Как прошел дистанционный BarCamp 2020
В начале июня в Питерской Вышке завершился BarCamp — проектный семинар, на котором студенты магистерских программ Школы экономики и менеджмента выполняют бизнес-кейсы для российских и международных компаний. В этом году BarCamp впервые прошел дистанционно. Вместе с магистрантами и представителями компаний рассказываем о пользе BarCamp и особенностях формата мероприятия этого года.
Что такое BarCamp?
В проектном семинаре BarCamp участвуют магистранты 1-го курса программ «Менеджмент и аналитика для бизнеса» и «Финансы». BarCamp организован как площадка для практического взаимодействия с работодателями: российские и международные компании-партнеры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург предлагают студентам помочь с решением реальных рабочих задач. В основном студенты занимаются консалтинговыми проектами и разработкой стратегий для продуктов компаний.
В течение 30 дней магистранты тестируют свои знания и навыки в проектной работе. Они получают профессиональный опыт взаимодействия с представителями бизнеса, а также знакомятся с потенциальными работодателями.
Школа экономики и менеджмента приглашает на BarCamp три типа компаний. Первый — это крупные российские и международные компании, например, в этом году студенты работали в проектах L’Oreal и «Газпромнефть-Аэро». Второй — успешно запущенные и функционирующие стартапы, такие как онлайн-платформа «Gmathub» и «Smart Architects». Третий — некоммерческие социальные проекты, например «Детская футбольная лига» благотворительного фонда «Крылья жизни». Каждый студент выбрал компанию, в которой ему было интереснее получить практический опыт работы.
На мероприятии студенты работают в командах. У каждой команды есть два руководителя — ментор из числа преподавателей факультета и представитель компании. Двойное руководство помогает студентам быстрее погрузиться в задачу и выработать правильный подход к работе. Кроме того, команды находятся на связи с руководителями. Они могут задать уточняющие вопросы на любом этапе работы и получить комментарии и пожелания для исправлений.
Результат командной работы — это завершенный проект или решенный кейс для компании. Студенты защищают свои проекты перед представителями бизнеса и преподавателями Школы экономики и менеджмента. После этого команды получают детальные отзывы о проделанной работе от представителей компании. Это помогает магистрантам разобраться в своих ошибках, узнать, над какими навыками еще стоит поработать, и получить опыт работы на реальном рынке.
Как прошло мероприятие в этом году?
В этом году BarCamp полностью прошел в дистанционном формате. Всего в проектной деятельности приняли участие 120 магистрантов программ «Менеджмент и аналитика для бизнеса» и «Финансы». Обе программы англоязычные, на них учатся иностранные студенты, поэтому проектные команды были межкультурными. Командам помогали 12 менторов-преподавателей факультета. Под их руководством за три недели магистранты подготовили и представили 13 проектов для компаний-заказчиков.
Команды в течение месяца работали над проектами в свободном формате. Благодаря онлайн-формату руководители были на связи со студентами на протяжении всего проекта. Они консультировали магистрантов по различным вопросам, советовали, как можно улучшить проекты и каких ошибок нужно избежать. Презентация и защита результатов проводилась в большой онлайн-конференции.
Чтобы помочь студентам представить проект на онлайн-защите, приглашенный преподаватель департамента менеджмента Анна Юрьевна Мазуркина провела дистанционные консультации по созданию презентаций. Анна Юрьевна имеет большой опыт по представлению бизнес-отчетов крупным компаниям, таким как Mercedes-Benz, а также государственным структурам, например Министерству финансов РФ. На консультациях магистранты узнали, как представлять результаты работы бизнес-партнерам и научились создавать постеры с основной информацией о проекте.
Благодаря дистанционному формату в этом году в BarCamp появился первый виртуальный проект. Он назывался Russian Beauty eCommerce market. Магистратура «Менеджмент и аналитика для бизнеса» запустила его вместе с компанией L’Oreal Russia. Студенты программы работали над проектом компании вместе с учащимися Школы менеджмента французского университета Лион-3. В проекте студенты анализировали покупательское поведение в России, изучали тренды электронной коммерции. Они также анализировали рынок конкурентов бренда L’Oreal и сформировали стратегические рекомендации для онлайн-торговли компании.
