«Дисциплина важнее вдохновения»: студентка Юрфака Питерской Вышки об олимпиадной карьере и любви к языкам
Победительница Всероссийской олимпиады школьников по итальянскому языку Катерина Лакатена поступила на Юридический факультет Питерской Вышки в 2025 году. О ее пути к успеху, работе над собой и первых парах — читайте в нашем интервью.

Из Италии — в сборную ВсОШ
— С восьми лет я жила в Италии и училась в русской школе при посольстве РФ. Когда мне было 16, моя семья переехала в Россию. Я окончила филологический класс Академической гимназии № 56 им. М. Б. Пильдес, где углубленно изучала литературу и английский язык. С пятого класса, благодаря поддержке мамы, я начала свой олимпиадный путь. В седьмом — уже стала призером и попала в сборную.
Я пробовала участвовать в олимпиадах по разным гуманитарным и социальным предметам. Дважды удалось стать призером регионального этапа ВсОШ по английскому языку.
Я билингв: для меня итальянский и русский — родные языки. Многие думают, что билингвам легко стать призером или победителем ВсОШ, потому что они и так знают язык. Но я не училась в итальянской школе, и мой круг общения всегда был русскоязычным. Поэтому за моим дипломом стоят годы упорной работы и основательного изучения не только страноведения, но и самого языка. В своей олимпиадной «карьере» я сконцентрировалась на итальянском языке. Я планировала поступать на юридический факультет, но задания по праву немного пугали. А победа в олимпиаде по иностранному языку дает большие льготы при зачислении в вуз.
К финалу готовилась и в составе сборной, и самостоятельно. В 10-м классе на Всероссийской олимпиаде школьников мне не хватило одного балла, чтобы стать призером. Тогда я пересмотрела свой подход: занималась минимум час в день, углубленно изучала страноведение, решала много вариантов заданий по чтению и аудированию, подробно разбирала ошибки и искала их причины.
Задания на заключительном этапе включали аудирование, лексико-грамматический тест, страноведение, устный монолог и творческое письмо. В 11-м классе я уверенно шла на олимпиаду, задания не казались сложными. Я набрала 96 баллов из 100 и стала победителем. Только строгая дисциплина и целеустремленность, вне зависимости от настроения, помогли дойти до конца и не сдаться.
Между филологией и правом
— Еще в старших классах я принимала участие в днях олимпиадника Питерской Вышки, после 10-го класса присоединилась к летней школе по юриспруденции. Там я познакомилась с некоторыми будущими однокурсниками и поняла, что буду рассматривать этот вуз как приоритетный для поступления.
Однако после окончания школы появились сомнения в правильности выбора направления. Любовь к литературе и языкам заставила задуматься о филологическом направлении. Я даже представляла себя преподавателем итальянского или олимпиадным тренером и до сих пор не могу отказаться от этой идеи. Впрочем, своим выбором я довольна, право невероятно меня вдохновляет.
Решающим фактором для поступления именно в Питерскую Вышку стала практико-ориентированная модель образования. Я хочу стать высококлассным специалистом, для этого нужно хорошо понимать логику законодательных процессов и правоприменения. Уже на первом курсе мы решаем много реальных кейсов, а университет дает неограниченные возможности, чтобы проявить себя.
Еще одно важное направление работы факультета и вуза в целом — международное сотрудничество. После выпуска я смогу работать во многих странах, хотя и планирую строить карьеру в России.
Образовательный симбиоз
— Первый семестр был богат на события как академические, так и внеучебные. Предметы меняются каждый модуль: так студенты всегда остаются в тонусе.
В образовательной программе «Юриспруденция» удачно сочетаются мои главные интересы: право и языки. Например, ни в одном другом вузе я не видела юридического английского, а у нас он идет с первого модуля. Другие мои предметы-фавориты — история России и теория государства и права.
На занятиях мы проводим муткорты (игровые судебные заседания), разбираем законодательство англо-американской правовой системы, решаем задачи, с которыми сталкиваются юристы из разных стран. Во втором полугодии активные ребята смогут впервые выступить на учебных мини-конференциях.
Из преподавателей особенно хочу отметить профессора Михаила Антонова. Я прониклась атмосферой на его парах и рада, что он читал не только теорию государства и права, но и вел некоторые занятия по юридической методологии.
Несмотря на выбор юриспруденции, иностранные языки остаются важной частью моей жизни. Я считаю их ключевым инструментом коммуникации в глобальном профессиональном сообществе. Может быть, в будущем получу второе образование и смогу также преподавать итальянский.
Калейдоскоп внеучебки
— Внеучебная активность — отдельная вселенная Питерской Вышки, которая с первых дней учебы захватывает своей атмосферой. В кампусе постоянно проводятся концерты, мероприятия от студенческих организаций и научные интенсивы. Я уже успела принять участие в межфакультетском фестивале «Знай наших»: играла в небольшой сценке и вместе с другими ребятами отвечала за организационные моменты.
В этом году я специально не стала подаваться ни в какие коллективы, так как хотела сначала освоиться в университете и понять, как работает вся система внеучебных организаций. В следующем учебном году планирую быть намного активнее.
Дисциплина важнее вдохновения
— Уверена: участвовать нужно в разных олимпиадах и не сомневаться в своих знаниях, которые дают право на льготное поступление или зачет 100 баллов ЕГЭ. Это гарантирует высокую мотивацию и снимает страх проигрыша: чем больше участвуешь, тем больше шансов получить заветный диплом призера.
Мой главный совет абитуриентам — нельзя недооценивать дисциплину и уповать только на вдохновение и удачу. Важно каждый день работать и планомерно идти к цели. Не терять мотивацию мне помогает метод «Помодоро» — техника тайм-менеджмента, которая делит работу на 25-минутные интервалы с короткими перерывами.
Главное — не зацикливаться только на подготовке к олимпиаде или экзамену. Нужно посещать культурные мероприятия, общаться с друзьями, читать книги и смотреть фильмы. Широкий кругозор выручает в самых неожиданных ситуациях.

