«Между Союзом писателей и самиздатом»: в Питерской Вышке изучили творческие стратегии писателей советского андеграунда
Почему писатели андеграунда не стремились публиковать свои произведения? Что дает молодым исследователям общение с героями их научных работ? Какие журналы задавали литературные тренды нонконформизма в 1970-е годы? В Питерской Вышке прошла конференция, посвященная неофициальной культуре Ленинграда.

Более 30 молодых исследователей из ведущих российских вузов погрузились в андеграундную культуру 1970-х годов. На конференции «(Не) официальные герои ленинградской «второй культуры» участники разбирались в хитросплетениях творческих судеб поэтов и писателей-нонконформистов, знакомились с многообразием самиздата тех лет и выявляли тренды, заложенные неформальными объединениями писателей. Организатором мероприятия выступила научно-учебная группа «Исследования неофициальной культуры Ленинграда 1950–1980-х» (НУГ).
Дмитрий Козлов
По словам руководителя научно-учебной группы — старшего преподавателя департамента филологии Дмитрия Козлова, конференция укрепляет связи в среде молодых исследователей, увлеченных темой ленинградского андеграунда.
«Для нас это не только подведение итогов работы научной группы, но и создание поддерживающей академической среды. Важно, что тема вызывает интерес ученых из Москвы, Калининграда и других городов. У молодых исследователей есть уникальный шанс получить информацию «из первых рук» — часть героев андеграунда открыта к диалогу. Они могут объяснить молодым исследователям, не заставшим советскую действительность, как работала цензура, как была устроена жизнь нонконформистов, даже банальность — как работает печатная машинка», — объяснил Дмитрий Козлов.
Магистрант второго курса образовательной программы «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах» Михаил Бешимов подчеркнул значимость многоаспектного изучения неофициальных литературных течений Советского Союза. По его словам, одной из ключевых целей НУГа был поиск «общего знаменателя» для исследований самого широкого тематическое спектра:
В нашей научной группе — полная исследовательская свобода. Каждый подходит к пространству неофициальной культуры Ленинграда исходя из собственных интересов: кто-то занимается литературной стратегией отдельных неофициальных авторов, кого-то интересует работа институций — тех же журналов «37» и «Часы», тогдашних законодателей мод, кто-то сочетает архивную деятельность и исследования поэтики. Но все мы работаем в общем поле проблем и точек притяжения, взаимно обогащая друг друга.
Четверокурсник образовательной программы «Филология» Дмитрий Сабиров изучил письма поэта Виктора Сосноры и фрагменты его книг. Цель молодого исследователя — проанализировать формирование индивидуальной традиции писателя:
Виктор Соснора — многогранный автор. В его творчестве сочетаются традиции футуризма с собственными литературными экспериментами. Некоторое время он дружил с Николаем Асеевым, членом московской группы «Центрифуга». Несмотря на богатую творческую биографию, исследований произведений Сосноры не так много. Он балансировал между официальным полем советской литературы и неподцензурным. Есть много источников, которые указывали на круг писателей, которые, по мнению самого Виктора Сосноры, повлияли на его стиль, и я надеюсь в будущем изучить этот архив.
Для студентки образовательной программы «Филология» Елизаветы Жарковой выступление на конференции стало научным дебютом. Она погрузилась в деятельность андеграундных поэтов в литературном объединении (ЛИТО) Глеба Семенова при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. Студентка развивает эту тему в своей дипломной работе:
Исследование основано на анализе мемуаров участников литературных объединений. В фокусе моего интереса — Виктор Кривулин, Елена Шварц, Тамара Буковская и другие авторы. Их опыт участия в ЛИТО значительно отличался от стратегий писателей-конформистов: они не ставили главной целью публикацию своих произведений. Для них гораздо большее значение имела социализация в творческой среде. Здорово, что Питерская Вышка стала площадкой для такой глубокой дискуссии о литературном андеграунде. Коллеги задавали интересные вопросы о героях тех лет.
Член оргкомитета мероприятия, первокурсник магистерской программы «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах» Михаил Дорогов отметил, что появление исследований ленинградского андеграунда порождает волну интереса к этому явлению. От традиционного анализа поэтики авторов ученые переходят к междисциплинарному подходу:
Для нас принципиально важным было привлечение молодых исследователей к этой теме. Конференция в первую очередь необходима для установления социальных связей. Это хороший способ объединить достаточно разрозненное сообщество, создать исследовательский контекст. Если при жизни наших героев наиболее принципиальным было исследование собственной поэтики, то мы интересуемся более очевидными для них вопросами. Отсюда происходит социологическая направленность нашей работы. Нас впечатлило, насколько внимательны и заинтересованы оказались коллеги из других городов и институций.
Подводя итоги конференции, Дмитрий Козлов отметил, что в дальнейшем научно-учебная группа «Исследования неофициальной культуры Ленинграда 1950–1980-х» может вырасти в отдельную лабораторию или центр исследований андеграунда.

