«Работать в лаборатории — суперполезный опыт»
Студенты Питерской Вышки активно занимаются не только внеучебной, но и научной деятельностью. Некоторые из них уже в бакалавриате начинают работать стажерами-исследователями в центрах и лабораториях кампуса. Редакция портала попросила нескольких студентов рассказать, чем занимаются стажеры-исследователи и какие есть преимущества у этой работы.
Аделина Ахмедова, 4 курс ОП «Социология и социальная информатика»,
стажер-исследователь научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки»
Не буду врать — я не из тех, кто с самого рождения или школы планировал, чем будет заниматься в жизни. Например, когда поступала в Питерскую Вышку, я не знала, почему университет называется исследовательским. Сейчас я чуть больше года работаю в Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» (далее — СЛОН), в исследования я втягивалась постепенно. На втором курсе, когда надо было впервые выбирать проектную деятельность, я приняла участие в проекте «Рисковое поведение и здоровье подростков» и выбрала его скорее по рекомендации одной из студенток старших курсов, чем по собственному желанию.
В рамках проекта мы изучали, как устроено поведение учащихся колледжей Санкт-Петербурга: отношения с одногруппниками, употребление алкоголя, опыт столкновения с буллингом. На тот момент я не воспринимала происходящее всерьез, просто относилась к проекту, как к домашнему заданию, которое мне надо выполнить для оценки. Весной 2019 года я узнала от руководителей проекта о предстоящей экспедиции СЛОНа в Калужскую область. Этот проект, который лаборатория проводит с 2016 года, посвящен изучению школ области, отношений между учащимися, сотрудниками и их родителями. В экспедициях исследователи проверяют количественные данные и результаты анализа через качественные инструменты: проводят интервью и полевые наблюдения. Студенты старших курсов рассказывали, что экспедиции — это что-то веселое и незабываемое. Я посмотрела Instagram-аккаунт лаборатории и сторис из их экспедиций и мне захотелось поучаствовать в этой деятельности.
Об экспедиции в Калуге
В Калуге я получила настоящий багаж впечатлений, опыта и знаний. Мы каждый день приезжали в одну, две или три новых школы, брали интервью у школьников и работников, наблюдали, как выглядят школы и как ученики взаимодействуют друг с другом на перемене. Вечером мы набивались в гостиную дома, где жили во время экспедиции, и обсуждали результаты. Самое классное, что мы были все вместе — и преподаватели, и студенты занимались общим делом как коллеги.
В экспедиции невозможно не вовлечься в исследовательское поле, и по завершении проекта ты уже ощущаешь, как будешь скучать по работе над проектом. Для меня быть в поле — значит, заниматься чем-то реальным и ощутимым. Я вернулась из экспедиции в Петербург и через два дня написала сообщение старшим коллегам, что хочу работать в лаборатории, хочу в науку, хочу что-то делать. Меня взяли стажером-исследователем.
Об исследованиях и обязанностях
Весь третий курс я занималась исследованием миграции в Санкт-Петербурге. Брала интервью у сотрудников школ, самих учащихся и их родителей. Эта деятельность помогала мне в подготовке и моей курсовой работы. Она была посвящена изучению коммуникации и взаимодействия родителей-мигрантов со школой. Это, кстати, еще один плюс работы стажером-исследователем. Совмещать учебу и деятельность в лаборатории мне очень легко, эти занятия тесно переплетаются: по данным интервью, которые я собирала как сотрудник СЛОНа, я написала курсовую работу, а новые знания, которые я получаю в полях или от коллег, помогают мне вести дискуссии на семинарах и в учебных проектах. На четвертом курсе я планирую продолжить исследования на тему миграции и еще решила, что хочу продолжать научную карьеру.
В лаборатории помимо исследований я занимаюсь ведением социальных сетей. Эта работа мне нравится: я беру интервью у других сотрудников, пишу репортажи по итогам конференций, оформляю анонсы мероприятий. Обо всех проектах, экспедициях, спектре научных интересов СЛОНа и о его сотрудниках можно прочесть подробнее на сайте лаборатории, в официальной группе во «ВКонтакте» и в Facebook. Многие материалы для этих ресурсов пишу я.
