• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Питерской Вышки изучают мировую историю и холодную войну вместе с университетами-партнёрами

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург реализует некоторые онлайн-курсы совместно с университетами-партнёрами. Такая практика существует в том числе и на программе «История». Студенты 3 и 4 курсов могли подать заявку на дисциплины, посвящённые мировой истории, холодной войне и пространственной истории позднеимперской России. Учащиеся программы поделились с редакцией портала впечатлениями об онлайн-курсах.

Студенты Питерской Вышки изучают мировую историю и холодную войну вместе с университетами-партнёрами

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Екатерина Белова, 3 курс

Екатерина Белова, 3 курс

Я стала слушателем курса «Мировая история», ведущегося совместно с Принстонский университетом, еще в сентябре. Я подала заявку, потому что хотела посмотреть на другие подходы преподавания и улучшить свой английский язык. Также курс стал отличным дополнением к моему резюме.

Занятия проходят на английском языке, но это не мешает нам свободно высказывать свои мысли. Семинары у нас ведет наш куратор из Принстонского университета — Джек Гюнтер. Он хорошо объясняет темы и всегда готов нам помочь. Лекции же читают специалисты мирового уровня — профессоры Джереми Адельман и Марсия Шенк.

В первом семестре мы изучали мировую историю с 1300 года по настоящее время, сейчас мы говорим об устной истории и готовимся выполнять проект. 

Одной из лучших частей курса были встречи в Zoom по пятницам Джереми Адельманом. На первой такой встрече мы обсудили выборы США, было очень интересно слушать мнения иностранных студентов. После этого мы решили, что будем проводить такие встречи до конца семестра и обсуждать на них темы из истории.

Мне понравился курс, я получила хорошую базу по всемирной истории, которой мне не хватало. Еще я смогла пообщаться с иностранными студентами, они оказались очень открытыми и интересными людьми.

Наталья Жаркова, 4 курс

Наталья Жаркова, 4 курс

Когда курс начался, я возвращалась из Южной Кореи, куда ездила по обмену. За полгода я привыкла общаться на английском языке в окружении студентов из разных стран. Курс «История холодной войны: попытки переосмысления» помог мне более плавно переключиться на «домашний» лад, при этом полностью не прощаясь с привычным миром. Я выбрала этот курс, потому что хотела узнать больше о конфликте, который определил вторую половину XX века.

Обучение проходило на английском языке. Постоянными менторами были Татьяна Сабурова, преподаватель из университета Индианы, а также Елена Кочеткова и Кирилл Чунихин. Кроме регулярных лекций и семинаров у нас проводились сессии в экспериментальном формате. На одном из таких занятий мы со Smith College обсуждали «Пикник на обочине» братьев Стругацких через призму восприятия Холодной войны. Это был невероятный опыт. 

На занятиях мы рассматривали идеологический конфликт коммунизма/социализма и капитализма с конца 1940-х до начала 1990-х годов. Мы обсуждали культурные и технологические аспекты холодной войны. Также мы коснулись вопроса, как люди воспринимали это противостояние и как оно было отражено в массовой культуре. Например, на семинарах мы обсуждали фрагменты из американских развлекательных шоу и знаковые фильмы тех лет такие как :«Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу». Авторы курса подошли к его разработке очень творчески, поэтому я смело могу сказать, что он был одним из самых интересных за этот семестр.

Особенно мне понравилась работа над групповым проектом. Наша мини-группа работала над изучением феномена холодной войны с точки зрения истории эмоций. Это было непросто, но очень увлекательно. В основном мешала разница во времени с учащимися из других стран, но мы справились.

Также запомнился последний семинар, где мы вместе со студентами из США обсуждали окончание холодной войны, её хронологические рамки и причины распада СССР. Было крайне интересно услышать точки зрения как наших коллег, так и авторитетных исследователей, тексты которых нам давали в качестве домашнего чтения.

Курс был динамичным и интересным. Я улучшила навыки работы в международной команде и получила практику как академического, так и разговорного английского. Могу рекомендовать этот курс тем, кто интересуется историей XX века и хочет разобраться в причинах и результатах холодной войны.

Никита Малиновский, 3 курс

Никита Малиновский, 3 курс

В начале августа 2020 года учебный офис нашей программы прислал рассылку о том, что департамент истории впервые проводит совместный с Принстонским университетом курс «Мировая история с 1300 года». Для участия студенты должны были прислать мотивационное письмо и информацию об уровне владения английским языком.

Я решил поучаствовать, потому что курс затрагивал важные для моей исследовательской области темы, связанные с мировой торговлей и другими глобальными событиями, происходившими с XIV по XVII века. 

Каждую неделю мы смотрели записанные профессором Джереми Адельманом лекции в системе «Canvas» и после этого делали небольшие тесты. В течение недели у нас было две встречи с нашим куратором из Принстонского университета — Джеком Гюнтером. Всех студентов Питерской Вышки разбили на две группы. 

На первом семинаре мы встречались общей группой, чтобы обсудить лекции и тексты. На втором семинаре мы работали в небольших группах для написания тематического исследования. Для этого каждую неделю нам открывали доступ к нескольким источникам на определенную тему. Для каждой группы существовал внутренний план ролей — участник, секретарь, редактор, репортер. Участники высказывались во время дискуссий, секретарь записывал идеи и мысли, редактор писал эссе на основе идей, высказанных во время обсуждения. Репортер делал отчет об эссе других международных групп, которые выкладывали вместе с нами свои работы в общий доступ в «Canvas». После каждого написанного эссе мы получали отзыв от куратора, который подробно разбирал нашу совместную работу. Все лекции и семинары проходили на английском языке.