Какие впечатления получили участники BarCamp 2020?
Вероника Дмитриевна Брагина, ведущий специалист Управления маркетинга и стратегического развития АО «Газпромнефть-Аэро»:
«Я впервые участвовала в проекте BarCamp в роли ментора. Мне понравилось, как он был организован — формат проектной работы полезен для развития практических навыков у студентов и погружения в новую бизнес-среду.
Порадовал уровень подготовки студентов, их нацеленность на результат и умение находить релевантную информацию. Каждая презентованная работа была уникальна, содержала в себе много качественной информации. Ребята очень грамотно представляли свои проекты, они смотрелись выигрышно.
Мне не хватило взаимодействия с некоторыми группами. Я считаю, что проект с представителем бизнеса предполагает тесное сотрудничество, но не все захотели воспользоваться такой возможностью. Те студенты, которые постоянно находились на связи, смогли узнать много нового и представили блестящие работы. Хочется пожелать проекту BarCamp еще больше амбициозных задач».
Тор Хоксас, студент 1-го курса магистерской программы «Менеджмент и аналитика для бизнеса»:
«Я, как иностранный студент, очень рад, что мне удалось принять участие в BarCamp 2020. Вместе с однокурсниками из разных стран мы выполняли проект для крупной российской компании. Благодаря этому я смог глубже окунуться в деловую культуру России и получить прекрасный опыт работы в бизнес-сфере. Было сложно распределить время между учебными задачами и проектом, но мы справились.
Дистанционный формат нисколько не испортил BarCamp. Наоборот, это даже упростило коммуникацию в команде».
Светлана Борисовна Богуславская, аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:
«Проекты социальной направленности очень полезны для студентов. Во-первых, магистранты знакомятся с деятельностью некоммерческих организаций, с которой почти не сталкиваются в рамках учебных дисциплин. Во-вторых, так как социальные проекты очень разносторонние, студенты получают знания и навыки не только из сферы бизнеса и финансов, но и, например, из области SMM. В-третьих, сами студенты отмечают, что им хочется сделать работу как можно лучше, чтобы помочь социально значимому проекту в развитии».
Ташпулатов Азизбек, студент 1-го курса программы «Финансы»:
«В этом году BarCamp получился необычным — мы выполняли проекты в сжатые сроки и в дистанционном формате.
Многие участники моей команды находились в других городах. Разница во времени достигала шести часов, было непросто договариваться о времени для обсуждения проекта. Однако нам удалось выстроить план звонков и работы, и в итоге все чувствовали себя комфортно. Кроме того, было сложно придумать, как визуализировать контент таким образом, чтобы во время выступлений у членов комиссии не было вопросов касательно наших идей, чтобы каждый слайд и постер говорили сами за себя.
Здорово, что в BarCamp участвуют студенты с разным опытом и из разных образовательных программ. Оказалось, что в нашей команде некоторые уже выступали с онлайн-презентациями и умеют делать для них дизайн. Кроме того, мы смогли оценить эффективность проекта не только как менеджеры, но и с финансовой точки зрения».
Никита Исаков, студент 1-го курса магистерской программы «Менеджмент и аналитика для бизнеса»:
«BarCamp — это весело. Несмотря на высокую нагрузку в течение модуля, это был запоминающийся, отличный от прочих университетских курсов опыт. Мне понравилось работать над задачами без очевидного подхода к решению, где нужно было попытаться понять, что именно хочет получить заказчик.
Повезло, что в моем проекте задание позволяло проявлять фантазию и придумывать интересные решения. Это приятно разбавляло рутину обычных дней на самоизоляции. При этом дистанционный формат работы не был проблемой — любые вопросы можно было легко решить в мессенджерах или видеоконференциях».
Богуславская Светлана Борисовна
Центр прикладных исследований и разработок: Аналитик
Мазуркина Анна Юрьевна
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента: Приглашенный преподаватель