Майская конференция Питерской Вышки в 2021 году ― площадка для обсуждения третьей миссии университетов
Об актуальности, темах и треках Восьмой международной конференции «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты», которая пройдет 19–21 мая, рассказывает член экспертного совета конференции, декан Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения Андрей Стародубцев.
Ключевая проблематика
В этом году майская конференция Питерской Вышки «Образование и мировые города» пройдет вот уже в восьмой раз. Каждый год мы предлагаем к обсуждению актуальную проблематику, отражающую роль университета в современном мировом развитии. В ходе дискуссий с участием российских и зарубежных коллег мы пытаемся понять, как университеты встраиваются в мировые процессы в сфере образования и социального развития, какое место они занимают, где встречают сопротивление, а где и почему сопротивляются сами. С этой точки зрения мы не могли обойти стороной тему третьей миссии университета ― в то время как для ведущих университетов мира она стала устойчивой частью стратегии развития, для России эта тема пока еще новая и дискуссионная.
Традиционно в деятельности университетов выделяются две основные функции, две миссии ― образование и наука. Третья миссия предполагает, что университеты работают на благо общественного и социально-экономического развития своих городов и регионов, а также страны в целом. Это значит, что обучение в университетах должно быть построено таким образом, чтобы студенты и выпускники могли в процессе учебы и по ее окончании с легкостью выходить за пределы кампуса, искать и находить себя в реальном мире, делая вклад в его развитие. В то же время наука тоже должна развиваться таким образом, чтобы отвечать на наиболее актуальные запросы современности. Важно, чтобы университеты давали ясные ответы на те вызовы, с которыми сталкивается общество, предоставляли экспертизу по всем вопросам общественного развития.
На конференции «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты» мы предлагаем обсудить, как третья миссия реализуется российскими университетами, на каких сторонах жизни общества наши университеты сосредотачиваются, с какими вызовами и трудностями при этом сталкиваются, как и насколько успешно взаимодействуют с другими институциями, в том числе с органами государственной власти.
Наша конференция не просто про третью миссию университетов, но также про студентов. Про то, что они не объект, а субъект образовательной деятельности, тесно связанный с социальными процессами. Студенты являются самой гибкой и наиболее продвинутой социальной группой, они влияют на многое. Важно понять, как они влияют на университет. Это не вопрос про то, что университет может сделать для студентов, чтобы они были востребованы на рынке труда. Это вопрос о том, как в рамках реализации третьей миссии связка «университет ― студенты» работает на развитие города, региона и страны.
Тематические треки
В структуре программы выделены три трека ― «Третья миссия», «Репутация» и «Студенты».
Первый трек ориентирован на обсуждение тех программ и проектов, которые реализуются в университетах в рамках реализации ими третьей миссии. Нам кажется важным поговорить о возможностях и проблемах ― для этого мы пригласили к разговору представителей российских университетов, с одной стороны, и представителей федеральных и региональных органов государственной власти во главе с министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым ― с другой. Третья миссия невозможна без взаимодействия университетов и органов власти, особенно в России, где существенным фактором развития этой идеи является как раз запрос со стороны государства. Эксперты, представляющие далеко не только столичные, но также и множество региональных университетов, расскажут, какие у них есть совместные с властями и представителями бизнеса проекты, представят сложности, с которыми они столкнулись при их реализации, а также способы, позволившие эти сложности преодолеть.
Второй трек, посвященный репутации, выносит на обсуждение взаимосвязь университетской репутации как важнейшего измерения университетского развития с влиянием на нее различных социальных групп, внутренних и внешних стейкхолдеров. Третий трек смещает фокус в сторону студенчества ― в рамках него мы предлагаем подробно поговорить о месте, роли и форматах участия студенчества в процессе реализации третьей миссии.
Участники дискуссии
Мы пригласили к участию в дискуссии как можно больший круг российских университетов и их руководителей разного уровня: ректоров, проректоров, деканов, представителей административных сервисов и исследователей. Основные доклады будут сделаны представителями университетов―инициаторов проектов в рамках третьей миссии. Они выступают как активные игроки не только в своих регионах, но и в целом в масштабах страны, им есть что рассказать широкой публике.
Коль скоро мы уделяем особое внимание студенчеству, то программа сформирована таким образом, чтобы позиция и мнение студентов там обязательно звучали. Так, например, студенты есть в числе спикеров большой секции, посвященной студенческому самоуправлению. Кроме того, параллельно с конференцией будет проходить завершающий этап проекта «Академия студенческих лидеров», реализуемого НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург при поддержке «Росмолодежи» с ноября 2020 года. Эта образовательная программа предназначена для руководителей молодежных объединений широкого круга российских университетов: студенческих советов, профсоюзных организаций и советов учащихся. Они приезжают в Петербург со всей страны, и наряду со своей программой у них появляется возможность принять участие в целом ряде активностей конференции ― пленарных и секционных заседаниях и круглых столах, пообщаться с представителями государственной власти, в том числе федерального уровня.
Наконец, мы надеемся, что студенты, заинтересованные темой реализации третьей миссии, подключатся к нам онлайн, чтобы слушать, задавать вопросы и смотреть на все глазами студентов.
Форматы участия
Конференция пройдет в рамках объективных ограничений, связанных с пандемией. К сожалению, невозможно пригласить всех принять участие в офлайн-версии форума, но мы все же хотим провести эту конференцию в смешанном формате, чтобы сохранить возможность живого общения участников процесса взаимодействия университетов, бизнеса и органов власти.
