Бизнес-практики в процессе реализации учебных курсов
Вероника Карлина, приглашенный преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ
Заведующая отделом бенчмаркинга медицинских учреждений управления по реализации федеральных проектов НМИЦ им В.А.Алмазова
Мой опыт преподавания в Вышке начался с проведения курса анализ данных для оптимизации маркетинговых расходов, участниками которого стала группа студентов магистерской программы «Менеджмент и аналитика для бизнеса» (с 2023/2024 будет трансформирована в магистерскую программу «Аналитика данных для бизнеса и экономки») с достаточно разноплановым бэкграундом: от маркетологов и менеджеров до лингвистов.
На первом занятии со студентов была собрана короткая форма обратной связи с вопросами о базовых знаниях и об ожиданиях от курса. Большинство запросов (80%) были ориентированы на получение практических навыков, т.е. «без того, что мы и так можем прочитать в сети». Таким образом, состав группы и ее ожидания задали лейтмотив всему нашему сотрудничеству: ориентир на практические примеры и разносторонний разбор результатов.
Курс состоял из 6 лекций и 6 семинаров и завершился представлением групповых проектов. На семинарах студенты работали своими руками на нативных датасетах, на лекциях – слушали необходимый минимум и участвовали в дискуссиях. Одно из занятий группа провела на базе аналитического центра НМИЦ им В.А.Алмазова, где смогла увидеть практику исследовательской аналитической работы: генерацию гипотез, непосредственно работу с данными, их анализ и формулирование выводов – то есть тех принципов и идей, которые затрагивались и прорабатывались на занятиях.
Несмотря на практико-ориентированность, одной из ключевых задач модуля было передать слушателям важность анализа данных как способа решения множества задач. Мы акцентировались на решении бизнес-кейсов и использовании конкретных аналитических инструментов, однако, неоднократно обсуждали гораздо более широкую линейку как аналитических методов, так и точек приложения полученных результатов. В моем понимании умение работать с данными или по крайней мере понимать принципы их сбора, обработки, анализа и интерпретации в уже наступившей реальности является универсальным навыком, востребованным в большинстве сфер деятельности: от фундаментальной науки до прикладных задач исследования трендов, от чтения научных статей до оценки ежедневных новостей.
Для меня ключевым итоговым впечатлением безусловно стала вовлеченность студентов, их активность на занятиях и при самостоятельной подготовке. Хочется пожелать обучающимся сохранять такой высокий уровень любопытства и критического подхода к обучению – это комбинация позволит раскрыть свой потенциал и достичь любых высот.
С уважением и пожеланиями успехов в учебе,
Вероника Карлина.