• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я увидел, как проект и продукт работают в реальной жизни»

Проектная деятельность — обязательная составляющая обучения в НИУ ВШЭ. В Питерской Вышке у студентов Школы экономики и менеджмента ежегодно проходит BarCamp — проектный семинар, на котором магистранты работают с реальными компаниями. Студент 1-го курса магистатуры «Менеджмент и аналитика для бизнеса» Сергей Батаргалеев рассказывает, чему его научил проект и как повлиял на карьерные планы.

Из архива Сергея Батаргалеева

Из архива Сергея Батаргалеева

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях магистратуры «Менеджмент и аналитика для бизнеса» можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Прочитать о проектном семинаре BarCamp и узнать впечатления других студентов, а также представителей компаний можно в материале Питерской Вышки «Как прошел дистанционный BarCamp 2020».

— С чем у вас ассоциируется BarCamp?

— Для меня BarCamp — это возможность на практике прочувствовать работу над проектом в действующем бизнесе и, возможно, в будущем увидеть применение результатов своих трудов и влияние этих результатов на показатели работы компании. BarCamp дает возможность поучаствовать в реальных проектах и получить грамотную обратную связь от руководителей и заказчиков проекта. К тому же этот проект помогает получить реальный опыт работы в крупных компаниях или стартапах.

— В проекте какой компании вы участвовали?

— Я работал над проектом, который предложил стартап в области образовательных технологий GMAThub. Это сервис для практической подготовки к международному экзамену по менеджменту — тесту GMAT. Результаты этого экзамена часто требуются для поступления в топовые рейтинговые университеты на экономические и управленческие направления. Также с помощью GMAT проверяют знания и навыки менеджеров различного уровня в коммерческих компаниях.

— Расскажите, над чем именно вы работали и какие задачи выполняли?

— Во-первых, я занимался поиском релевантных инвестиционных решений для GMAThub, составлял списки венчурных фондов и акселераторов. Венчурные фонды занимаются инвестированием стартапов и поддерживают их развитие порой вплоть до наращивания социальных связей для продвижения, а акселераторы — это онлайн и оффлайн площадки, которые помогают компаниям и фондам находить друг друга. В этой работе мне было нужно изучить, с какими компаниями фонды и акселераторы уже работали, и оценить перспективу кооперации.

Во-вторых, я оценивал B2B и B2C секторы для платформы GMAThub, чтобы компания могла оформить грамотное инвестиционное письмо для фондов. Я просчитывал капитализацию всего рынка услуг, изучал конкурентов и считал их денежные обороты. Дополнительно, по собственному желанию, я придумывал интересные идеи для платформы, которые могли бы ее улучшить, и предлагал их руководителю.

На выполнение первой задачи я выделил себе неделю, так как это была достаточно объемная работа. Она включала в себя поиск разных фондов, их анализ и агрегирование результатов. Вторая задача заняла у меня меньше двух дней. Все оставшееся время от проекта я использовал для подготовки презентации и тренировался грамотно представлять итоги своей работы заказчикам проекта.

— Как происходило ваше взаимодействие с руководителем со стороны компании?

— Моим руководителем была главный директор GMAThub Анастасия Игоревна Новопашина. Мне было очень приятно взаимодействовать с Анастасией Игоревной. Я считаю, что для меня этого огромная удача — пообщаться с человеком, который так заряжает на новые действия! Мой руководитель вдохновила меня в том числе и на некоторые жизненные изменения — например, я ушел с текущего места работы и решил, что хочу работать аналитиком и развивать собственные проекты.

Во время BarCamp мы постоянно взаимодействовали по вопросам проекта и вместе накидывали возможные идеи. В какой-то момент я так зарядился тем, что мы делаем, что в свое свободное время продолжал придумывать и дорабатывать идеи.

— Чему вы научились в этом проекте?

— Самое важное, что дал мне этот проект, — навыки коммуникации с людьми, погруженными в сферу бизнеса и стартапов. Мы говорили на одном языке, и в процессе я осознал, что те навыки, которые я получаю в университете, полезны и реально применяются на практике. К тому же я расширил свое понимание о том, как создаются стартапы, и начал задумываться о личном проекте. Раньше мне казалось, что сделать что-то свое сложно и практически невозможно, но теперь я понимаю, что для этого необходимо всего две вещи: сначала захотеть, а потом сделать. Это непросто, но реально.

Как будущий аналитик, я научился строить аналитические и оценочные модели рынка. Было очень интересно придумывать методы поиска информации. А благодаря тому, что проект был интересен лично мне, теперь я понимаю, как правильно подходить к проектной работе. Этот опыт я планирую перенести на свою будущую работу.

— Что было самое сложное для вас в этом проекте?

— Самым сложным для меня оказалось правильно реагировать на адекватную критику. Я всегда считал, что я — тот человек, который умеет признавать свои ошибки и правильно относиться к замечаниям, но когда я получил критический отзыв при промежуточной проверке результатов, то расстроился. Это было не совсем профессионально с моей стороны. Я должен был объективно оценить все комментарии и понять, что мне нужно доработать для того, чтобы на финальном этапе предоставить действительно качественный результат. Но прежде всего я расстроился.

Из сложного я бы еще выделил знакомство с абсолютно новым для меня процессом. Я никогда раньше не оценивал рынки, кроме того, не существует конкретной методологии по оценке. Есть общая формула, но поход к определению показателей аналитик выбирает самостоятельно. Такая неопределенность вызвала трудности, но мне все равно было интересно заниматься оценкой.

— Чем BarCamp был полезен для вас?

— Во-первых, я увидел, как проект и продукт работают в реальной жизни. Теперь, когда в будущем я приду на работу в какую-нибудь компанию, я смогу говорить о том, что знаю процесс подготовки, выпуска и развития продукта.

Во-вторых, для меня лично очень важна постоянная обратная связь. Во время BarCamp мы получали фидбек после каждого этапа работы и поэтому могли учесть все замечания и сделать хороший продукт. Если в будущем я стану руководителем, то постараюсь использовать систему обратной связи в своих проектах.

И последнее, что отмечу, — я получил реальный опыт работы в проекте и мог участвовать в развитии компании. Я видел реальные показатели компании, собрал список настоящих фондов, к которым можно обратиться за финансированием, а мою оценку B2B и B2C рынков GMAThub сможет использовать в презентациях для инвесторов. Круто ощущать, что ты проделал полезную практическую работу.

— Как вы считаете, будет ли полезен BarCamp для магистрантов из других школ Питерской Вышки?

— В проекте должен принимать участие каждый студент магистратуры. Я считаю, что это обязательный тест для самого себя как для специалиста. Большинство из нас в будущем будут сотрудниками в организациях, мы должны понимать, как устроена проектная работа в них.

Мне кажется, что BarCamp — это прекрасный проект, которым может гордиться университет. Проекты, которые предлагались студентам, были совершенно разные, но при этом каждый из них был очень интересным. Каждый мог выбрать проект на свой вкус: большую компанию или маленький стартап, работать над личной задачей или вместе с командой. В процессе можно выявить свои сильные стороны и понять, где лично ты наиболее эффективно можешь выполнять свои задачи. Самое главное, что можно попробовать что-то новое для себя без финансового давления и «наказания рублем».

Нам оказывали всю необходимую поддержку, я считаю, что это очень важно. Не все компании и руководители могут выстроить подобную систему обучения и взаимодействия со студентами на профессиональном уровне.