Совет студентам
Я не думаю, что имею право что-то советовать или насаждать, но от себя скажу: работать в лаборатории — суперполезный опыт. Это возможность попробовать себя в науке, сделать что-то своими силами, создать исследование, выяснить какой-то научный вопрос. Это шанс стать частью чего-то большего, чем просто поток однокурсников и пары каждую неделю.
Лаборатории и научные объединения дают выходы на новые возможности: работу над исследовательскими проектами и знакомства с людьми с внушительными достижениями, амбициями и инициативами. До работы в СЛОНе я не знала, что вообще такое наука, а если и думала о ней, то как о чем-то монотонном и вязком. Сейчас я все больше убеждаюсь, что нет ничего интереснее исследований. Люди науки для меня — самые интересные и умные собеседники. Они интересуются, спорят, путешествуют и создают или распространяют научное знание. За время учебы в Вышке и работы в лаборатории я убедилась, что наука и образование — это почти стопроцентный выигрыш и билет в большое будущее.
Максим Шкиль, 4 курс ОП «История», стажер-исследователь Центра исторических исследований
Я познакомился с Центром исторических исследований (далее — ЦИИ) только в конце первого курса. Центром руководит Александр Михайлович Семенов — профессор и руководитель Департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. На одной из встреч студентов ОП «История» с руководством Департамента истории он рассказывал о ЦИИ как о месте, в котором «занимаются исторической наукой». Слова отпечатались у меня в голове, и я решил узнать о деятельности Центра поподробнее.
Центр каждый год набирает исследователей, которые владеют навыками анализа источников, умеют формулировать исследовательские вопросы, знают методологическую базу и определенные историографические поля. Условия отбора были стандартными: мотивационное письмо и резюме. На третьем курсе я прошел отбор и стал стажером-исследователем центра.
О научных интересах
В ЦИИ я занимаюсь исследованиями из области своих научных интересов. В первую очередь, я изучаю средневековое право в поле интеллектуальной истории. Например, я анализировал Переписные книги судных, разбойных и татейных дел Новгородского Судного приказа. Это была часть проекта «Новгород между кризисами. 1584–1605 гг.». В лаборатории я как исследователь прокачиваю свои навыки анализа информации, пробую новые подходы и методы к текстам, знакомлюсь с разными историографическими полями. Можно сказать, что я развиваюсь как историк. Именно поэтому мне не тяжело совмещать учебу с работой в ЦИИ: учеба дает теорию, а работа в Центре помогает закрепить ее на практике. Именно благодаря Центру исторических исследований у меня окрепло желание стать профессиональным историком: закончить магистратуру и аспирантуру, а затем преподавать и работать в НИУ ВШЭ.
Совет студентам
Любой студент может стать стажером-исследователем! Как это обычно бывает, главное — иметь желание и интерес. Преподаватели департамента истории видят амбициозных студентов и стараются включать их в разные проекты, факультативы и другую деятельность, чтобы раскрыть их потенциал.
Как начинающий исследователь, я советую студентам всегда с интересом изучать что-то новое и на занятиях не стесняться задавать вопросы преподавателям. Это поможет вам найти свою тему для исследования и выбрать нужного научного руководителя. Еще важно понять, будет ли вам комфортно работать с руководителем. Некоторым ребятам нужен очень требовательный надзор и дисциплина, а другим удобнее работать с преподавателем, который не будет напоминать о разных дедлайнах. Чтобы понять, какой подход к работе у преподавателя, можно порасспрашивать о нем студентов старших курсов.
Наконец, я призываю не упускать возможностей поучаствовать в каких-то проектах, практиках, стажировках или попробовать себя в чем-то новом. Потому что каждая такая возможность обязательно приближает вас к мечте.
Валерия Кука, 4 курс ОП «Экономика», стажер-исследователь Международной лаборатории теории игр и принятия решений
Сейчас я учусь на четвертом курсе бакалавриата ОП «Экономика», а стажером в лаборатории стала год назад. Моя история знакомства с лабораторией началась с желания заняться своим собственным исследованием на первом курсе. Конечно, это было довольно наивно: у первокурсников еще нет базы из теоретических и эмпирических моделей, мы только учили математический анализ и линейную алгебру. Однако благодаря своему желанию я узнала про журнал Nota Bene, который тогда возглавляли две студентки ОП: Маша Гребенщикова и Виталия Елисеева. Журнал популяризирует экономику и дает возможность попробовать себя в написании научно-популярных текстов, полезных для аудитории. В журнале рассказывают об экономических явлениях простыми словами.
