• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работать из дома? Отвечают студенты и преподаватели Питерской Вышки

Дистанционное обучение и удаленная работа — это непросто: приходится дольше сидеть за компьютером и от дел так просто не спрятаться. Как работать из дома эффективнее? И можно ли научиться переключаться с рабочих задач на домашние ровно в 18:00? Своим опытом делятся преподаватели и студенты Питерской Вышки.

Из архивов героев статьи

Из архивов героев статьи

Какими программами и приложениями вы пользуетесь, чтобы сделать удаленную работу удобнее? В чем их преимущества?

 

Алена Владимировна Суворова, академический руководитель ОП «Информационные системы и взаимодействие человек — компьютер»: Удаленная работа существенно не изменила мои повседневные инструменты. К ним относятся разные варианты планирования, например, Trello и обычная сортировка почты, во многом автоматическая. В сервисах для совместного редактирования документов — Google Docs и Overleaf — я и так работаю. Платформу онлайн-курсов Stepik мы уже используем для упражнений и тестов с автоматической проверкой. Из нового заметила, что стала активнее использовать сервисы видеоконференций. И думаю, мы на образовательной программе еще будем постепенно находить полезные инструменты, которые можно применять не только удаленно.

 

Максим Ростиславович Демин, доцент департамент социологии: Мне нравится образовательная платформа «Скулоджи» (Schoology.com). Она бесплатная. Студенты подключаются самостоятельно по специальному коду, который генерируется при создании курса. В ней можно хорошо структурировать материал, устраивать различные письменные задания, организовывать групповую дискуссию. Удобно вести рабочую ведомость и оценивать студентов. Программа предоставляет возможности по управлению тестовыми заданиями. В «Скулоджи» удобно взаимодействовать с коллегами, когда одну дисциплину у разных групп ведут несколько преподавателей. Самое важное — все работает стабильно и быстро.

 

Милена Мкртчян, студентка 3-го курса ОП «Востоковедение», руководитель студенческой организации ШСГНИДЮВ: Каких-то кардинальных изменений в работе не произошло. Для общения мы все так же используем мессенджеры. При необходимости звонков или обсуждений переходим в приложение Discord. Лично я познакомилась с ним совсем недавно, но смело могу заявить, что оно очень удобное: эргономичный интерфейс, качественный звук, ничего не зависает. В приложении удобно говорить по очереди друг за другом, не перебивая, и даже отсутствие видео — при большом количестве участников — совершенно нам не помешало. После первого опыта использования Discord все коллеги согласились, что отныне вместо личных встреч будем сразу звонить.

 

Елена Вадимовна Веретённик,  младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов: В этом году у меня был вполне удачный опыт освоения Trello — приложения, которое позволяет организовать онлайн работу небольших команд. В моем случае оно пригодилось для координации работы группы учебных ассистентов по курсу Introduction to Profession.

Сначала мы пробовали через «ВКонтакте» и Google Docs, но задачи постоянно терялись даже при использовании закрепленных сообщений. Поэтому перешли на Trello, там удобно организовать «доски» с задачами по системе канбан: планы, в процессе, готово. К каждой задаче можно назначить конкретных ответственных, сделать чек-листы, прикрепить документы и обсуждения. Основной функционал бесплатный, и его легко освоить. Одним словом — удачная находка.

Ксения Ничеухина, студентка 4-го курса ОП «Востоковедение», секретарь Студенческого совета: Я на 4-м курсе, и основная учеба уже закончилась. Онлайн-пар уже нет и потому мой набор приложений не сильно изменился. Всю информацию отслеживаю через сервис Spark: туда можно подключить все свои почты.  Тем же способом общаюсь с учебным офисом и научным руководителем.

 

Иван Бурков, студент 4-го курса ОП «Политология и мировая политика», один из руководителей студенческой организации «Студентами Для Студентов»: Прочувствовать учебу на удаленке у меня не получилось: после введения дистанционного обучения осталось всего несколько пар до конца бакалавриата. Понравилось, что преподаватели быстро адаптировались, но учиться стало сложнее. Самую классную лекцию организовал в прямом эфире Instagram наш преподаватель из Каталонии. У него были проблемы с интернетом, и Instagram стал единственной площадкой, к которой он смог подключиться.

Я сам преподаю международные отношения у школьников и уже успел почувствовать боль работы в Zoom: сложно понять, слышат и слушают ли тебя ученики, кто из них отвечает, немного давит временное ограничение. Был и курьез: в какой-то момент один из учеников пошутил, рисуя что-то на моем экране. Долго пытался понять, как эту функцию отключить, было невесело и нервно. Из других приложений очень рекомендую Google classroom. Он подходит для письменных заданий и обсуждений. Я пока этой платформой пользуюсь для дачи и проверки домашек, там же можно делать тесты и загружать полезные материалы.

 

Анна Андреевна Декальчук, академический руководитель программы «Политология и мировая политика»: Если отвечать на этот вопрос с позиции преподавателя, то я использую стандартный набор приложений: MS Teams для семинаров и вебинаров, LMS для выкладывания домашки и почта для коммуникации. Если же говорить про руководство программой, то, честно говоря, с приходом новой реальности для меня практически ничего не изменилось. Главными инструментами по-прежнему являются молескин, разноцветные ручки и почтовый ящик — я предпочитаю записывать все дела и дедлайны в бумажный ежедневник. Из перемен — это количество информационных писем, которые приходится сейчас готовить. На днях мой аккаунт в Gmail  на сутки заблокировал возможность отправлять письма, потому что я превысила разрешенный объем сообщений в день. По-моему, это очень смешно и показательно.

Что вы делаете, чтобы не терять концентрацию во время удаленной работы? Что помогает вам лучше всего?

Елена Вадимовна Веретённик: Я человек и тоже иногда страдаю от прокрастинации. В таком случае не работают никакие убеждения, даже из статей, например Тима Урбана из WaitButWhy. Единственный гарантированно рабочий способ для меня — это режим 50/10. На телефоне последовательно ставятся два таймера: на 50 минут и на 10 минут. В течение первого периода нужно отключить все уведомления на телефоне, ноуте, не открывать филлерные сайты. Весь фокус на актуальной рабочей задаче. Далее идут 10 минут на отвлекающие сайты и процессы: поскроллить ленту во «ВКонтакте», Instagram, посмотреть новости или видео. По моему опыту, 4-5 таких циклов получаются продуктивнее, чем когда параллельно с работой отвлекаешься на проверку почты, сообщений или новостей.

 

Милена Мкртчян: Я из тех людей, которые детально планируют весь свой день, неделю, а то и месяц. Все встречи, дела и даже отдых — все должно быть расписано поминутно, чтобы я понимала, в каком темпе мне следует двигаться. Меня мотивирует такой подход: хочется встать и активно работать с самого раннего утра, чтобы к вечеру список дел был пуст.

 

Алена Владимировна Суворова: Мне помогают сохранить концентрацию отключение всех уведомлений, пауза в проверке почты и порядок на рабочем месте. Причем последнее относится как к физическому месту — столу, комнате — так и к ноутбуку. Мне мешает, например, когда открыто много вкладок в браузере. Поэтому разные полезные ссылки я либо сохраняю в закладках, либо в инструментах для заметок — в том же Trello. Для сложного большого задания стараюсь сначала составить план, некий каркас работы, а потом уже доделывать части. Причем не обязательно по порядку.

 

Иван Бурков: Если честно, мне сложно работать и учиться из дома. Больше всего мешает тишина, поэтому я включаю плейлист «Фоновая музыка» на «Яндекс.Музыке», с ним гораздо проще. Видел, еще вышли подборки шума в офисе, может что-то из этого попробую. Также мне помогает чек-лист. Я прописываю все задачи: учебные, рабочие дела и что-то по дому — на день/неделю, и постепенно их выполняю. А чтобы постоянно не отвлекаться на домашние дела, я установил правила. Например, разрешаю себе полить цветы только после того, как напишу несколько страниц текста. Работает.

Как вы разграничиваете рабочее и личное пространство? И время? Что вы делаете, чтобы не было круглосуточной работы?

Максим Ростиславович Демин: Это, наверное, самое сложное. Нужно понимать, что уставший человек часто неэффективен. В новых условиях я стараюсь больше внимания уделять планированию. Советую сделать распорядок дня, который учитывал бы интересы всех, кто с вами живет. Важно, чтобы сложилась повседневная рутина.

 

Анна Андреевна Декальчук: Честно говоря, у меня практически не возникает таких проблем. Возможно, это связано с тем, что я часто работаю из дома — выработалась привычка воспринимать квартиру как рабочее пространство. Но грань между рабочим и нерабочим временем действительно размывается. Для нашей профессии, по-моему, это хроническая болезнь.

Думаю, что хороший механизм — договариваться со своими домашними, что во столько-то вы начинаете вместе готовить, потом ужинаете, стараясь не говорить о работе, а потом смотрите какой-нибудь фильм, слушаете пластинки или же читаете художественную литературу.

