Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психолог Питерской Вышки рассказала, как бороться с эмоциональным выгоранием в медиасреде

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в рамках всероссийской конференции журналистов «Вместе Медиа. Контент» прошла лекция доцента Школы гуманитарных наук и искусств, психолога Елены Кудрявцевой о профилактике и преодолении синдрома выгорания.

Психолог Питерской Вышки рассказала, как бороться с эмоциональным выгоранием в медиасреде

Еще 20 лет назад считалось, что эмоциональное выгорание характерно исключительно для представителей профессий, в которых главное — общение с людьми. Теперь же картина изменилась кардинально, говорит психолог Елена Кудрявцева. В 2022 году эмоциональное выгорание было признано Международной классификацией болезней (МКБ-11) как клинический синдром, а исследования показывают, что сегодня наиболее подвержены этому состоянию представители креативных индустрий.

Лекция «Эмоциональное выгорание в актуальной медиасреде. Что делать и с чего начать?» на конференции журналистов собрала полную аудиторию, несмотря на раннее утро. По словам Елены Кудрявцевой, креативный кластер — высококонкурентная среда. Поэтому выгорание становится неотъемлемым атрибутом профессиональной принадлежности к этой сфере.

Кудрявцева Елена Игоревна

Елена Кудрявцева

доцент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств

Основные причины выгорания в медиасреде — это ролевое давление, когда на вас давят обязательства и ожидания, отсутствие командной поддержки, когда все работают по принципу «каждый за себя», дедлайны и ненормированный рабочий день. Кроме того, в профессии существует дисбаланс между усилиями, которые вкладывает сотрудник в свое творение, и вознаграждением за него. Технологические и содержательные изменения, которые постоянно происходят в нашей отрасли, только усиливают эти стресс-факторы.

Елена Кудрявцева описала типичные проявления эмоционального выгорания: нежелание идти на работу, избегание социальных контактов, сужение профессиональных интересов, полная апатия и отсутствие мотивации.

Психолог подчеркнула, что в основе проблемы лежит несоответствие между современными задачами и устаревшими механизмами жизнестойкости: «Изменения происходят так быстро, что наша психика не успевает адаптироваться. Механизмы вырабатываются, как правило, в третьем поколении. Мы справляемся с современными задачами и темпом примерно так же, как наши бабушки. С теми же инструментами. А они были для других обстоятельств».

Главная проблема креативных индустрий, по мнению Марка Дьюза, автора недавно вышедшей книги про людей творческих профессий, заключается в том, что эта деятельность основана на страсти: «Она делает людей профессионалами. Но она же их и съедает. Пристрастность формирует определенное состояние психики. Эксплуатация отраслью персональной страсти — причина выгорания».

Дополнительные факторы, усугубляющие ситуацию: постковидная неопределенность, цифровое выгорание, поляризация психологических состояний (от депрессии до тревожности), разрыв между поколениями (зумеры и миллениалы), внедрение искусственного интеллекта и внешние потрясения. «Ковид переориентировал жизнь профессионалов в режим 24/7. До него были хотя бы какие-то границы рабочего дня. А в онлайне границы стерлись», — отметила психолог.

При этом для креативного кластера характерен феномен «жестокого оптимизма». «Люди приходят в творческие отрасли с романтическими идеалами. Принимая ремесленный менталитет, профессионалы верят, что упорный труд и преданность делу приведут к творческой автономии. Продолжение работы становится актом сопротивления и самовыражения», — пояснила она.


Важная часть лекции была посвящена конкретным техникам самопомощи. Елена Кудрявцева предложила несколько эффективных стратегий: отказаться от перфекционизма, ввести жесткий тайминг для онлайн-активности, отписаться от всего, что не является срочным, создать два отдельных аккаунта в соцсетях: личный и профессиональный, редактировать новостную ленту в пользу позитивного контента. Эксперт представила технику STOP для быстрой самопомощи: S (step back) — прислушаться к себе (мысли, ощущения, чувства); T (think) — задать вопросы: что я чувствую и делаю сейчас; O (organize) — проранжировать свои мысли и желания; P (proceed) — определить следующий шаг.

«Любая нестандартная рутинная работа, даже неважная на первый взгляд, оказывает оздоравливающее влияние. Нужен ритм простых дел, которые не позволяют сойти с ума. Например, бытовые дела помогают переключиться», — поделилась психолог.

Елена Кудрявцева также дала рекомендации, с чего начать путь к восстановлению: назначить себе пять «нет» (научиться отказывать), составить календарь позитивных событий на год, заняться самовыражением в условиях полной свободы, позволить себе проявлять чувства.

«Мне очень понравилась лекция. Отметила много полезного, провела параллели и по работе, и по жизни, и увидела, что многое делаю правильно», — делится впечатлениями Ольга Чернышева, представитель «Муром радио».

Начальник управления протокольных мероприятий Московского педагогического государственного университета Надежда Богданова отметила ценность полученной информации. «Для меня важно было прийти на сегодняшнюю лекцию для того, чтобы обновить знания. Это помогает заострить фокус внимания на заявленных проблемах, продолжать применять известные техники в жизни, взять что-то новое и не позволять себе выгорать», — говорит она.

Сотрудники медиа также задали Елене Кудрявцевой вопросы о нюансах работы с представителями поколения Z. По словам эксперта, зумеры требуют особого подхода: «Они не приходят на работу, а забегают из любопытства. Не стоит воспринимать их как традиционных сотрудников. Для них эффективны короткие задания с четкими критериями выполнения и оценки. Это накладывает определенную нагрузку на руководителя — нужно грамотно формулировать задачи. Именно поэтому зумеры хорошо справляются с работой в доставке и комплектации — там короткие циклы, что соответствует их восприятию мира». Психолог подчеркнула: пока зумеры молоды, у них есть возможность такого поведения, но к 35 годам, если их подход не изменится, это может стать проблемой не только для общества и работодателей, но и для них самих.