• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Высшей школе карьеры обсудили ключевые компетенции молодых специалистов

В рамках карьерного интенсива Питерской Вышки «Высшая школа карьеры» прошла панельная дискуссия с участием компаний ― партнеров кампуса, представляющих фармацевтическую отрасль, производство, e-commerce и retail ― эксперты обсудили актуальные тренды развития рынка труда и перспективы молодых специалистов. Модератором дискуссии выступила директор НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург Анна Тышецкая.

Кристина Сербинова, Анна Головаченко, Ксения Марданова, Анна Тышецкая

Кристина Сербинова, Анна Головаченко, Ксения Марданова, Анна Тышецкая
© НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург / Владимир Александров

Панельная сессия «Кандидат 2025: кому учить ― чему учиться» состоялась в рамках Школы кураторов ― первого шага карьерного интенсива «Высшая школа карьеры», организованного НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург для представителей российских университетов.

Разговор с участием руководителя программ стажировок Ozon Ксении Мардановой, руководителя отдела персонала «Герофарм» Анны Головаченко, старшего HR бизнес-партнера дирекции по управлению персоналом сети гипермаркетов «Лента» Кристины Сербиновой и ведущего инженера-технолога по оборудованию Nissan Александра Грузина был посвящен обсуждению возможностей студентов выстраивать свою карьерную траекторию в современных условиях, определяемых бурной диджитализацией.

Определяя актуальные тренды своих отраслей, все эксперты согласились с тем, что ключевые изменения рынка сегодня диктуют тотальная цифровизация и диджитализация бизнеса, а стремление к расширению присутствия компании в различных сегментах рынка и запрос на «умный рост» выводит на передовые позиции работу с большими данными и необходимые для нее аналитические навыки и навыки работы в IT.

Отвечая на вопрос аудитории о том, существует ли сегодня запрос на определенную профессиональную подготовку управленцев, Ксения Марданова обратила внимание слушателей на многочисленные международные исследования, фиксирующие запрос на кросс-функциональный опыт. «Сегодня топовыми программами являются те, которые сочетают то или иное ― любое! ― профессиональное направление с «цифрой». Цифровая грамотность ― это новая реальность этого мира. В Высшей школе экономики как раз реализуется программа цифровой грамотности для всех без исключения ― потому что это базис», ― сказала она.

С ней согласна и Кристина Сербинова: «Я не знаю ни одного менеджера, не говоря уже о топ-менеджменте, у которого было бы одно профильное образование или образование в одной сфере. Резюме, с которыми я работаю, содержат указание на одно базовое образование, вслед за которым следует длинный список дополнительных специализаций. Какое образование наиболее востребовано? Мне кажется, все. Чем более широк кругозор специалиста в различных областях, тем более он востребован как специалист-интегратор».

Александр Грузин отметил интенсивное и всеобъемлющее самообразование, отличающее современных кандидатов, приходящих в отрасль, а также их желание чувствовать себя чем-то большим, чем частью большой корпорации: «Сегодня молодые люди стремятся самореализоваться не только в профессиональной отрасли, но также за ее пределами, в социально-значимых проектах защиты локальных сообществ и окружающей среды».

Анна Головаченко, в свою очередь, сделала акцент на важности участия компании-работодателя в процессе повышения квалификации специалиста: «У компании есть большая готовность отдавать, учить, делиться, рассказывать про отрасль и про то, как строить карьеру. Нам нужны люди, готовые брать все возможности и отдавать свою осознанность, свое время и свою обучаемость».

Подводя итоги дискуссии, ее модератор, директор НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург Анна Тышецкая подчеркнула особую значимость университета как стартовой площадки для успешного входа молодого специалиста в профессиональную жизнь, где особое значение приобретает партнерство с компаниями ― флагманами индустрий.

Тышецкая Анна Юрьевна

Анна Тышецкая, директор НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург:

Процитирую великого математика Лейбница: «Настоящее чревато будущим». Цифровые технологии меняют не только уклад жизни. Цифра выдвигает другие профессиональные требования, формирует новые рынки, а значит — и новые профессии. Это нельзя не учитывать при построении своих планов на жизнь.

Время в университете — и время для образования, и время для самоопределения. Это означает, что нужно быть очень смелым и научиться не бояться двигаться на ощупь в изменяющемся мире. Я желаю вам смелости и успехов в начале профессионального пути!

СОВЕТЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ

Ксения Марданова, руководитель программ стажировок Ozon: Не бывает идеальной работы, и самая блестящая учеба не гарантирует попадание в «компанию мечты». Работодателю нужен опыт. Помните, любой опыт ― позитивный: не только собственно работа в отрасли, но и волонтерство, участие в кейс-чемпионатах, проектах школы карьеры, навык smm или работы ассистентом руководителя и вообще все. Его наличие демонстрирует ваше стремление понять, как устроен рынок труда, и встроиться в него.

Кристина Сербинова, старший HR бизнес-партнер дирекции по управлению персоналом сети гипермаркетов «Лента»: Стажировка ― это основной механизм адаптации человека-студента к человеку-сотруднику. Окунаясь в обычную рабочую жизнь, вы понимаете, что у вас есть обязанности и ответственность, вы взаимосвязаны с другими людьми. Этот опыт не заменить ничем, и мы всегда это учитываем. Кроме того, приходя в компанию, важно понимать, что представляет из себя бизнес. Не просто «хочу работать в большой стабильной компании», а конкретно ― какие у компании цели, стратегия и т. д.

Александр Грузин, ведущий инженер-технолог по оборудованию Nissan: Пользуйтесь возможностью попасть в компанию на производственную практику ― это хорошая возможность понять, как устроен рабочий процесс, какие у компании ценности, и примерить их на себя. Это возможность не только посмотреть на компанию изнутри, но и показать себя. Важный инструмент ― самоанализ, умение сделать выводы из полученного опыта. И еще ― не бойтесь начинать карьеру снизу. Это поможет изучить суть производственных процессов и сформировать собственную базу кейсов, что поможет в дальнейшем развитии.

Анна Головаченко, руководитель отдела персонала «Герофарм»: При выборе места работы важны осознанность и понимание ― зачем вы идете в компанию. Мы всегда отталкиваемся от того, почему человек к нам пришел и что у него за плечами. На вопрос «когда нужно начинать строить карьеру?» я всегда отвечаю: «Вчера!». Нужен опыт ― с самых первых курсов, любые проекты, оплачиваемые и нет, любая стажировка. Выбор всегда обоюдный ― мы выбираем, нас выбирают, важно совпасть.

Организаторы всероссийского проекта НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Высшая школа карьеры» ― студенческая организация «Студентами для студентов» (СДС) и Центр развития карьеры. Проект реализуется при поддержке Росмолодежи в 2021/22 учебном году. Его цель — дать студентам российских университетов знания и навыки в области трудоустройства и построения карьеры. Он состоит из трех взаимосвязанных этапов:

8‒10 декабря 2021 ― Школа кураторов: обучение проектных команд двадцати университетов (80 чел.) в рамках трех треков: «Карьера», Event и Soft Skills.

28 февраля ― 17 апреля 2022 ― Высшая школа карьеры: карьерный онлайн-интенсив для сотен студентов по всей стране.

23 апреля 2022 ― CareerUP: форум для 200 лучших участников «Высшей школы карьеры», в программе которого пройдет кейс-чемпионат с отбором на стажировку в компании ― партнеры проекта.