• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Крафтовое предпринимательство в Петербурге

Петербургские крафтовые предприниматели сталкиваются с постоянной нехваткой денег и других ресурсов. Часто перегрузка приводит их к выгоранию. Однако для молодёжи свой бизнес — способ найти себя и быть автономными. Рассказываем об исследовании социологов Питерской Вышки, которое посвящено креативным предпринимателям.

Крафтовое предпринимательство в Петербурге

iStock

В ноябре 2021 года социологи Питерской Вышки Яна Николаевна Крупец и Юлия Валентиновна Епанова выпустили статью о петербургских крафтовых предпринимателях в журнале Cultural Trends. Они собирали материал для исследования ещё до пандемии COVID-19 — с февраля по июнь 2019 года. 

Эта статья продолжает серию публикаций Центра молодёжных исследований о молодых предпринимателях. Ранее участники этого научного подразделения изучали, как молодёжь выходит на рынок труда, строит карьеру, в чём видит смысл своей работы. Они обнаружили такую тенденцию: автономность — одна из важных ценностей молодёжи, которая сказывается и на выборе работы.

В опубликованной статье Яна Николаевна и Юлия Валентиновна решили сосредоточиться на крафтовом предпринимательстве, потому что молодёжь пробует найти себя при создании своего дела.

Почему именно Петербург

Исследователи Центра молодёжных исследований решили изучить крафтовое предпринимательство в Петербурге, потому что в городе растёт интерес к креативной индустрии. С 2018 года количество творческих кластеров выросло, среди молодёжи они тоже становятся всё популярнее.

По мнению социологов Питерской Вышки, для других крупных городов такой тренд тоже характерен. А вот малые города они пока не изучали. 

Яна Николаевна Крупец, заместитель директора Центра молодёжных исследований

Нам кажется, что крафтовое предпринимательство — на данный момент скорее феномен крупного города. Всё-таки крафтовые вещи — недешёвые, в малых городах на них может не хватать денег. Но, например, мы были во Владивостоке и отметили, что там молодёжные инициативы очень активны. Там бизнес завязан на близости к Востоку: в него включены культурные продукты из Китая, Кореи и других стран.

Как собирали информацию

В этом исследовании социологи сделали акцент на качественных методах исследования — интервью и включённом наблюдении. «Такие методы позволяют “дать голос” самой молодёжи. Мы смотрим, как молодые сами воспринимают свою деятельность и в каких категориях её осмысливают», — объясняет соавтор статьи Юлия Валентиновна Епанова.

Исследователи провели интервью с 57 крафтовыми предпринимателями Петербурга. Среди них — 27 мужчин и 30 женщин. Все информанты — владельцы или совладельцы бизнеса. Возраст интервьюируемых — от 18 до 35 лет, только несколько участников были старше. 

В выборку попали представители разных сфер крафтового бизнеса. Среди них были керамисты, швеи, художники, создатели украшений, кулинары, парикмахеры, реставраторы и продавцы винтажной одежды.

Помимо интервью, социологи вели наблюдение в трёх крупных творческих кластерах Петербурга. Каждый из них имел свою специализацию: в одном много мастерских, в другом — торговых площадок, в третьем — ресторанов. Исследователи хотели проверить, помогают ли креативные пространства заводить новые профессиональные знакомства и развивать свой бизнес за счёт связей. Спойлер — не помогают, но об этом позже.

Герои исследования обладали разным бэкграундом. Среди них были люди с высшим образованием, которые захотели сменить специальность и создавать что-то своими руками. Некоторые информанты получили среднее профессиональное образование и захотели создать собственный бизнес. Были и те, кто всему учился с нуля.

У некоторых молодых предпринимателей в бизнес перерастало хобби. Такие встречались среди тех, например, кто увлекается аниме или k-pop. Они уже хорошо знали свою аудиторию и каналы поставки.

Основные проблемы петербургских крафтовых предпринимателей

Крафтовым предпринимателям постоянно не хватает денег. На старте это не самая большая проблема — начать бизнес можно с очень маленьким стартовым капиталом. А вот для развития и масштабирования в дальнейшем требуются уже более крупные суммы. 

Некоторым предпринимателям не хватает денег на регулярные расходы  — аренду помещения или зарплаты сотрудникам. Поэтому на старте многие работают дома и делают работу самостоятельно от начала и до конца. При этом предприниматели не склонны брать кредит на развитие бизнеса — им хочется оставаться независимыми.

Юлия Валентиновна Епанова, приглашённый преподаватель Школы социальных наук и востоковедения

Меня очень поразило то, что молодые предприниматели не особенно переживают из-за потенциальных провалов. Отчасти это связано с тем, что они выделяют на новое дело тот объём денег, который им не жалко. Если бизнес пойдёт — хорошо, а если нет — ну и ладно.

Молодым предпринимателям важен даже негативный опыт. Они продолжают экспериментировать и учатся на ошибках.

