• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студент-историк Питерской Вышки выиграл «Битву истфаков»

Виталий Клейменов, студент 3-го курса ОП «История» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стал победителем Третьего Всероссийского конкурса «Битва истфаков» в номинации «Лонгрид». Его основанная на архивных документах статья посвящена бытовым конфликтам в Тихвинском посаде во 2-й половине XVII века. Об особенностях работы над текстом в научно-популярном жанре Виталий рассказал редакции портала.

Виталий Клейменов

Виталий Клейменов
© Business FM Петербург

Работа Виталия Клейменова «Бандитский» Тихвинский посад: бытовые конфликты 2-й пол. XVII в.», участвовавшая в Третьем Всероссийском конкурсе «Битва истфаков» 2021 года, основана на материалах судебных дел из фондов Тихвинского архива, которые сегодня хранятся в Санкт-Петербургском Институте истории РАН (СПбИИ РАН). Несколько зафиксированных в документах Богородичного Успенского Тихвинского монастыря конфликтов, с их участниками, причинами, обстоятельствами и характерными чертами представлены в работе в виде захватывающего описания отдельных кейсов, с броскими названиями и вынесенными в начало действующими лицами, снабжены выводами и иллюстрациями.

Работа победила в номинации «Лонгрид». Всего в шорт-лист конкурса вышли 11 работ, представленных на конкурс студентами петербургского и московского кампусов Вышки, а также МГУ, СПбГУ, РГГУ и других. Из этих работ были также выбраны победители еще в двух номинациях конкурса — «Видео» и «Мультимедиа». Третий сезон Всероссийского конкурса «Битва истфаков» был организован Союзом создателей исторических проектов на платформе журнала Proshloe при поддержке Института всеобщей истории РАН.

Виталий, как вы оказались среди участников «Битвы истфаков»?

— Я просто хотел попробовать свои силы, особо ни на что не рассчитывал. Получив от СНО (Студенческое научное общество — прим. ред.) очередную рассылку анонсов научных событий, долго думал, какую бы тему взять, чтобы написать о ней популярным языком. Мои основные темы исследовательских интересов — военная и социальная история XII – 1 пол. XV вв. — как мне кажется, для научно-популярных текстов не очень подходят. Я пишу о них довольно занудным для читателя академическим языком, которому научился за два года на истфаке. Пишу довольно успешно, надо сказать — в марте у меня вышла публикация в военно-историческом журнале “Parabellum novum”, вот-вот должна выйти вторая в журнале “Novogardia”, на подходе третья. Темой я занимаюсь вплотную, но написать об этом простым для восприятия языком для меня пока тяжеловато.

А тут очень удачно «подвернулся» наш факультетский проект по Тихвину «Источник, историк, истории». Он реализуется под руководством Маргариты Михайловны Дадыкиной на базе департамента истории. По заказу СПбИИ РАН мы с января 2020 года и до настоящего момента описываем находящийся у них фонд 132 Тихвинского архива. Документы, с которыми мы работаем, хорошо подходят для переработки в научно-популярное изложение. Они про людей, а людям, как известно, намного интереснее читать про людей, чем про то, кто, куда, когда и на кого пошел. Так что источники привели меня к теме, а не наоборот.

На взгляд непосвященного текст документов выглядит устрашающе. Как с таким работать?

— На первом курсе на источниковедении всем приходится читать скоропись, что потом вспоминают как страшный сон. Но к этому можно привыкнуть, а когда у нас на втором курсе начался проект, это стало делом практики. Если долго работать со скорописными документами, получается читать их «с ходу». Конечно, Маргарита Михайловна проверяла мою транслитерацию. И вообще она очень много со мной работала: консультировала по подбору материала и историографии, модерировала дискуссию по докладу, читала итоговый текст. Я ей очень признателен.

Легко ли дался научно-популярный стиль?

— Сложно было перестроиться. Я, признаться, в курсовых и научных публикациях иногда грешу махровым канцеляритом. Спасло то, что я не перерабатывал текст курсовой, например, а писал с нуля, и формат текста сразу задавал иной. И все равно это было непривычно, хоть я и просматриваю регулярно научно-популярный контент по своей и смежным темам. Пришлось смотреть работы-победители прошлых лет и стараться ориентироваться на них.

Еще и тема удачная, в ней есть сюжеты — бытовые конфликты, — которые можно разворачивать как художественное произведение. Это помогло избежать сухого академического изложения. В некоторых местах прямо просилось добавить аллюзии на современность (соблюдая принцип историзма, конечно), или чего-то образного, человеческого. Например, историю про отношения зятя и тещи я назвал «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу», потому что отсылка к народным прибауткам прямо напрашивалась.

Сколько времени заняла работа над текстом?

— Нужно учитывать, что с документами я работал давно, знал большинство из них, а собственно над текстом месяца два – начал в сентябре и к концу октября практически закончил. 1 ноября выступил в департаменте с докладом по теме статьи, все желающие могли прийти. Это было полезно. По итогам обсуждения внес небольшие исправления и в положенные сроки, до середины ноября, отправил работу на конкурс.

Параллельно шло освещение подготовительной работы — это нововведение конкурса нынешнего года. По мнению организаторов, историк должен отвечать за свои слова и быть готовым продемонстрировать аудитории, как он работает с материалом. Появился новый критерий оценки — медийная открытость, за него давали дополнительные баллы. Я не стал этим пренебрегать, предупредил организаторов, что собираюсь участвовать и готов к освещению своей работы. Выложил в VK голосование по выбранной теме, что-то постил по ходу работы над текстом, потом выступил с докладом, о чем тоже написал. Список постов со ссылками потом приложил к заявке.

Каковы бонусы победителя, кроме почета и славы?

— Я получил сертификат победителя, огромные комплекты книг от партнерских издательств и Института истории РАН, но главное – опыт и определенное признание в профессиональных кругах.

Первая проба получилась очень удачной, и теперь я хочу пробовать свои силы в научно-популярном жанре уже со «своей» военно-исторической темой. Написать про Каменское побоище, забытую страницу истории северо-западной Руси. Думаю об этом давно, но есть сомнения — выстрелит или нет, поэтому сначала планирую выступить с докладом на какой-нибудь профильной конференции. Проблема в том, что к работе по военной истории средних веков очень трудно найти иллюстрации, а что-то приличное про Северо-Запад начала XV века — практически невозможно. При этом иллюстративный материал должен быть, он оценивается отдельно.

Были ли у вас конкуренты среди однокурсников или студентов других курсов?

— Я не знаю, участвовал ли в конкурсе кто-то еще от нашего департамента, но в шорт-лист никто больше не попал. Но зато в номинации «Видео» победил парень тоже из Вышки, из московского кампуса (студент 2-го курса магистратуры Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Фёдор Дерябин – прим. ред.). Приятно, что вот мы какие, вышкинцы, вместе в победителях.

Дадыкина Маргарита Михайловна

Маргарита Дадыкина, доцент департамента истории НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, заместитель декана Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств по научной работе и работе со студентами:

Эта работа выросла из учебного проекта по описанию актового материала фонда Богородичного Успенского Тихвинского монастыря (Ф. 132), который мы со студентами ОП «История» начали в 2020 году совместно с нашим давним партнером — Санкт-Петербургским институтом истории РАН. Фонд содержит несколько тысяч единиц хранения. В настоящее время существует только первая часть описи — опись хозяйственных книг. Вторая же часть, богатейший актовый материал, имеет только инвентарную (номерную) опись, которая не может дать представления о том, какие именно источники отложились за те или иные периоды, начиная с XVI века. Эта работа требует больших усилий. Работники архива несколько лет назад начали составлять описание вместе со студентами исторического факультета СПбГУ, а сейчас подключились и наши студенты, для которых это хорошая возможность не только закрепить практические навыки работы с источниками — от чтения текстов до составления аннотации, а также погружения в социальный контекст истории Тихвинского посада, который находился под управлением монастырских властей.

Как оказалось, наш картон (ящик) содержит преимущественно документы либо таможенного управления (Тихвин являлся приграничным городом с одной из крупнейших на Северо-Западе таможенных служб), либо многочисленные челобитные посадских людей и решения по ним монастырских властей. Как раз последняя группа и попала в руки Виталия. Все началось с документа о деле гусляров, а позже было найдено его продолжение и несколько других интересных «дел». Так из работы в проекте выросла идея статьи на конкурс. Я думаю, что это очень хороший результат. Этот пример может и должен мотивировать наших студентов активнее вовлекаться в различные учебные проекты, которые могут стать хорошим стартом для научной карьеры. Я искренне поздравляю Виталия, который проявил инициативу и проделал большую самостоятельную работу, заслуженно получив эту победу.

Хотелось бы также выразить признательность курирующим проект коллегам, сотрудникам научно-исторического архива и руководству СПбИИ РАН за поддержку и за разрешение опубликовать цифровые копии документов к статье Виталия на конкурсе.