• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И себе и людям

Социальная ответственность бизнеса положительно влияет на его финансовые результаты. К такому выводу пришли Ольга Волкова из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Анастасия Кузнецова из Университета прикладных наук Аванс. Они проанализировали сто российских и голландских компаний и выяснили, что российский бизнес получает больше преимуществ от реализации социальных инициатив, чем компании из Нидерландов. Результаты исследования представлены в докладе для XXI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

И себе и людям

Единого определения корпоративной социальной ответственности (КСО) нет. Авторы исследования понимают ее как ответственность бизнеса перед обществом за результаты своей деятельности. Часто стратегии КСО включают развитие территорий, на которой работает организация, образовательные и просветительские проекты, поддержку институтов культуры и здравоохранения.

Многие компании открыто публикуют отчетность о социальных инициативах на своих сайтах. Авторы работы предположили, что эта информация может оказывать влияние на финансовую результативность бизнеса. Чтобы проверить гипотезу они проанализировали связь между рентабельностью собственного капитала компаний и реализацией программ КСО. 

Объектом исследования стали 45 российских и 55 голландских фирм из разных отраслей. Все компании либо котируются на национальных биржах — MOEX и Euronext Amsterdam — либо зарегистрированы и имеют штаб-квартиры в России и Нидерландах соответственно. В качестве переменной, характеризующей корпоративную социальную ответственность компании, был выбран индекс CSRhub — независимого агентства, работающего с информацией о КСО. Индекс учитывает данные по 12 категориям, от экологической осознанности компании до соблюдения прав человека на всех этапах производств.

Исследование показало наличие слабой положительной связи между финансовой результативностью и корпоративной социальной ответственностью компаний. Это значит, что рынки ценят реализуемые инициативы и открытость данных, но степень социальной ответственности — далеко не самый важный фактор эффективности предприятия.

Второй результат гораздо любопытнее: реализация программ КСО влияет на российские компании сильнее, чем на голландские. Авторы объясняют это разными уровнями делового риска и открытости бизнес-культуры в двух странах. Российский бизнес менее прозрачный и более рискованный по сравнению с голландским, поэтому принимая решение о взаимодействии с компаниями из РФ, партнеры заинтересованы в дополнительной информации о деятельности предприятий. Получается, что ценность отчетов по КСО российских организаций выше, а раскрываемая информация влияет на эффективность бизнеса более существенно, чем в случае голландских компаний. 

«Мы пока только на пути к пониманию того, как влияет корпоративная социальная ответственность и публикация сведений о ней на результативность компаний. Главной трудностью исследования был поиск показателя, который мог бы характеризовать уровень социальной ответственности компаний. В своей работе мы использовали индекс CSRhub и сейчас ищем другие пути квантификации этих феноменов» — поделилась Ольга Волкова, заместитель руководителя департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.