На занятиях мы обсуждали развитие глобальной торговли, переселение народов и связанные с этим глобальные влияния, войны и их причины, а также развитие обществ и формирование государственности. Особенность курса заключается в том, что мы рассматривали все эти темы без каких-либо географических и национальных рамок. Мы анализировали и искали взаимосвязи между отдаленными как в географическом, так и в культурном плане обществами с XIV по XXI века. 

Самыми запоминающимися темами для меня стали: эпидемия чумы в середине XIV века, колонизация Северной и Южной Америк, путь в Индию вокруг Африки и сёгунат Токугава. Обсуждения этих тем были очень подробными, так как они содержат много социально-экономических и политических проблем, которые были вызваны глобальными связями. 
            
Мне понравилось, что в системе «Canvas» была возможность обсуждать проекты и эссе других университетских групп, а также дискутировать не только в рамках семинаров. Преподаватели были всегда отзывчивы и внимательны к студентам. Они подробно отвечали на все наши вопросы.

Благодаря курсу я понял важность глобальных связей. Я получил не только ценные знания, но и международный опыт общения. Курс создает отличную площадку для дискуссий студентов с разным культурным опытом. Это делает общение разнообразным и очень увлекательным. Я рекомендую студентам получить этот бесценный опыт!

Александра Хузина, 3 курс

Александра Хузина, 3 курс

В феврале нам всем на почту пришло письмо от учебного офиса. Нам сообщили о наборе на новый курс «Города в Российской империи. Пространственная и городская история в позднеимперской России (1855-1914 гг.)», организованный совместно с университетом Геттингена. Студентам предоставили 10 мест . Чтобы поучаствовать,  учащиеся должны были написать мотивационное письмо. Я отправила его и вскоре получила ответ, что стала слушателем курса. 

Этот курс заинтересовал меня своей темой. Моя исследовательская работа довольно далека от пространственной и городской истории того периода. Но я решила, что полученные знания мне пригодятся, так как они позволят увидеть, какие процессы происходили в то время в Российской империи. Также я узнаю, как и почему происходила стремительная трансформация городов, повлиявшая на городских жителей и их повседневную жизнь. 

Мы занимаемся раз в неделю по полтора часа на английском языке. Занятия ведут два преподавателя из университета Геттингена и один преподаватель из нашего университета. Лекции и семинары проходят в интерактивном формате: сначала нам предлагают вопрос к обсуждению в парах, после чего мы обсуждаем его вместе с преподавателями. Затем нас делят уже на группы побольше, и мы обсуждаем новые вопросы вместе с преподавателями. Помимо этого, нам рассказывают о разных деталях и фактах, которые важны для контекста. То есть занятия представляют собой одновременно и лекцию, и семинар.

Мы изучаем и сравниваем разные города Российской империи: не только Москву и Петербург, но и Ташкент, Владивосток, Баку, Одессу, Ригу, Ялту и Сочи. Это очень интересно, потому что каждый город развивался по-своему, имел свои особенности и значение в рамках империи.

На курсе у нас дружелюбная атмосфера, и мы всегда активно обсуждаем прочитанную литературу. У нас нет групповых проектов, но общение друг с другом вполне заменяет этот формат. Если во время обсуждения в группах мы быстро выполняем задания, то мы можем пообщаться на какие-то отвлеченные темы, чтобы узнать друг друга лучше.

Курс ещё не закончился, он идёт до конца семестра. Но уже сейчас я могу сказать, что курс оправдал мои ожидания. Я узнаю много нового и интересного каждое занятие. До этого я не занималась пространственной и городской историей углубленно, а этот курс открыл для меня такое направление. 

Я рекомендую этот курс всем, кто заинтересован в пространственной истории. Он помогает не только получить много полезных знаний, но и пообщаться с зарубежными преподавателями и студентами.

Анвар Миронов, 4 курс

Я записался на курс «Холодная война: попытки переосмысления», когда увидел рассылку от учебного офиса. Хотел поучиться с иностранными студентами в дистанционном формате и узнать больше о холодной войне, так как мне интересна эта тема.

Занятия у нас проходили на английском языке в двух форматах. Половина из них — в форме привычных лекций и семинаров, которые вели Елена Алексеевна Кочеткова и Кирилл Александрович Чунихин. На них присутствовали только студенты из Питерской Вышки. Другая половина занятий проходила совместно со студентами из США.  Эти занятия включали в себя лекционную часть, которую обычно вела Татьяна Сабурова, преподавательница университета Индианы. Также была прикладная часть, в ходе которой мы работали над групповым проектом. 

Также однажды был проведен совместный семинар со Smith College, посвящённый дискуссии об отражении холодной войны в «Пикнике на обочине» братьев Стругацких. 

На занятиях мы затронули много тем, связанных с холодной войной. Мы рассматривали конфликт с учётом глобального и культурного контекста. 
Впечатления от курса остались смешанными. С одной стороны, мы проделали хорошую работу и создали групповые исследовательские проекты. Но у многих команд возникали проблемы с взаимодействием с иностранцами. Зарубежные студенты не всегда охотно работали в команде, и из-за этого было недопонимание. Тем не менее моя группа смогла успешно доделать проект, и, несмотря на возникшие трудности, я могу порекомендовать этот курс другим студентам.

Над текстом работала
Диана Березкина, студентка ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»