Исследователи ожидали, что креативные пространства будут помогать предпринимателям заводить новые знакомства. Однако выяснилось, что зачастую это совсем не так. Они воспринимают знакомства как дополнительную работу и не всегда готовы вкладываться в неё дополнительными силами и временем. Наиболее общительные заводили знакомства с соседями, а необщительные закрывали дверь в мастерскую, чтобы ни с кем не разговаривать.

Какие стратегии помогают бороться с трудностями

Исследователи выявили три основные тактики, благодаря которым бизнес петербургских крафтовых предпринимателей остаётся на плаву и развивается. 

Активированный поиск

Крафтовые предприниматели находятся в постоянном поиске ресурсов и возможностей для развития. Ищут они вообще всё — оборудование, клиентов, деньги, площадки для сбыта товара. Причём в поиск превращается даже обычная прогулка по городу: они могут на ходу заметить что-то интересное.

Неудачные поиски могут подталкивать предпринимателей к инновациям. Так, одна из героинь увидела за границей купальник, фасон которого ей очень понравился. Она долго искала похожий, но найти не смогла. В итоге сама начала такие шить.

Органическое партнёрство

Когда бизнес крафтовых предпринимателей растёт, им становится трудно работать в одиночку. Обязанности растут, времени не хватает. Иногда предпринимателям тяжело даются новые дела. Например, они хорошо шьют, но общаться с клиентами у них не получается. Выход есть — найти партёрство и распределить роли.

Наиболее успешные и надёжные партнёрства у коммерсантов — с супругами, родственниками или близкими друзьями. Чем прочнее взаимоотношения, тем проще вести дела. Предприниматели больше доверяют друг другу, и им легче разделить обязанности. 

Партнёрство может быть неудачным из-за проблем с деньгами. Особенно в том случае, если предприниматели не договорились, как делить выручку между собой. Однако если связи прочные, таких проблем меньше. Проще всего супругам, потому что у них общий семейный бюджет.

Яна Николаевна Крупец, заместитель директора Центра молодёжных исследований

Оформление бизнеса тревожило наших героев. Чаще всего они регистрировались как самозанятые или как индивидуальные предприниматели. Из-за этого на бумаге зафиксировать партнёрство сложно. 

С браком проще: если люди поссорятся и разведутся, то поделят бизнес между собой. У каждого будет своя доля. А вот если это просто друзья или знакомые, всё намного сложнее. Эффективными оказывались только те партнёрства, где люди чётко договорились между собой и полностью доверяли друг другу.

«Сделай сам»

Чтобы сэкономить, предприниматели стараются как можно больше вещей делать сами. Они сами делают ремонт в своих мастерских, упаковывают и доставляют товары.

Такая стратегия предполагает тяжёлый физический труд, и далеко не всем предпринимателям она в полной мере подходит. Однако она же увеличивает насмотренность, люди становятся более креативными. Они узнают, как оформлять помещение или красиво упаковывать товар.

Стратегия «Сделай сам» помогает сохранить бизнес, но она же увеличивает нагрузку на предпринимателя. Из-за большого количества мелких дел разработать план по развитию бизнеса почти невозможно.

Из-за того, что предприниматели много работают сами, они сталкиваются с выгоранием. Клиенты могут позвонить им в любое время, и они должны включаться. При этом предприниматели заняты всем понемногу — разбираются с бухгалтерией, ведут соцсети и так далее. Иногда такая нагрузка становится бременем и люди решают, что бизнес лучше закрыть.

Как исследование будет развиваться

В конце 2021 года исследователи Центра молодежных исследований завершили ещё один проект, посвященный молодым крафтовым предпринимателям. В нём социологи рассмотрели их стратегии совладания с кризисом в период пандемии COVID-19. Сейчас идет подготовка статей.

Пандемия заставила предпринимателей стать более гибкими, искать новые стратегии выживания. Некоторые перевели бизнес в онлайн, чего не могли сделать раньше. Были герои, которые пришли в крафтовое предпринимательство из-за безработицы или нехватки денег в связи с пандемией. Для таких людей оно стало дополнительным заработком.

Во время пандемии COVID-19 знакомства стали для предпринимателей важнее. Они создавали локальные сообщества и чаты, покупали что-то друг у друга и поддерживали. Это обеспечило дополнительную поддержку некоторым коммерсантам, однако для большинства в этом действии важнее этичность.

Яна Николаевна Крупец, заместитель директора Центра молодёжных исследований

Мы подали заявку на ещё одно исследование в 2022 году, хотим посмотреть на молодых предпринимателей в индустрии красоты. Во время локдауна салоны красоты были закрыты, появилось много молодых надомных мастеров. Они ищут клиентов через соцсети. Мы хотим посмотреть, какие каноны красоты транслируют эти мастера: есть ли варианты, связанные с бодипозитивом. Нам интересно, как они видят красоту сейчас и как реализуют свой бизнес в этой сфере.