Впечатления 2021 года: «Мы узнали друг друга намного лучше»
Завершается 2021 год — второй год университетской жизни в гибридном формате. Об итогах и открытиях, событиях и впечатлениях уходящего года, а также планах на будущее рассказывают преподаватели и студенты Питерской Вышки.
Екатерина Калеменева, старший преподаватель, заместитель руководителя департамента истории НИУ ВШЭ Санкт — Петербург:
Если бы нужно было описать уходящий год двумя словами, то для меня это точно были бы «усталость» и «взаимоподдержка». С одной стороны, ко второму году работы в дистанционном или смешанном формате все уже привыкли и освоили тонкости мастерства онлайн-преподавания, научились не реагировать на нестабильный интернет, вечный соседский ремонт, находить новые способы мотивировать студентов включать камеры во время семинаров или искать возможности неформального кулуарного общения с коллегами даже во время онлайн-конференций. Но и пресловутый «эффект новизны», связанный с полным выходом в онлайн, тоже пропал. Бесконечные забавные истории с зумом уже не веселят, котики, случайно забредающие в кадр, не так радуют, как раньше. Поэтому длящееся состояние неопределенности к концу 2021 года оставляет стойкий привкус усталости.
С другой стороны, сохранение большой физической разрозненности во время онлайн-занятий парадоксальным образом сделало нас всех ближе. Благодаря окошечкам на экране мы узнали друг друга намного лучше: плакаты и прочие мелочи, висящие на стене за спинами выступающих, невольно открывают всех с новой, незаметной ранее стороны. Мы будто ежедневно приходим друг к другу в гости во время занятий, совещаний или конференций, одновременно открывая двери своего дома для коллег. Эти одновременно сложные и уравнивающие условия, по моим ощущениям, в этом году подарили сильное чувство взаимопонимания и взаимоподдержки как с коллегами, так и со студентами. Поэтому главное, что я хотела бы пожелать в наступающем году всем нам, — сохранить эти чувства!
Ирина Сизова, научный сотрудник Лаборатории экономики культуры:
2021 год продолжил испытывать нас на прочность: многие переболели ковидом и боролись с последствиями, некоторые так и не смогли перестроиться на новый — гибридный — формат общения, и прочее. Тем не менее, были и приятные моменты в уходящем году, и даже успехи.
Для меня они в первую очередь были связаны с преподаванием. Считаю важной свою работу в качестве научного руководителя четырех ВКР — это был мой первый опыт работы с выпускниками Питерской Вышки, и он оказался очень позитивным. Темы у студентов были крайне актуальные: работа музейных учреждений в условиях новой реальности, связанной с пандемией COVID-19 и массовым переходом в цифровую среду. Наша работа в постоянном контакте привела к успешным защитам. Очень рада за ребят, поздравляю их с этим успехом!
Была поддержана моя заявка на разработку курса МАГОЛЕГО «Информационные технологии в музейной деятельности: история, тренды, практики», обучение на котором начнется в третьем модуле. Я уже давно занимаюсь этой темой, но те колоссальные изменения, которые произошли в музейной цифровизации за последние два года, дали не просто много нового материала, но и пищи для размышлений. Об этом мы и будем говорить со студентами. Кроме того, на Ярмарке проектов были организованы несколько студенческих проектов, ориентированных на конкретный результат как для учреждения культуры, так и для научных достижений студентов. Спасибо студентам за активную работу и интересные мысли. Но самым важным достижением для меня стало получение звания «Лучший преподаватель — 2021». Благодарю за такую высокую оценку моих преподавательских способностей, хотя преподаю не ради этого. Очень надеюсь, что наши беседы были полезны студентам и какая-то информация пригодится им в будущем.
По своей основной деятельности я — научный сотрудник. И достижения в научной сфере меня тоже радуют: новые глобальные проекты российского и международного уровней, несколько локальных проектов, посвященных таким вопросам, как работа с молодежью в музеях, системный подход к цифровизации музейной деятельности, а также монетизации онлайн-ресурсов музеев. Результаты по этим проектам еще предстоит осмыслить и оформить в статьи, публикацию которых планируем на будущий год.
Ну и раз заговорили о грядущем годе, хотелось бы пожелать коллегам и студентам, во-первых, здоровья и оптимизма; во-вторых, профессиональных и творческих успехов (а при написании статей и курсовых или выпускных работ зачастую, кроме профессиональных навыков, требуется еще и творческая муза, чтобы текст давался легко и получался гладким); в-третьих, исполнения главных мечт; и наконец — любить и уметь отдыхать. С наступающими праздниками всех нас!
Игорь Шендерович, научный руководитель МП «Физика», академический руководитель ОП «Физика»:
Не могу сказать, что серьезно отношусь к 31 декабря как к праздничному дню — скорее, как к источнику дополнительных сложностей из-за разнообразных дедлайнов. Жизнь не заканчивается 31 декабря и не начинается 1 января, как, может быть, кому-то и хотелось бы. Цикл жизни научных и образовательных проектов тоже значительно превышает один год.
Так что говорить об итогах года для образовательных программ по физике в бакалавриате и магистратуре, к которым я имею отношение, мне кажется преждевременным. Программам всего два года, и оба года прошли в условиях эпидемии коронавируса, а также борьбы с ней (трудно сказать, что сказалось сильнее). Я очень признателен нашим студентам, которые выдерживают все связанные с этим сложности. Надо отдать должное и преподавателям, которые в совершенстве овладели искусством перехода из офлайна в онлайн и обратно буквально на лету. Честно говоря, год назад я думал, что с 1 сентября 2021 вся жизнь в университете пойдет в обычном, нормальном режиме — но судьба играет человеком, а человек играет на трубе.
Говорят, у Мао Цзэдуна как-то спросили — как он представляет себе мир после (возможной) войны? Он ответил, что трава и деревья будут расти по-прежнему, рыбы плавать в воде, а женщины рожать детей. Я, к счастью, не Мао, поэтому мои представления о 2022 годе еще проще: наши первые студенты магистратуры успешно защитят свои дипломные работы — и это будут первые в истории петербургской Вышки магистерские диссертации по физике. Второкурсники бакалавриата в течение весеннего семестра попробуют понять, какой именно физикой (и с кем) они хотят заниматься до конца бакалавриата в рамках своей научно-исследовательской работы. Первокурсники — как бакалавриата, так и магистратуры — продолжат осваивать свою специальность для того, чтобы иметь возможность в будущем разговаривать на одном языке с коллегами по науке. Ну а нынешние одиннадцатиклассники и четверокурсники посмотрят-посмотрят, да и выберут наши образовательные программы для того, чтобы залезть на вершины квантового дерева, по дороге не свернув себе шею.
Между тем самая длинная ночь уже позади, а световой день начал понемногу расти. Помня о том, что самое темное время — перед рассветом, я хочу пожелать себе и тем, кто это читает, сил и терпения, чтобы этого рассвета дождаться.
Ксения Голубова, студентка 3-го курса ОП «Филология»:
За этот год я выяснила, что учиться под крики «помой посуду» я могу, а вот над фразой «да отдохни, пойдем обедать» надо еще поработать. Так уж вышло, что большую часть 2021 года я провела дома на дистанте, преподавателей и одногруппников видела разве что на экране. Было сложновато, даже слишком, зато крупицы очного обучения заиграли новыми красками. За время дистанта и короткого промежутка в корпусе я отточила несколько навыков:
- чтобы запомниться преподавателю на онлайн-семинарах, можно не только отвечать (хотя способ довольно действенный), но и ставить самые дурацкие аниме-картинки на виртуальный фон. Люди улыбаются — я радуюсь;
- если ваш организм прожжен кофеином так же, как и мой, носите с собой на пары горькие шоколадки. Я тоже не верила, но за этот год научилась их ценить и уважать;
- ну а еще я наконец-то научилась нормально печатать на принтере в библиотеке. Всем рекомендую, десять из десяти.
