and Culture Management) позволяет освоить актуальные компетенции арт-менеджера, получить итальянский диплом магистра, применить знания на проектах со знаковыми арт-институциями, поработать в научно-учебной группе или проектной лаборатории с Cartier. Академический руководитель программы Юлия Георгиевна Трабская рассказывает об особенностях обучения на программе, арт-институциях, зарубежных партнерах, проектах, возможности год учиться в Италии и правилах поступления в 2022 году.
— Юлия Георгиевна, расскажите, пожалуйста, как организован процесс обучения на программе?
— Студенты слушают курсы экспертов арт-индустрии, практикуются и создают портфолио с известными культурными институциями — ювелирным домом Cartier, Государственным Эрмитажем, Центральным выставочным залом «Манеж», «Севкабель Портом», Царским Селом, Музеем Фаберже. На программе есть трек двойного диплома с Католическим университетом Святого Сердца в Милане, и талантливые студенты целый год могут провести в Италии. Это значит, магистранты смогут развивать международные связи уже во время учебы. Построить академическую карьеру программа тоже поможет: для этого мы создали научно-учебную группу.
Проекты и работа с арт-институциями — это основа программы. Студенты организовывают под ключ мероприятие на Новой сцене Александринского театра, делают фестиваль в Эрмитаже, работают на выставке Сальвадора Дали в Музее Фаберже, продвигают Царское Село, делают проект для Cartier и взаимодействуют напрямую с топ-менеджментом этого ювелирного дома. В этом учебном году студенты ездили в Москву для представления результатов работы генеральному директору дома Cartier.
Для нас важно понимание контекста, создание творческой атмосферы, поэтому мы много посещаем музеи, ходим на прогулки по городу, организуем арт-бранчи для лучших студентов.
— Расскажите о программе двойного диплома?
— Студенты могут получить сразу два диплома: ВШЭ и итальянского университета Sacro Cuore. В Милане они будут учиться на магистерской программе Methods and Topics in Arts Management. Получить европейский диплом магистра — это возможность работать и в других странах и вклад в развитие карьеры. Он позволяет обладателю повысить свою стоимость на рынке труда.
По программе двойного диплома наши студенты могут провести год в Италии. Для арт-менеджера важно иметь международный опыт, понять, как работают арт-институции именно в Италии, законодательнице многих течений в искусстве. Так что пожить и поучиться целый год в Милане — это крайне интересно!
Миланская программа позволяет и изучать дисциплины, и пройти стажировку в лучших музеях Италии, включает в себя визиты в арт-институции Милана, Флоренции и других городов Италии. Подробнее о треке можно прочитать на сайте.
— Какие возможности есть у студентов?
— Основная задача программы — подготовить студентов к управлению бизнес-проектами в сфере искусства, культуры и креативных индустрий. Этому способствует и сама магистерская программа, и сформированная вокруг нее экосистема работы с менеджментом искусства.
В эту экосистему входит сама магистерская программа «Менеджмент в индустрии впечатлений», совместные проекты с ювелирным домом Cartier, наш зарубежный партнер по программе двойного диплома — итальянский университет Sacro Cuore, мероприятия программы «Фестиваль в Эрмитаже» и мероприятие CIBA, организованное студентами на Новой сцене Александринского театра. К этой экосистеме также относятся научно-учебная группа «Инновации в искусстве и культуре» и партнеры программы: Государственный Эрмитаж, Музей Фаберже, Музей стрит-арта, ЦВЗ «Манеж». Также мы открываем проектно-учебную лабораторию Consumer Behavior Studies in Luxury Segment HSE University-Cartier совместно с ювелирным домом Cartier. Все эти возможности позволяют обеспечить гармоничное и многостороннее развитие будущих арт-менеджеров, помогают каждому студенту найти свою нишу.
— Какие дисциплины можно изучать на программе? Все они связаны только с искусством?
— Арт-менеджер должен обладать многими навыками и талантами, поэтому и предметы у нас разнообразные. Есть очень прикладные курсы, они посвящены
финансам и праву в искусстве и культуре. Часть курсов направлена на развитие аналитических навыков и возможность принимать решения на основе данных.
Есть годовой предмет по истории и теории искусства. Есть и специализированные предметы, которые готовят к профессии — например, про партнерства и коллаборации в искусстве.
Предметы по экономике тоже важны, ведь программа относится к Школе экономики и менеджмента. Так, наши студенты изучают экономику искусства.
— Кто преподает на программе?
— Мы гордимся своим преподавательским составом. У нас три категории профессионалов: профессора НИУ ВШЭ, эксперты арт-индустрии и иностранные преподаватели.
На программе очень много предметов ведут практики арт-индустрии, которые погружены в эту среду и понимают все ее тонкости. Среди таких — заместитель директора Музея Фаберже София Григорьева, экс-руководитель проектов фонда «Сколково» Марьям Карпова, сотрудница Государственного Эрмитажа Анна Тыренко, руководитель проекта Waterfront Альбина Мотор, Наталья Белякова — директор по маркетингу итальянского холдинга Domina.
Для студентов, которые работают в сфере искусства, важно понимание разных культур и контекстов. А значит, международный опыт тоже будет значимым. У нас есть курс, который ведет Кьяра Паолино, профессор Католического университета Святого Сердца. Он посвящен арт-менеджменту в контексте современных культурных институций.
— Насколько широки возможности для исследовательской и проектной работы?
— Программа позволяет готовиться как к работе на арт-рынке, так и к академической карьере.
С прикладными навыками лучше всего помогут проекты. Они построены на реальных задачах и работе с крупными арт-институциями Петербурга. Студенты могут организовать археологический фестиваль в залах Эрмитажа, продвигать Царское Село, ездить в экспедиции в разные города России, создать мероприятие на Новой сцене Александринского театра, работать с Cartier, провести стратегическую сессию с Российским этнографическим музеем.
Практика — также крайняя важная активность на программе. Мы очень трепетно относимся к ее организации и выбору арт-институций. Она помогает развить навыки в сфере кураторства, продвижения, проектного менеджмента, event-менеджмента, а также собрать необходимые данные для ВКР. Среди предстоящих задач практики 2022 года — исследование сегмента класса «люкс» в индустрии гостеприимства, работа со стартапами, разработка стратегии продвижения водного сообщения в Петербурге, исследование и анализ опыта взаимодействия музея и туроператора и многое другое.
Мест для практики у студентов много: это и музеи, и туроператоры, и культурные пространства, и гостиницы. Вот некоторые из них: Ассоциация частных музеев Ленинградской области, Государственный Русский музей, «Севкабель Порт», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Отель Domina St. Petersburg и другие.
— Кого вы больше ждете на программу «Менеджмент в индустрии впечатлений»: менеджеров или учащихся с другой базовой подготовкой?
— Мы ставим задачей сделать прием открытым для студентов с разным опытом. У программы много граней и акцентов, на ней могут с комфортом учиться и экономисты, и искусствоведы. Я росла в семье театроведов и знаю, как непросто бывает представителям творческих профессий. Часто к этим знаниям важно добавить и знания в области менеджмента, чтобы обрести высокооплачиваемую специальность. Мы добились успеха в этом смысле: в этом году у нас учится балерина Михайловского театра, историки, филологи. Однако мы рады и экономистам, и менеджерам.
Подробнее о программе «Менеджмент в индустрии впечатлений» читайте на ее сайте.
Трабская Юлия Георгиевна
Академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений»