• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодежь и субкультуры

В конце октября в Питерской Вышке прошла международная конференция «Молодежь в XXI веке: множественность и различие», посвященная юбилею Центра молодежных исследования. На ней Елена Леонидовна Омельченко, директор центра, представила результаты многолетнего исследования молодежных сцен российских городов.

Молодежь и субкультуры

Работа над проектом «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» длилась с 2015 по 2019 годы. За это время было опрошено 4800 студентов сузов и вузов из шести городов, снято пять социологических фильмов (с картинами можно ознакомиться здесь), проведено 12 кейсовых исследований. С результатами проекта можно ознакомиться вбуклете, подготовленным сотрудниками ЦМИ.

«В работе мы руководствуемся принципами социологической этики и прикладываем максимум усилий для обеспечения надежности, полноты и сбережения аутентичности данных» — Елена Леонидовна заострила внимание на процессе сбора данных.

Города, в которых проходили исследования, были выбраны не случайно: каждый из них имеет свою уникальную культуру, особенную этнорелигиозную композицию. Например, Санкт-Петербург — мультинациональный город, развитый в плане миграционных отношений; Ульяновская область, которая граничит сразу с несколькими республиками — Чувашией, Марий Эл и Мордовией — зацепила внимание исследователей своей разносторонней культурой; Махачкала, Казань, Элиста и Улан-Удэ являются столицами республик.

Как изменяется молодежная субкультура?

В ходе исследования удалось выяснить, что классические молодежные субкультуры не исчезают, а растворяются в новых молодежных сценах. Социологи не просто использовали термин «молодежная культурная сцена», им удалось расширить его географию, дополнить российским опытом.

«Под молодежной культурной сценой мы понимаем теоретическую рамку исследования. «Сцена» здесь выступает локально организованным социальным миром, переплетением неформальных сетей людей, сообществ и организаций, которые вместе производят и репрезентируют жизненные стили. Внутри сцены облегчен переход от одной роли в другую, а режим вовлечения либеральнее, чем в субкультурах»,– объяснила Елена Леонидовна.

Таким образом, через буферные группы, когда старые и новые сообщества формируют новый тип социальности, создается социальная ось. Идеи начинают переплетаться в неповторимый микс. Например, велолюбители, воркаут группы и ЗОЖ-сообщества внесли в общество такие ценности как здоровый образ жизни и активный отдых.

Как определялись наиболее регулярные молодежный сцены?

Респондентам были представлены около 50 наименований молодежных групп для выбора — например, рокеры, руферы, феминистки, готы, веганы, шахматисты и т.д. — но и этого оказалось недостаточно. В каждом новом городе молодежь представляла новые группы, дополняя первоначальный список. Классические группы почти не проявились, оставшись фоновыми сообществами. 

Результаты исследования показали, что наиболее популярными во всех городах являются сообщества велолюбителей, любителей настольных игр и группы активного образа жизни. Самыми устойчивыми группами в Элисте и Улан-Уде оказались фанаты аниме, k-pop, геймеры. В Казани, Ульяновске и Санкт-Петербурге — велолюбители, геймеры и любители настольных игр. Молодежь Махачкалы поразила исследователей спортивным настроением: воркаут, турникмены, футбольные фанаты были признаны наиболее популярными группами.

Досуговый фон

Молодежь XXI века уже не проводит время во дворе, на смену пришли кафе и рестораны, торговые центры, интернет. Многие отмечают учебные заведения как места для встреч и отдыха. Из этого можно сделать вывод, что современная молодежь уделяет много времени самообразованию, и ей нравится просто комфортно проводить время с однокурсниками в стенах института или колледжа.

Кого молодежь не примет в компанию

Анализ показал, что во всех городах представители молодежных компании с большей вероятностью не примут тех, кто употребляет наркотики. В Махачкале и Ульяновске это также те люди, кто употребляет алкоголь. Молодые люди из Санкт-Петербурга отметили, что не примут в компанию тех, с кем им будет неинтересно выстраивать общение.  

Ценности современной молодежи

Среди молодежи Санкт-Петербурга преобладает ценностная ориентация на гендерное равенство, сексуальную свободу и атеизм. Для сравнения, в Казани ценностные ориентации молодежных компаний тяготеют к пацифизму, миролюбию и интернационализму. С графиком ценностных ориентация более внимательно можно ознакомиться на страницах буклета.

По словам Елены Леонидовны, главное, что выяснилось в ходе исследований — для респондентов важна принадлежность к какой-нибудь молодежной группе. «Пока мы не можем дать ответ, что повлияло на разнообразие молодежных сцен в разных городах. Нам предстоит еще много  интересной работы» — резюмировала свое выступление Елена Леонидовна Омельченко.


Текст подготовила Олеся Онищенко, студентка 1 курса образовательной программы «Менеджмент»