О том, что в Питерской Вышке можно стать стажером в лаборатории, я впервые узнала из нашего же журнала. Я прочитала интервью со студентом-социологом Дмитрием Цимохой, где он рассказывал о своем опыте исследовательской деятельности. Меня тогда удивил и вдохновил тот факт, что создать свое исследование можно уже на этапе бакалавриата. Когда я училась на втором курсе, журнал организовал встречу исследователей и студентов, заинтересованных в науке. На ней руководители лабораторий рассказали о существующих проектах и сотрудничестве с реальными компаниями. А в середине второго курса Виталия Елисеева отправила клич, что Лаборатории теории игр нужны добровольцы для сбора данных. Откликов было много, а мест — всего два, но я была одной из первых, кто отозвался, поэтому меня приняли.
В начале третьего курса мне нужно было выбрать тему для курсовой работы. Эмпирическим исследованием мне тогда заниматься не хотелось, и я решила попробовать написать работу с одним из сотрудников лаборатории, Егором Яновским. В Лабораторию теории игр и принятия решений можно попасть двумя способами: прийти писать курсовую или диплом с одним из сотрудников и проявить желание стать стажером или выполнить одно из заданий, доступных на сайте. Я выбрала первый вариант, и меня взяли в лабораторию.
О работе в лаборатории и исследованиях
В основные обязанности стажера-исследователя входит посещение исследовательских семинаров, которые лаборатория организовывает каждую неделю. На них каждый сотрудник представляет свою работу, чтобы получить конструктивную критику. Это очень полезная активность, потому что все слушатели стараются помочь спикеру сделать свое исследование лучше, делятся своим опытом, идеями и интересными источниками. Каждый стажер должен выступить на таком семинаре со своей работой. И, конечно, прежде чем выступать, нужно сделать свое исследование.
Я занимаюсь теорией голосования — это направление, которое изучает коллективное принятие решений о выборе неделимого блага группой индивидов, заинтересованных в реализации своих собственных интересов. Эту теорию применяют повсеместно: начиная от того, как вы выбираете, какой фильм посмотреть с друзьями, и заканчивая тем, как совет директоров принимает решение о дальнейшем развитии корпорации.
Работа в лаборатории — это дополнительная возможность для развития. Когда тебя окружают люди, у которых есть публикации в международных журналах и опыт учебы за границей, ты начинаешь стремиться к таким же успехам и узнаешь много нового. С каждым из коллег можно поговорить об их истории, карьере и планах, это помогает понять, что тебе интересно, а что нет. Кроме исследовательских семинаров, сотрудники лаборатории могут поделиться информацией о новой летней школе, конференции или конкурсе.
Совет студентам
Ребятам, которые так же заинтересованы в работе в научных подразделениях Вышки, я могу дать несколько советов. Во-первых, не бойтесь рисковать и пробовать. Когда знакомитесь с преподавателем в рамках курса, попробуйте узнать от него не только формулу выставления оценки, но и проникнуться его предметом. Так у вас лучше получится узнать, что вам нравится.
Во-вторых, когда ищете научного руководителя, попробуйте зайти на страницы разных преподавателей на сайте Вышки. Там можно узнать об их научных интересах, опыте и публикациях. Для меня лучший способ выбрать научного руководителя — подойти к нему и поговорить о его теме. Живое общение с объяснениями эффективнее переписки по почте. Также, если придумать свою тему с нуля сложно, можно обратиться к перечню доступных тем в LMS.
В-третьих, общайтесь со старшекурсниками, которые расскажут о своем опыте и поделятся советом. Наконец, не отказывайтесь от дополнительной работы. Попробуйте себя в журнале Nota Bene или в роли ассистента по уже пройденной вами дисциплине. Ну и последнее: ходите на открытые научные конференции и на исследовательские семинары лабораторий, например, на совместные семинары нашей лаборатории, Европейского университета и Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН. В общем, ищите новые возможности.
Ахмедова Аделина Октаевна
Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки»: Стажер-исследователь
Семенов Александр Михайлович
Центр исторических исследований: Директор центра
Шкиль Максим Дмитриевич
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь