• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

Можно ли изучать Ближний Восток на программе о постсоветской Евразии?

Как известно, студенты приходят в магистратуру как с различными бэкграундами бакалаврской подготовки, так и интересами к дальнейшему развитию. Так, например, в прошлом году на МП «Сравнительная политика Евразии» появились выпускники программы «Востоковедение», изучающие страны Ближнего Востока. Михаил Гречишников, Дарья Бобарыкина и Мир-Али Аскеров поделились мотивацией выбора программы и рассказали, как их научные интересы сочетаются с политологией, международными отношениями и Евразией.

Можно ли изучать Ближний Восток на программе о постсоветской Евразии?

https://pixabay.com/images/id-1034467/

Студентам, которым интересны страны Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии (например, Ливан, Египет, Афганистан, Ирак или Тунис), может показаться неочевидной идея поступать на магистратуру, в названии которой выделяется евразийский регион. Однако, трое нынешних студентов программы «Сравнительная политика Евразии» такой выбор сделали. В прошлом году после бакалавриата по востоковедению они пришли к нам расширять свою экспертизу и навыки в сфере политологии и международных отношений.

Михаил Гречишников

Михаил Гречишников

«Сравнительную политику Евразии» я выбрал исходя из необходимости углубиться в политологию, глубже вникнуть в классические концепции, изучить инструментарий для анализа. Друзья и старшие коллеги говорили, что здесь потрясающие преподаватели, и помимо всего прочего можно гибко варьировать изучаемые мною предметы. И могу сказать, что они не обманули.

Поступая на программу, я не думал, что буду дальше изучать Ближний Восток. Я просто решил, что уже и сам обладаю достаточной базой для дальнейшего изучения региона. От программы мне требовались только дополнительные навыки и знания из политологической сферы, которые я начал получать в прошлом году. Сейчас Ближний Восток в процессе моего нынешнего обучения это скорее хобби. В рамках тех или иных предметов я иногда позволяю себе выходить за рамки изучаемых регионов, опираясь на Ближний Восток, но во многом все же стараюсь следовать программе. И, конечно же, брать страны, которые культурно или географически близки к моему направлению, чтобы не терять связь.

Менять фокус с более языковой подготовки моего бакалавриата на исследовательский нынешней программы лично мне было несложно. Базовые знания нам дали на бакалаврской программе, а здесь же я дорисовывал общую картину мелкими деталями, расширял ее горизонт. Единственной проблемой стало большое количество письменных работ: различного рода эссе, исследовательские и аналитические справки. На бакалавриате у нас они тоже были, но упор все же был сделан на язык, и потому очень непривычно.

За прошедший первый курс, думаю, мне действительно удалось получать те навыки и знания, за которыми я сюда поступил. В этом году было много интересных курсов, которые помогли мне расширить и кругозор, и экспертизу в интересующих меня областях. Больше всего понравились курсы по Политической экономии и Количественным методам исследований.

Дарья Бобарыкина

Дарья Бобарыкина

У меня желание поступать в магистратуру появилось довольно поздно, примерно в июне, не хотелось сдавать никакие экзамены, а в Вышке действует конкурс портфолио. Я рассматривала сначала Москву, но потом мой научный руководитель посоветовал мне подать документы на «Сравнительную политику Евразии», так как, во-первых, он знал студентов, которые там учатся и которым успешно удалось изучать здесь Ближний Восток, и, во-вторых, изначально подразумевался ещё и методологический трек без углубления в какой-либо регион. Мои исследовательские интересы изначально были связаны с Афганистаном. Он граничит с пятью центральноазиатскими странами, которые мне также интересны, так что выбор программы по Евразии стал вполне логичным.

Мой интерес к Ближнему Востоку сформировался уже после того, как я выбрала арабский язык для изучения на бакалавриате и сопровождающие его дисциплины о политике и истории региона. Регион стал мне по-настоящему интересен, когда я начала узнавать студентов оттуда. Потом я сама начала посещать различные страны и поняла, что это действительно очень интересное и перспективное для меня направление. Поступая на программу «Сравнительная политика Евразии», я, в первую очередь, ожидала, что здесь как раз будет политологическая база, которой нам не давали на востоковедении. Для меня это очень важно, поскольку я бы хотела развиваться в академической сфере. Я пришла на программу восполнить этот пробел, а также углубиться в методологию исследований, без обязательного упора на тот или иной регион.

На бакалавриате, конечно, большое внимание уделялось изучению языков, но на 3 курсе я выбрала социально-политический трек, где мы изучали устройство государств, взаимодействие между властью и обществом, особенности работы различных систем управления, поэтому некая политологическая база у меня все-таки была. Также мой диплом был с уклоном именно в политологию, поэтому переключиться на новое содержание в магистратуре было несложно. Наоборот, это очень расширяет мой кругозор и помогает в дальнейших исследованиях и идеях.

Сейчас я не чувствую потребности в углублении знаний о Ближнем Востоке. Я фокусируюсь именно на развитии своих исследовательских навыков, и в этом мне больше всего помогают методологические курсы, так как они открывают возможность посмотреть на исследовательскую деятельность, с другой стороны. Конечно, обязательно стоит выделить курс Политического анализа, который как раз был той недостающей частью на бакалавриате. За время обучения на первом курсе также запомнились дисциплины по Центральной Азии и правам человека, которые очень полезны для более глубокого понимания проблем и общего развития.

Мир-Али Аскеров

Мир-Али Аскеров

Магистерскую программу «Сравнительная политика Евразии» я выбрал, главным образом, по двум причинам. Во-первых, я еще в процессе обучения в бакалавриате понял, что меня интересуют политические процессы, происходящие на Ближнем Востоке - иначе говоря в изучаемом мною регионе. Это меня сподвигло на поиск магистратуры именно в сфере политологии. Во-вторых, интерес для меня представляли политические процессы не только Ближнего Востока, но мусульманского мира в целом, включая и регионы России (например, Дагестан, куда я ездил в рамках экспедиции «Открываем Россию заново»), страны Центральной Азии и Южный Кавказ. Программа СПЕ в этом плане идеально подходила под мои запросы и академические интересы, поэтому я остановил свой выбор на ней. На бакалавриате основной фокус обучения был на арабских странах, поэтому мне стало интересно познакомиться ближе с ситуацией в других регионах, в частности в Центральной Азии. Помимо этого, хотелось освоить инструментарий для изучения политических процессов и получить навыки для проведения исследований.

Переключиться с изучения восточных языков и истории на исследовательскую подготовку по политологии и международным отношениям было, если честно, несложно. Всё-таки бакалаврская программа предполагала весьма интенсивное обучение, поэтому я уже был подготовлен к быстрому темпу и серьёзным нагрузкам и под новый формат я довольно быстро подстроился. Кроме этого, почти все предметы, за исключением разве что нескольких, были адаптированы под тех людей, которые не имеют политологического бэкграунда. Не последнюю роль сыграли и преподаватели, которые тоже всегда оказывали помощь и давали советы таким студентам, как я, для которых это всё было новым. Однозначно могу сказать, что мне удается расширять знания в интересующем меня направлении. Особенно могу выделить курсы по методологии и методам исследования, а также по политике и обществу в интересующих меня регионах - Россия, Южный Кавказ, Центральная Азия.

Ребята не первые, кто приходят на программу с бэкграундом изучения ближневосточного региона. Такие студенты есть не только среди россиян, но и среди иностранцев. Учитывая растущий интерес студентов и абитуриентов к получению комбинированных знаний как о конкретном регионе, так и о политических процессах, в наступающем учебном году в учебном плане появится новая дисциплина «Россия и Ближний Восток», которую будет преподавать Леонид Маркович Исаев.