• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бояръ-аниме, реалРПГ и уся — разбираемся, что происходит в мире современной сетевой литературы

В XXI веке система литературных жанров эволюционировала и усложнилась. Интернет дал возможность высказываться каждому, и писателей стало в разы больше. Пока в школе и на филфаках продолжают изучать «Шинель» и «Войну и мир», в сегменте интернет-литературы множатся непонятные, незнакомые и странные для непосвященного читателя жанры, такие как бояръ-аниме, реалРПГ и уся, попаданцы и другие. «Своими словами» подобрал и структурировал самые неочевидные жанры сетевой литературы, и сделал обзор на них.

Бояръ-аниме, реалРПГ и уся — разбираемся, что происходит в мире современной сетевой литературы

Коллаж Марины Груздевой. Использованы обложки книг «Покоритель Звездных врат 2» Сергея Карелина и Евгения Лисицина и «Я — Орк» Евгения Лисицина

Где обитают попаданцы?

Казалось бы, почему это важно и интересно? Мало ли кто что пишет в интернете. Какие попаданцы, когда у нас Пушкин есть! Тем не менее, это целый пласт современной культуры, хорошей или плохой — пока неясно. Однако есть факты: авторы в интернете зачастую набирают сотни тысяч читателей в обход тех же современных классиков вроде Пелевина и Сорокина. О том, почему это происходит, мы спросили у самих авторов портала Autor.Today — одного из самых популярных русскоязычных хабов сетевой литературы.

Топ-рекомендации на главной странице портала Autor.Today

Сайт включает в себя 62 жанра, в том числе поджанры. Причем иногда структура не совсем понятна. С одной стороны, есть какие-то привычные и знакомые жанры: «Юмор», «Приключения», «Фанфик»; с другой, в отдельное направление выделяется «Магическая академия» или, например, «Назад в СССР». Но, видимо, в этом была своя потребность. Как говорит один из авторов Autor.Today Максим Вальтер: «Это рынок, кто бы что ни говорил, а на рынке всегда спрос рождает предложение».

Теми же словами говорит и его коллега, писатель Дмитрий Королевский: «Скажу просто: спрос рождает предложение. На таком ресурсе как Autor.Today это продемонстрировано в полной мере. Литература не стоит на месте, особенно в современном мире. Влияют, меняют и трансформируют её не только глобальные события, но и множество видов искусства. Не последнее место занимает развитие игровой индустрии. Пример: благодаря видеоиграм мы получили такие жанры как ЛитРПГ и РеалРПГ. Относительно нового жанра — бояръ-аниме, сейчас это самый популярный жанр на Autor.Today».

Так кто такой этот ваш бояръ-аниме?

Сетевых авторов, как и их читателей, достаточно много. Поэтому каждый трактует новые жанры и направления по-своему. Единого определения пока нет.

«Жанр бояръ-аниме придумали сами читатели. Его прародителем считают Николая Метельского [один из «топовых» авторов на Autor.Today — прим. А.Ш.]. Почему так назвали? Да кто его знает...» — говорит Максим Вальтер.

Писатель Сергей Карелин отвечает так: «Название бояръ-аниме как-то охарактеризовать не могу. Основной его признак – наличие родов или кланов, харизматичного главного героя, попаданца в альтернативный мир России или Японии…»

Дмитрий Королевский признается, что тяготеет больше к «классическим» жанрам, поэтому и литературу предпочитает соответствующую: «Но я люблю смешивать, причём, казалось бы, несовместимые "ингредиенты". Вот и в моей серии книг "Постфактум" переплелись постапокалипсис и русские народные сказки, попаданчество и славянская мифология. Что касается новых жанров, то знаю их поверхностно, однако смогу определить тип произведения даже по аннотации, ну, и теги выручают».

То есть в каком-то смысле рамки жанра задаются соответствующим разделом на сайте. Однако определение (пусть и не официальное) все же есть. Сайт NeoLurk обозначает границы жанра так: «русский литературный жанр, который характеризуется, как сёнен, делающий упор на клановом противостоянии сверхлюдей».

Сёнен в свою очередь — это японский жанр манги и аниме, аудиторией которого являются подростки в возрасте от 12 до 18 лет, включающий в себя «эпические битвы, взросление, самоутверждение и превозмогание».

Подборка книг Сергея Карелина. Источник: Author.Today

С бояръ-аниме понятно, а что есть еще?

«Кроме бояръ-аниме, которое в народе окрестили просто боярка, есть ещё несколько свежих жанров, например: Уся — буквально означает «боевые герои», Сянься — "Бессмертные герои", Сюаньхуань — "Таинственная фантазия", о РеалРПГ я уже упоминал», — говорит Дмитрий Королевский.

Максим Вальтер добавляет, что многие современные жанры навеяны огромной аудиторией геймеров. Например, разница между «РеалРПГ» и «ЛитРПГ» в том, что в первом случае игровая система приходит в реальный мир. Во втором — человек из реального мира погружается в игровой.