Сложно говорить о самых крутых моментах, но, наверное, это было долгожданное, пусть и недолгое возвращение учебы в офлайн. В душе я стара и консервативна, поэтому это было действительно важно для меня.
Если вам интересно взглянуть на дистанционку под другим углом, спросите о ней любого студента внеучебной организации. Так уж вышло, что с недавних пор я потихонечку руковожу Активом ШСГНИДЮВа, и для нас весь этот год был вызовом под названием «как бы придумать что-то интересное для небольшого количества людей» и «как бы притащить побольше людей на онлайн-мероприятие, чтобы никто не заснул». Было непросто, но с большинством задач мы точно справились. В следующем году собираемся справляться еще лучше.
Недавно вспомнила, как на первом курсе планировала свою грандиозную учебу с публикациями, исследованиями и проектами. Хорошее воспоминание для середины третьего курса. Вот прикидываю, как буду соответствовать ожиданиям себя из прошлого: записалась на олимпиаду, нашла проект на ярмарке, заново поняла, что учеба может быть по-настоящему увлекательной, если правильно расставлять приоритеты и не выбирать предметы наобум. Это немного, но это честная работа.
Я бы всем пожелала интереса к учебе и общению. Иногда, в особенно загруженные моменты, начинает казаться, что все вокруг пугающе автоматично и уныло. К счастью, обычно это неправда, поэтому было бы круто, если бы у всех нас были силы вовремя выдергивать себя из скуки и тревожности.
Арджун Чаудхари, студент 3-го курса ОП «Логистика и управление цепями поставок»:
2021 год для меня — год раскрытия своего настоящего «я». Я и раньше знал, что являюсь активным человеком, но именно в этом году было множество проектов, которые направили меня на верный путь. Мне кажется, этот год был возрождением внеучебки — придумывались новые форматы, рушились традиции, мы вышли на новый уровень. Вместе с этим я научился и сам выходить за рамки, разбивать ожидания, а главное — выбирать людей вокруг себя. Какие бы навыки ты ни приобретал, самым важным остается окружение: твои друзья, твоя команда, твоя опора. Одному идти тяжело, а с приобретением надежных людей все становится проще и приятнее. Именно поэтому для меня лучший момент года — организация КурКоттеджа, площадки для знакомства и общения инициативных кураторов разных программ. Проблемы решались, идеи придумывались, друзья появлялись, и в итоге мы провели три мероприятия, которые, как мне кажется, стали бесценными для всех, кто побывал на них.
В этом году я являюсь руководителем Art Union (AU) и координатором медиа-отдела ШСГНИДЮВа. За семестр мне и команде удалось возродить AU, проводя регулярные встречи и создавая уютную атмосферу. Работа только начинается, но успехи не за горами. Планы на следующий год разделю на два пункта, они просты: радовать людей и постоянно развиваться.
Внеучебка забрала мою душу, но тело привязано к учебе, именно поэтому моя цель — спокойно ее завершить. Нужно стараться держать баланс между этими чашами весов, ведь все начатое необходимо доводить до конца.
Найти баланс в 2022 году я желаю не только себе, но и всем остальным. Может, ваше хобби идет порознь с выбранной учебной программой. Может, не хватает сил для чего-то важного. Советую на момент остановиться, подумать о приоритетах, о здоровье и не корить себя за эту остановку. Идти в новое нужно с чистой головой. Добиться этого я желаю каждому из вас.
Мария Шадрина, студентка 2-го курса ОП «Международный бизнес и менеджмент»:
Год запомнился мне долгожданным выходом на очное обучение. Приятно видеть студентов, преподавателей, а главное — их эмоции.
