• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
  • Новости
  • Преподаватель НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург презентовала книгу о влиянии литературы на развитие права в России на Международной ярмарке non/fictioN

Преподаватель НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург презентовала книгу о влиянии литературы на развитие права в России на Международной ярмарке non/fictioN

В Москве прошло одно из крупнейших книжных событий России — Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictioN. В рамках мероприятия свою книгу «Когда велит совесть. Культурные истоки Судебной реформы 1864 года в России» презентовала доцент департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Татьяна Борисова.

Преподаватель НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург презентовала книгу о влиянии литературы на развитие права в России на Международной ярмарке non/fictioN

Международная ярмарка интеллектуальной литературы проводится с 1999 года и традиционно сопровождается культурной программой, в которую входят встречи с писателями, презентации книг, лекции и семинары. За четыре дня мероприятие посетили более 50 тысяч человек. В рамках выставки доцент департамента истории, старший научный сотрудник Центра исторических исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Татьяна Борисова презентовала книгу «Когда велит совесть. Культурные истоки Судебной реформы 1864 года в России». О концепции монографии, реакции аудитории, помощи студентов Питерской Вышки и актуальности темы Татьяна Борисова рассказала в интервью нашей редакции.

Презентация книги: из Петербурга в Москву

Впервые книга увидела свет на встрече со студентами и преподавателями в корпусе Питерской Вышки на канале Грибоедова. Конечно, выступление в родных стенах разительно отличается от масштабного мероприятия в Москве. Если показ коллегам был легким, камерным и уютным, то в столице царила атмосфера большого события, в которое вовлечены десятки тысяч человек.

Я рада, что из четырех представленных издательством «Новое литературное обозрение» книг две посвящены интеллектуальной истории.  И это, конечно, большая честь, что издательство выбрало мою книгу для презентации самой широкой публике на московской книжной ярмарке. Я думаю, это связано с тем, что она отвечает на интерес к этическим вопросам, которые с новой остротой стоят в современном мире. Моя книга об истории моральных истин, о попытках разобраться, что было справедливостью и добром в XIX веке, почему совесть представлялась исключительно положительным явлением.

На ярмарке мне было интересно увидеть, у какой аудитории поднятые в моей монографии вопросы находят отклик, пообщаться со студентами столичного кампуса Вышки и случайными читателями.
Приятно, что публику действительно интересуют проблемы справедливости и исторические исследования здесь очень важны. Мне кажется, что, в отличие от выдуманных миров компьютерных игр и сериалов, мы можем на примерах истории почувствовать реальность происходящих событий и человеческих драм, которые проясняют смысл жизни отдельных людей и поколений.

Фото из личного архива Татьяны Борисовой

Цели книги: почему события XIX века важны сегодня?

История тесно связана с настоящим. Наш интерес к давно минувшим дням основывается на тех проблемах, которые являются актуальными сегодня.

Когда я писала книгу об этическом пересмотре русской жизни в середине XIX века, мой целью было понять, как такой пересмотр вообще стал возможен. История в этом смысле имеет терапевтическую функцию — она дает возможность поверить в силы отдельного человека строить и менять не только собственную жизнь, но и жизнь вокруг. Быть не жертвой, а героем. Мне кажется, это очень важно сейчас, потому что жизнь бросает нам много вызовов. Уклониться от них всегда проще, чем сделать осознанный выбор и принять его последствия.

Идея книги и концепция названия

Я начала писать эту книгу пять лет назад и планировала построить сюжет вокруг дела Веры Засулич. Процесс над Засулич — важный эпизод в истории российского права, который будоражит профессиональное сообщество юристов по сей день. Ее дело известно скандальным оправдательным приговором. В 1877 году Засулич выстрелила с близкого расстояния в градоначальника Федора Федоровича Трепова. Однако присяжные проявили снисхождение и оправдали ее. Как такое стало возможно? В своей книге я отвечаю на этот вопрос, исследуя культурные предпосылки судебной реформы 1864 года.

При ретроспективном взгляде на историю мы всегда знаем, к какому финалу привели те или иные действия, но порой недооцениваем важность развилок, на которых и принимались решения, определившие путь развития общества. Для современников финал был открытым, и поэтому историку всегда интересен выбор, который по тем или иным причинам делали люди.
В деле Засулич меня волновали несколько вопросов. Какая ценность позволила присяжным встать над законом, переборов инстинкт самосохранения? Как совесть получила большую преобразовательную силу, действие которой оказалось непредсказуемым для самих реформаторов? Ответом на эти вопросы и стала моя книга.