«Но, по сути, в литературе мало что изменилось. Все приёмы остались прежними. Основных мотиваций у персонажа три: спасти принцессу, отомстить, найти сокровище. Мы попросту подгоняем эти тезисы под современное понимание мира. Возьмите любую художественную литературу, и вы обязательно найдёте их и там. "Сокровищем" может стать могущество, к которому стремится главный герой. В роли принцессы легко выступит целый мир, что находится в смертельной опасности. Ну, а с местью всё менее завуалированно, так как сама эмоция прямая и понятная каждому. Так что мы не изобретаем ничего нового, все тенденции остались на своих местах. Люди не меняются. Нам это только кажется, потому как мы стремительно меняем мир вокруг себя. А ведь все проблемы остались прежними. Да, они приобрели новые названия, но суть осталась той же. Потому и темы в наших историях просто поменяли окраску. Мы всё так же описываем межличностные отношения, рассказываем о классовой несправедливости и так далее», — объясняет Максим Вальтер.

А читатели кто?

Несмотря на явное тяготение к развлекательному формату и ориентацию на японские жанры, которые зачастую предпочитают подростки, потребителями современной сетевой литературы являются и взрослые.

«Моя целевая аудитория 35+. Люди едут с работы или приходят с неё, и им совершенно не нужны тяжелые размышления о смысле жизни, пусть и красивые, но длинные описания, медленный ритм повествования. Человек хочет открыть книжку и банально расслабиться, почитать что-то лёгкое, ассоциируя себя с героем, у которого всё получается, и магия у него, и девушки вокруг вьются, и вообще всё круто», — считает Сергей Карелин, попутно отвечая на вопрос о мотивации читать именно такие произведения.

При этом особенность книг в интернете в том, что работа над ними может продолжаться даже после выпуска, в том числе при помощи аудитории.

«Многие читатели стремятся помочь, улучшить книги, и мы постоянно взаимодействуем. Как-то одна из читательниц нарисовала (и продолжает рисовать) иллюстрации к моим романам. Её рисунки появились и в печатной версии книги. Оставленный один раз комментарий на сайте, а потом и переписка со своей аудиторией приводит к многолетней дружбе и даже совместной работе над книгой. Да, есть и такие читатели, своего рода бета-ридеры, с которыми легко и комфортно заниматься любимым делом», — объясняет Дмитрий Королевский.

Часть обложки книги Дмитрия Королевского «Постфактум». Источник: Author.Today

Сергей Карелин добавляет к реплике коллеги, что он как коммерческий автор пишет на свою целевую аудиторию, которая покупает его произведения. По его мнению, людям нравится, когда произведение «складывается в такую своего рода книгу-фильм, сценарий, или даже видеоклип».

То есть у художественных произведений в интернете возникает темпоральность, работающая как развлекательный элемент. Зритель-читатель ждёт выхода новой серии-главы. Книга превращается в постоянно меняющуюся сущность, автор достраивает произведение, которое эволюционирует как живой организм.

Что будет с литературой дальше?

Каждый день на Autor.Today и других площадках появляется множество новых произведений про магов, героев, попаданцев в СССР, стрелков, бойцов. Эти герои будут сражаться с противником и побеждать его при помощи оружия, мечей, ножей, магии, телепатии, технопатии, телекинеза, гидрокинеза, чутья, эмпатокинеза и телепортации... И в конце книги главного персонажа будет ждать его возлюбленная, приз и награда.

Трудно среди этого многообразия оценить художественную ценность отдельных произведений, да и на то, чтобы прочитать их все, не хватит жизни. Но здесь правила диктуются законами рынка. Если читателю нравится, значит, такая литература востребована.

«Пока есть спрос, будет предложение. Лично я вижу будущее за сетевой литературой, и я не одинок в своём мнении. Многие издательства уже ушли с рынка, остались только гиганты, типа "Эксмо", — говорит Максим Вальтер. — Но они тоже понимают, что рынок меняется и площадки типа "Литрес" — прямое тому подтверждение. Что касается новых жанров, естественно, они будут появляться. Изменится время, изменится восприятие мира, и как только появится спрос на что-то новое, его обязательно придумают».

Что будет со всеми этими электронными многотомниками через десять-двадцать лет, пока неизвестно. Писатели уверены, что какая-то часть забудется, но что-то останется востребованным и будет читаться через много лет.

«Литература как лакмусовая бумага. Она показывает, в чём сейчас нуждается человек, откуда пытается почерпнуть знания, где ищет ответы на непростые вопросы. Иными словами, каждая книга приобретает актуальность в определённый период времени. Конечно, есть немало развлекательной литературы, которая у большинства людей всегда будет пользоваться спросом. Произведения, которые войдут в классику, я уже вижу, но называть авторов и названия их книг, простите, пока не буду», — уверен Дмитрий Королевский.

Как бы там ни было, сейчас есть авторы, которые пишут подобные книги профессионально, то есть получают за это деньги, а иногда даже печатают бумажные тиражи. Есть и другие — чьи произведения «не зашли» читателю, и они остались в стороне. Время покажет, чего стоят эти книги, и кто из писателей встанет в один ряд с Пушкиным, Толстым и Достоевским, и про кого учительница литературы Марина Васильевна скажет: «Дети, что хотел сказать автор?» А пока этого не произошло, каждый сам выбирает, что ему читать, благо выбор в наше время больше, чем когда-либо.

 

Материал подготовил Андрей Швед
Редактировала Анна Беляева