Я познакомилась с большим количеством разных и по-своему интересных людей, которые меня чему-то научили. В Вышке каждый по-своему индивидуален, и это очень круто! Научилась общаться (да, во время дистанта ты абсолютно теряешь навыки социализации) и не бояться доносить свои идеи, мысли. Также хочу выделить еще один навык — делегирование. Очень важно этому научиться, потому что иначе будет тяжело выполнять работу в команде. Делегирование учит доверять своим напарникам, что тоже очень важно в любой работе.
Самый крутой момент в этом году — конкурс «Мистер и Миссис менеджмент». Время подготовки к этому масштабному конкурсу — время новых знакомств и буря разных эмоций.
С ребятами мы занимаемся социальными сетями Питерской Вышки — каждую неделю собираемся, предлагаем и обсуждаем идеи, а потом воплощаем их в реальность. В планах на следующий год: продолжать создавать актуальный и полезный контент для студентов с помощью страниц кампуса в VK, Instagram и TikTok.
Я бы пожелала себе больше сил, мотивации и терпения, потому что как раз их безумно не хватает во время сессии. Другим студентам я желаю того же самого, но еще одно пожелание — чтобы вас окружали только хорошие и верные люди. Добивайтесь своих целей, не ленитесь!
Даниелис Будрайтис, студент 3-го курса ОП «Востоковедение»:
Для меня самым ярким моментом было кураторство. Я познакомился с огромным количеством людей, узнал, что организация мероприятий — это реально сложный, но безумно увлекательный процесс. Еще я научился находить любое место, где можно хотя бы ненадолго вздремнуть. А если серьезно, то этот год в Вышке дал мне многое — научился меньше переживать по мелочам, стал больше уделять внимание себе, своим увлечениям и отдыху, а не беспрерывной беготне за высокими оценками. Определился с будущей карьерой, усилилось мое чувство ответственности.
Больше всего в этом году запомнился период подготовки к выездному «посвящению в студенты» для первокурсников, который мы с командой кураторов организовали в начале апреля. Это был бешеный месяц поисков базы, продумывания сценариев, съемок страшных видео, покупок реквизита и прочего. Тогда я изрядно вымотался, но по итогу могу сказать, что это однозначно стоило того, и этот период был на самом деле крутым.
Я постоянно рвусь везде поучаствовать и как-то проявить себя. Состою в Студенческом совете на посту секретаря, в Студенческом научном обществе, в активе Центра развития карьеры (ЦРК), а также являюсь куратором-пенсионером 2020/21 учебного года. Наибольшую активность на данный момент проявляю в Студсовете, так как в мои обязанности входит составление различных протоколов, голосований, выгрузка документов о правонарушителях и тому подобное. У Студсовета грандиозные планы на этот год, среди которых расширение международных контактов, дальнейшее улучшение качества образования, учреждение различных положений и многое другое.
В ЦРК я успел побывать в роли куратора на Высшей школе карьеры в феврале-марте, а в рамках стартовавшего недавно всероссийского карьерного интенсива нахожусь в секторе партнерки и помогаю со сценариями к видеороликам. Планы у ЦРК грандиозные, выход на всероссийский уровень, поэтому ожидайте, что Питерская Вышка благодаря этому проекту еще прогремит.
Лето я провел в корпусе на Кантемировской в лучшем коллективе — второй год подряд отработал в приемной комиссии кампуса.
Из планов на следующий год у меня сдача языковых тестов для получения сертификатов, и уже буду потихоньку искать работу и начинать строить карьеру. Еще хотел бы попасть на стажировку в заграничный вуз.
Мое пожелание себе и всем студентам — держаться. Как бы трудно ни было, даже в те моменты, когда силы на исходе, эмоциональное выгорание достигает своего пика, всегда вспоминайте о том, ради чего все это было начато. В жизни никогда не будет все идеально, но только в наших силах адаптироваться к трудностям и преодолевать их одну за другой. Знайте, что все в наших руках. Не бойтесь ошибаться и берите от жизни по максимуму!