• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Любовь Форелевна, твой папа был форелью»

11 сентября в Комарово прошёл новый литературный фестиваль «Курорт». Перепутать маршрутку, пропустить вручение премии Драгомощенко и слушать стихи под дождём — Елизавета Шафранская рассказала, как провела этот день, в своём первом репортаже для «Своими словами».

«Любовь Форелевна, твой папа был форелью»

Фото Елизаветы Шафранской, коллаж Катерины Маловой

Началось с того, что я села не на ту маршрутку, а мой приятель — не на ту электричку, и на фестиваль, начавшийся в двенадцать, мы прибыли только к трём часам дня. Все лекции и обсуждения проходили параллельно в Доме писателей и Библиотеке Комарово, что находятся на противоположных сторонах от станции. Где-то посередине располагается гастробар «Ларисочная», который в этот день еле справлялся с наплывом посетителей.

По дороге в электричке мы выбрали, куда и в какой последовательности идти, что было не так просто — поначалу хотелось увидеть и услышать вообще всё. Гостей на фестивале было немало, и куда бы мы ни направлялись, нам навстречу шёл поток людей, как будто самое интересное сейчас будет именно там, откуда мы только что вышли. «Все просто слоняются в тоске и ждут, когда начнётся вручение и можно будет пить в открытую», — заверил меня приятель.

Решение провести фестиваль именно в Комарово оказалось удачным: во-первых, это место со своей историей и особой аурой, и во-вторых, погода позволила провести большую часть мероприятий на открытом воздухе практически посреди леса. Правда, во время выступления Павла Пепперштейна, — «Любовь Форелевна идёт сквозь сад в вечернем платье, // Я так хочу опять её объятье // И долгий и солёный поцелуй! // Любовь Форелевна, твой папа был форелью, // А нынче ты играешь на свирели, А может, это...», — пошёл ливень, но мы спрятались в старом корпусе Дома писателей и наблюдали, как проясняется небо, стоя у окна рядом с комнатой, где когда-то жила Анна Ахматова.

В целом впечатление от фестиваля получилось несколько смазанным из-за постоянных перемещений от одной площадки к другой и обратно с перерывом на шаверму. Однако прогулка по тихим зелёным комаровским улицам была приятна сама по себе, и в какой-то момент я расслабилась и перестала пытаться успеть хоть что-нибудь полностью услышать и осмыслить. Строго говоря, из меня не вышло ни добросовестного репортёра, ни образцового потребителя культуры

Запомнилась лекция Александра Скидана об Аркадии Драгомощенко: здесь были и трогательные воспоминания о знакомстве с поэтом, и размышления о том, насколько разным был Драгомощенко в своих усложнённых, перенасыщенных смыслами текстах и в предельно демократичном повседневном общении, соединял в себе феноменальную работоспособность и не знающую берегов праздность. В воспоминаниях Скидана ценными для меня были не столько биографические сведения и соображения о конкретном человеке, сколько детали и приметы эпохи, вызывающие чувство ностальгии по времени, в котором я не жила. 

На вручение премии, — её получил Дорджи Джальджиреев, — мы не попали, зависнув где-то между мирами, зато успели послушать концерт Михаила Феничева (2h Company, ЕстьЕстьЕсть), чем и завершилась для нас программа: нужно было успеть на электричку.

Не всё бывает идеально с первого раза, будь то фестиваль в новой локации или рассказ о нём. Но, даже не будучи поклонницей поэзии Драгомощенко и его продолжателей, я приятно провела этот субботний день в Комарово и надеюсь вернуться в следующем году. 

Материал подготовила Елизавета Шафранская.