Мы выстраиваем работу таким образом, чтобы коллеги, которые присоединятся к нам онлайн, путем просмотра трансляций на youtube-канале кампуса и в группах fb и vk, были не только свидетелями, но и участниками всех дискуссий ― задавали вопросы, комментировали выступления. Все мероприятия программы будут транслироваться, трансляции с участием иностранных экспертов будут сопровождаться синхронным переводом, а модераторы будут встраивать все вопросы и комментарии слушателей в ход обсуждения. У нас есть для этого все технические возможности, а главное ― за год пандемии мы научились максимально плотно подключать к дискуссии людей, которые находятся онлайн, обеспечивая тем самым их участие в конференции.
При этом не секрет, что офлайн-конференции тем и славны, что дают возможность общаться со спикерами и другими участниками за пределами мероприятий официальной программы. Этой возможности присоединяющиеся к нам онлайн коллеги будут, к сожалению, лишены, но это следствие объективной ситуации, в которой сейчас находится весь мир и с которой ничего не поделаешь. С другой стороны, плюсы онлайна там же, где и минусы, ― он дает возможность пригласить к участию как можно больше людей поверх закрытых границ и огромных российских расстояний.
Ожидаемые результаты
Майская конференция Питерской Вышки станет самой большой площадкой и самым значительным экспертным форумом в России по теме третьей миссии университетов в этом году. Программа сформирована вокруг целого ряда проектов, как межуниверситетских, так и межсекторных, то есть с участием университетов, бизнеса и органов государственной власти. Самым важным результатом конференции стало бы развитие этих проектов.
Магдалена Гаете, член экспертного совета конференции, старший научный сотрудник научно-исследовательской Лаборатории экономики образования, НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург, о треке «Репутация»:
Майская конференция Питерской Вышки впервые стала площадкой для обсуждения университетской репутации в 2019 году, когда тема «Образование и мировые города: новые горизонты университетской репутации» была подготовлена в партнерстве с World 100 Reputation Network — Ассоциацией в области управления академической репутацией, университетского стратегического развития и международного партнерства ― и Университетом Наварры. В 2020 году, в самый разгар пандемии, развитие темы воплотилось в серию онлайн-дискуссий вокруг различных аспектов деятельности университетов в условиях новой реальности «Образование и мировые города: на пути к новой нормальности? Репутация университета в контексте пандемии». И вот теперь мы разворачиваем тему репутации в контексте реализации университетом третьей миссии и участия студенчества в этом процессе.
Важно понимать, что все три миссии неразрывно и органично связаны друг с другом, и только общая картина их взаимодействия дает возможность понять и оценить, какой университет перед тобой. Ведущие университеты мира исходят из того, что социальная ответственность должна быть включена во все, что делает университет. Университет ― не закрытое сообщество. Как каждый студент и сотрудник университета общается со своим окружением ― детьми, родителями, близкими и далекими ― и влияет на них своим поведением и решениями, так и университет «общается» со своим городом и регионом, влияя на него своими людьми и проектами.
Так, например, в рамках круглого стола «Организация проживания в университете: ключевой фактор благополучия студентов» будет представлен проект, который Вышка делает совместно с Южным федеральным университетом и Внешэкономбанком. Он посвящен изучению лучших европейских практик (8 стран, 46 вузов) по организации проживания студентов. Проект, который делается силами студентов и их наставников, содержит рекомендации. Их реализация способна реально улучшить быт российского студенчества, что находится в сфере интересов не только самих участников проекта, получающих новые знания и навыки, но и университетов, в которых они учатся и работают, и вообще всех российских университетов, а также Министерства науки и высшего образования РФ. А в целом это важнейший вклад в репутацию любого университета. Так это работает.
Ежегодно публикуемый глобальный рейтинг университетов Times Higher Education World University Rankings с 2019 года учитывает оценку вклада вузов в реализацию 17 целей устойчивого развития, сформированных ООН (Times Higher Education Impact Rankings). И вот университеты задумались: если мы что-то делаем в этом направлении, так давайте будем об этом говорить, а если ничего не делаем, так давайте начинать! В топ-100 Times Higher Education Impact Rankings-2019 не вошел ни один российский вуз, в 2020-м их было уже три из сорока восьми участвовавших: санкт-петербургский Политех, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова и Алтайский государственный университет. Ректор Алтайского университета и проректор Политеха станут участниками нашей дискуссии. Times Higher Education Impact Rankings-2021 возглавил Манчестерский университет (и 75 российских вузов в нем участвовали наряду с другими университетами) ― заместитель вице-президента по внешним связям и репутации Манчестерского университета Алан Фернс станет ключевым докладчиком трека «Репутация» 21 мая.
Возможно, кто-то скажет, что университеты реализуют третью миссию, только чтобы войти в рейтинги и улучшить свою репутацию, но это ошибочное видение. Такая схема не может работать стабильно, рано или поздно она обрушится. Реализация третьей миссии возможна только тогда, когда университет делает это осознанно, последовательно, имея в виду некие стратегические цели своего развития и развития своего региона. Важно быть, а не казаться. Ты живешь, делаешь хорошие вещи, они у тебя хорошо получаются, ты об этом говоришь, и твоя репутация как профессионала улучшается. Так же это работает и для университетов, чья репутация по тем или иным параметрам оценивается внутренними и внешними стейкхолдерами ― университет ведет работу, получает результаты и распространяет информацию о них по каналам внутренних и внешних коммуникаций. В этом процессе особую роль играют подразделения университета, ответственные за коммуникацию, поскольку информирование является сегодня одним из ключевых процессов университетской деятельности. Все аспекты формирования хорошего фундамента и механизмов работы университета в рамках третьей миссии мы и будем обсуждать на конференции.