• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«От стажера ВТБ до аналитика в Lamoda»: выпускник Питерской Вышки о роли менторства и поиске своего карьерного пути

Выпускник образовательных программ «Экономика» и «Аналитика данных для бизнеса и экономики» Антон Алексеев прошел путь от стажера в банке ВТБ до аналитика в Lamoda и преподавателя Питерской Вышки. В чем ему помогла программа менторства, почему приоритизация — важный навык для менеджера и как попасть на собеседование в компанию мечты — в нашем интервью.

«От стажера ВТБ до аналитика в Lamoda»: выпускник Питерской Вышки о роли менторства и поиске своего карьерного пути

Фото предоставлено Антоном Алексеевым

— Вы окончили бакалавриат по направлению «Экономика». Почему выбрали Питерскую Вышку и именно эту специальность?

— Моя бабушка — учитель математики и педагог по призванию. Именно она подсказала мне сходить на День открытых дверей Питерской Вышки. Тогда он проходил в корпусе на Кантемировской. Мне сразу понравилась атмосфера: я пообщался со студентами, послушал Сергея Гелиевича Коковина, других руководителей образовательных программ — и почувствовал, что это место мне подходит, что я хочу учиться именно в Школе экономики и менеджмента

Я любил математику и стремился получить технические навыки: считать, анализировать данные, строить модели. На мой взгляд, фундаментальная экономическая подготовка дает широкие возможности в будущем.

Больше всего меня удивило отсутствие барьера между преподавателями и студентами. В университете царила атмосфера свободы: можно было открыто предлагать интересные темы для изучения.

— Вы попали в Программу менторства. Расскажите подробнее о своем опыте, что вам больше всего запомнилось?

— Я был в первом наборе группы повышенной академической нагрузки (группа ПАН), которую создал Николай Телятников, и попал в первый поток Программы менторства.

Самым необычным в группе ПАН был продвинутый курс экономики. Преподаватель Данил Федоровых объяснял, как теория игр работает в самых неожиданных сферах — вплоть до выбора стратегии при пробитии пенальти в футболе. Оказалось, что спортивные аналитики действительно считают оптимальные действия для вратарей и игроков. Это была потрясающая иллюстрация того, как академические знания оживают в реальности.

На Программе менторства моим наставником был директор одного из департаментов ВТБ Максим Кущ. Благодаря его поддержке я получил короткую стажировку в компании: знакомился с работой кредитных аналитиков, погрузился в бухгалтерский баланс. Это была моя первая настоящая встреча с офисной работой, которая позволила пересмотреть свою карьерную стратегию.

— Как возник интерес к менеджменту и почему вы выбрали это направление для магистратуры?

— Экономическую базу я получил на бакалавриате. Я понимал, что буду развивать ее дальше через практику. Пообщавшись с академическим руководителем магистерской программы «Аналитика данных для бизнеса и экономики» Натальей Волковой, я понял, что хочу глубже изучить менеджерские дисциплины. На мой взгляд, для карьерного роста в роли управленца диплом с четко обозначенной специальностью «менеджмент» очень полезен, а порой даже необходим.

В реальной работе огромное значение имеют коммуникации и навыки управления проектами: умение договариваться с коллегами, корректно отстаивать позицию, грамотно презентовать решение. Поэтому на втором курсе магистратуры я перешел в группу HR-аналитики. Этим выбором я полностью доволен — он оказался разумным и полезным для моего профессионального развития.

— Насколько оправдались ваши ожидания от обучения в целом?

— Когда я поступал, наивно думал, что достаточно просто хорошо учиться четыре года, и работа появится сама собой. В реальности без инициативы, желания и действий ничего не происходит. Осознание этого пришло на третьем курсе.

Вышка научила меня самому важному — учиться. Это ключевой навык, который помогает в жизни. На работе я столкнулся с тем, что мои коллеги — выпускники других престижных вузов — вынуждены были доучиваться самостоятельно или на курсах, потому что у них не было важных для карьеры дисциплин. А у нас они были органично интегрированы в учебный план. Благодаря этому к моменту выхода на рынок труда я был очень хорошо подготовлен. Второй важный урок — отказ от перфекционизма: нельзя быть лучшим во всем сразу, нужно уметь расставлять приоритеты.

Часто в сложных ситуациях я вспоминал, что пережил экзамены по математическому анализу, ночи над линейной алгеброй, а значит — со всем остальным тоже справлюсь. Университет развил во мне не только прикладные навыки, но и определенный тип мышления, любопытство изучать новое.

— С чего начался ваш карьерный путь?

— Свою карьеру я начал на третьем курсе бакалавриата. Чтобы попасть в крупную компанию, мало иметь хорошее резюме: оно может затеряться среди сотен других откликов.

Эту проблему помогают решить мероприятия Центра развития карьеры. На одной из «Недель карьеры» я попал на собеседование с представителем компании «Магнит». Мы поговорили о точках роста и договорились продолжить общение. Мне предложили стажировку на позиции стажера — финансового аналитика. Опыт оказался полезным, помог мне сузить круг профессиональных интересов.

— Расскажите о текущей работе, чем именно вы занимаетесь и какие задачи решаете?

— Сейчас я аналитик в Lamoda, пришел в компанию около месяца назад. Работаю с метриками, с помощью которых рассчитываются остатки товаров на складе. Команды используют, казалось бы, общие термины и показатели в работе, но трактуют их по-разному, что создает путаницу. Моя задача — собрать всю информацию, пообщаться с коллегами из разных отделов и составить своеобразный глоссарий терминов. В перспективе это позволит стандартизировать метрики, дашборды и отчеты.

— Параллельно вы ведете в Питерской Вышке несколько курсов по SQL. Расскажите, почему решили заняться преподаванием?

— Впервые всерьез задумываться о преподавании я начал в магистратуре. В этом году решил попробовать и определился, что это будет SQL (язык запросов для работы с базами данных). Я много работаю с ним на своей текущей позиции и хорошо понимаю практическую сторону: реальные кейсы, тонкости запросов, что действительно используется, а что только учебная теория.

Кроме того, мне хотелось попробовать преподавание как процесс — побыть по другую сторону диалога. Я понимал, что это способ развить ораторские навыки. Преподаватель говорит почти все занятие, ему нужно выстраивать речь структурно, понятно, приводить примеры, следить за темпом и логикой.

Для меня важно стать «проводником» для студентов, а не тем, кто требует мгновенного понимания. Моя цель — создать фундамент, благодаря которому они не будут бояться предмета и начнут постепенно углубляться в него сами.

— Какие у вас планы на ближайшие пять-десять лет?

— Мне хочется попробовать себя в роли руководителя. Управление маленькой командой со временем здорово масштабируется в руководителя отдела или департамента. Главное — не забывать основы: быть внимательным к каждому сотруднику, запрашивать обратную связь, но при этом сохранять профессиональные границы.

Когда закончатся мои курсы для бакалавриата и магистратуры, после некоторого перерыва я бы продолжил преподавание. Думаю, это еще одно полезное и перспективное направление для развития.

— Какой совет вы бы дали себе в начале карьерного пути?

— Главное — осознавать, что человек сам делает свой выбор. На мой взгляд, важно четко понимать, что тебе нравится, хочется и периодически напоминать себе об этом. Это помогает не сбиться с пути, снижает риск выгорания, придает уверенность, дисциплину и спокойствие. В целом жить приятнее, когда понимаешь, что занимаешься любимым делом, тем, что выбрал именно ты.