• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Когда эмоции требуют точности»: ученые Питерской Вышки создают новые стандарты для исследований чувств

Как заставить человека испугаться или обрадоваться в лабораторных условиях? Исследователи Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург создают новые стандарты для экспериментов и собирают уникальную базу видеостимулов.

«Когда эмоции требуют точности»: ученые Питерской Вышки создают новые стандарты для исследований чувств

© https://www.istockphoto.com/ru/

Руководитель Лаборатории психофизиологии эмоций Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Владимир Косоногов вместе с коллегами изучает особенности проявления эмоций. Но для точности и аналитического сравнения результатов разных научных групп по всему миру не хватает общей методологии. На эту тему в журналах Frontiers in Psychology («Рубежи психологии») и Europe's Journal of Psychology («Европейский журнал психологии») вышли две публикации исследователей Питерской Вышки. 

Статья Advancing affective stimuli («Совершенствование аффективных стимулов») — критический обзор того, как сегодня вызывают эмоции в экспериментах. Ученые используют для этого коллекции изображений, видео или звуков, которые должны провоцировать страх, радость, отвращение и другие чувства. Проблема в том, что эти базы создавались разными группами исследователей для конкретных целей.

«Чтобы исследовать эмоциональные состояния, их нужно вызывать ожидаемым образом, — объясняет Владимир Косоногов.Звучит просто, но на деле возникает масса сложностей. Эмоция должна быть достаточно сильной, чтобы ее можно было зарегистрировать — через изменение пульса, кожно-гальваническую реакцию, энцефалограмму. При этом исследователь должен понимать, что именно он измеряет: общее возбуждение или конкретную эмоцию».

Одни ученые оценивают эмоции по шкале «приятное — неприятное» или «спокойное — возбуждающее». Другие делят их на базовые категории: радость, печаль, гнев, страх, отвращение. При таких разных теоретических подходах сравнивать исследования невозможно.

Существуют и технические проблемы. Например, длина видео, которые показывают во время экспериментов, колеблется от трех секунд до нескольких минут. С точки зрения физиологии они вызывают разные реакции. Некоторые изображения могут быть ярче или контрастнее других, а интенсивные цвета сами по себе вызывают более сильную реакцию. То же самое со звуками — здесь на восприятие влияет громкость. «Наши испанские коллеги и соавторы по предыдущим исследованиям из Мадрида доказали: если не контролировать такие параметры, часть физиологического отклика будет связана не с эмоцией, а только со свойствами стимула. Есть слишком простые раздражители, а есть очень сложные, и это тоже явно увеличивает нагрузку на мозг», — добавляет исследователь Питерской Вышки.

Фото предоставлено Владимиром Косоноговым

Еще одна проблема — культурные различия. Шесть базовых эмоций (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, удивление) распознаются примерно одинаково во всем мире. Но более сложные состояния — злорадство, трепет, стыд — сильно зависят от культурного контекста.

Ученые лаборатории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург предложили решение: в определенной эмоциональной категории должно быть от десяти разных стимулов — чтобы можно было вызвать эмоцию много раз, не повторяясь. Каждый из них требует оценки минимум ста человек — это обеспечит статистическую надежность. Физические характеристики (яркость, громкость, длительность) необходимо стандартизировать.

Формированию единого подхода к материалам посвящена вторая научная работа исследователей. Команда лаборатории создала базу из 160 одноминутных видео, которые оценили профессиональные психологи. Длительность роликов составляет от 58 до 62 секунд. По словам Владимира Косоногова, это оптимальный промежуток для физиологических измерений: минуты достаточно, чтобы зафиксировать устойчивые паттерны активности мозга на ЭЭГ (электроэнцефалограмма), провести магнитно-резонансную томографию или другие измерения.  

«Все видео — без звука, и это тоже не случайно, так как позволяет использовать базу в любой стране, вне зависимости от языка, — поясняет исследователь. — Ролики универсальны: хирургические операции, страдающие животные, голодающие люди, драки (для негативных эмоций); бытовые сцены, уличные виды, производственные процессы (для нейтральных); красивые пейзажи, радостные дети, романтические комедии (для позитивных). Люди на них почти не говорят, то есть для понимания содержания перевод на разные языки не требуется».

База уже применялась в нескольких исследованиях Лаборатории психофизиологии эмоций. Все данные — ссылки на видео, средние оценки — опубликованы в открытом доступе.