 

Ксения Ничеухина: Я стараюсь разграничить зоны работы и личного пространства —  выполняю дела за столом, а отдыхаю на диване или на кровати. Смотрю все задачи, которые нужно сделать по учебе/работе на этот день и ставлю их выполнение на определенный промежуток времени. К примеру, я чаще работаю вечером и ночью.

 

Алена Владимировна Суворова: Я стараюсь не включаться в работу до конца завтрака, даже уведомления и новости не смотрю. Но если я читаю блог про новый инструмент анализа данных или новую библиотеку — это рабочее или личное? Мне интересно,  какие результаты получили авторы, то есть я удовлетворяю свое любопытство. Но в то же время, тема блога напрямую относится к курсам, которые я преподаю, и я могу использовать этот инструмент в дальнейшем для решения рабочих задач.

Работать не круглосуточно сейчас действительно сложно: формат взаимодействия меняется очень быстро, задач много, решать их нужно в ограниченные сроки. В целом работает простая рекомендация: старайтесь начинать и заканчивать день, независимо от того, успели ли вы сделать какую-то задачу. Список дел никогда не будет пустым, с этим нужно просто смириться.

 

Иван Бурков: Пространство — моя боль, потому что я живу в студии. Раньше рабочий стол стоял так, что я видел всю квартиру. Постоянно возникало желание что-то убрать, поесть или просто полежать на диване. Сейчас сделал перестановку: повернул рабочий стол к окну, концентрироваться стало заметно легче.

 

Елена Вадимовна Веретённик: С разграничением времени сложнее всего. Я сова и рабочие задачи на удаленке мне лучше даются после 12 часов. Поэтому утром я стараюсь делать домашние дела. Моя работа не предполагает большого количества телефонного общения, поэтому какого-то устоявшегося правила о том, что в 20:00 я перестаю отвечать на звонки, у меня нет. На рабочие сообщения коллег по SMS и в мессенджерах могу ответить в любое время. Со студентами сложнее: мы в основном пользуемся соцсетями типа «ВКонтакте». Там у меня уже лет пять как действует правило — я не открываю сообщение, пока не готова уделить на него рабочее время. Вначале это правило вызывало вопросы, почему преподаватель тебя игнорирует, а теперь, кажется, все привыкли.

Как вы отдыхаете после работы? Что вас больше всего расслабляет? Что вы делаете по вечерам в условиях самоизоляции?

Алена Владимировна Суворова: Помогает смена деятельности: я читаю не связанные с работой книги, смотрю кино и сериалы, общаюсь с семьей и друзьями. Кроме того, я занимаюсь творчеством — меня успокаивает вышивка. А еще у меня больше времени на сон — потому что на дорогу его тратить не приходится.

 

Максим Ростиславович Демин: Сейчас я не могу ходить в спортклуб, но, к счастью, занятия с тренером тоже стали дистанционными. Кроме того, я стал чаще слушать музыку: многие культурные площадки проводят онлайн-трансляции концертов.

 

Милена Мкртчян: Режим самоизоляции помог мне проводить больше времени с семьей. Мы лучше узнаем друг друга, делимся новостями и вместе смотрим фильмы. Также я стала чаще заниматься спортом. Раньше я могла себе это позволить дважды в неделю, как обязанность, а сейчас тренируюсь через день.

Во время учебы у меня было не так много времени на готовку, но, к счастью, эту обязанность всегда брала на себя мама. Сейчас я с удовольствием готовлю для семьи каждый день, радую близких и всегда помогаю маме с домашними делами.

 

Елена Вадимовна Веретённик: У нас дома живут коты и щенок, это и отвлечение и отдых сразу. С щенком приходится выходить на улицу 5-6 раз в день. Далеко от дома мы, конечно, не отходим, но все равно это возможность «пойти и проветрить голову».

Я из тех людей, кто игровую приставку купил в достаточно взрослом возрасте, поэтому иногда использую ее, чтобы переключиться. Периодически бывает полезно побывать «в чьи-то туфлях» в виде разных персонажей в видеоиграх. Могу пропасть на вечер за какой-то книгой или мангой. Благодаря самоизоляции и усилиям современных стриминговых сервисов наконец-то начала последовательно смотреть фильмы и спектакли из watch list'a в хорошем качестве и с оригинальной звуковой дорожкой.

В обычном рабочем графике я мало занимаюсь домом: на готовку, организацию пространства и уборку времени не остается. Так что сейчас использую время по максимуму, чтобы наверстать упущенное.

Подписаться на рассылку