Надо сказать, что существовало альтернативное название — «Темное чувство истины». В этом варианте кроется отсылка на известный тревелог Николая Михайловича Карамзина «Письма русского путешественника». Автор с большим восхищением писал о суде присяжных в Англии. Карамзин рассказывал, как простые люди проникались «темным чувством истины» и выносили справедливые решения.

Но в конечном итоге я посчитала необходимым отразить в названии императив, показать ту силу совести, которую она получила в результате судебной реформы 1864 года. 

Процесс написания: трудности и мотивация

Начав знакомиться с книгой, читатель увидит, что я рассматриваю историю русской совести в очень широком культурном контексте. Она написана на стыке трех историй — политической истории России, истории права и истории литературы. Я показываю, что нарративы о совести сформировались под прямым воздействием русской литературы. Стремление судить справедливо и милостиво было взращено русскими писателями и поэтами. Именно они продвигали мысль о том, что читательская публика, образованные люди, имеют право выносить судьбоносные решения наравне с верховной властью и ее законодательными и судебными органами. Мне потребовалось действительно глубоко погружаться в исследуемые процессы и использовать сравнительную перспективу. Самый трудный аспект работы — пересмотр  распространенных стереотипов. Дело в том, что в истории XIX века много хоженых троп, и это неплохо, потому что у моей аудитории и у всех, кто занимается XIX веком, есть представление и определенный объем знаний по поднятой теме. В то же время выход научной книги оправдан в той мере, в которой в ней есть новизна, поэтому мне было необходимо и интересно сворачивать с проторенных путей и искать новые направления.

Например, две главы книги посвящены интересному человеку Ивану Сергеевичу Аксакову — славянофилу, очень яркому и хорошо известному общественному деятелю. Благодаря исследователю славянофилов Дмитрию Александровичу Бадаляну (Российская национальная библиотека, СПбГУ), я по-новому взглянула на Аксакова, которого даже современники изображали карикатурным — с бочонком кваса. Я убедилась, что личность Аксакова куда глубже и судьба его довольно трагична. Он был не столько «квасным патриотом», каким его изображали оппоненты, но профессиональным правоведом, управленцем, о чем известно гораздо меньше. Он являлся властителем дум своего времени, ярким и оригинальным мыслителем и практиком. Его живо интересовали  важные для русской культуры конфликты закона и совести, права и морали. Для меня было увлекательно изучать внутреннюю борьбу Ивана Сергеевича и погружаться в подробности его перехода от службы государству к служению обществу и борьбе за свободу совести.

Это был не просто небезопасный выбор — это был «подвиг честного человека». В середине XIX века остро встал вопрос: жить для себя или жить ради целей, выходящих за рамки собственного благополучия.

Тема совести очень широка, мне хотелось показать ее во всем многообразии и максимально глубоко. Потребовалось исследовать большое количество опубликованных и архивных документов: мемуаров, писем, публицистических и художественных текстов. Это увеличило объем книги. Издательство пошло навстречу, несмотря на то что тонкие книги гораздо лучше продаются и быстрее читаются. В наше время людям трудно концентрироваться на крупных текстах, поэтому я старалась создавать небольшие главы, которые имеют, как мне представляется, самостоятельное значение, представляют собой своего рода очерки. Поэтому каждый читатель наверняка найдет что-то интересное и полезное для себя. С удовольствием приглашаю всех интересующихся этическими аспектами российской истории XIX века на презентацию моей книги в книжный магазин «Все свободны» (Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 23) 29 мая в 19 часов. 

На нелегком пути работы над книгой большую помощь оказывала Питерская Вышка. При поддержке Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, вместе с руководителем департамента филологии Дмитрием Яковлевичем Калугиным мы создали историко-филологический семинар, который регулярно проводится уже два года. На этот семинар мы продолжаем приглашать специалистов в сфере истории, филологии, истории литературы. Это позволяет поддерживать важный междисциплинарный диалог. Когда видишь, как серьезно работают коллеги, то появляется уверенность в том, что ты тоже можешь!

Большое удовольствие мне всегда доставляла работа со студентами НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Не всем по силам у нас учиться, поэтому мы имеем возможность работать с умными, интеллектуальными, мотивированными студентами. В процессе преподавания у меня была счастливая возможность делиться с моими бакалаврами, магистрами и аспирантами новыми находками и мыслями. 

И вообще наименование нашего университета национальным исследовательским — не пустые слова. У нас создана замечательная научная среда, способствующая профессиональному росту.