«Мы из всего бесцеремонно извлекаем плюсы»
Мы провели рейд по музеям Санкт-Петербурга и узнали, как каждый из них перенёс потрясения прошлого года. Разговор с сотрудниками музея Анны Ахматовой оказался настолько вдохновляющим, что мы решили представить его отдельным материалом. С нами беседовали заместитель директора по развитию Юлия Николаевна Малинина и пресс-секретарь Анастасия Дмитриевна Озерская. «Карантин многому нас научил», — признаются они. Чему же? Читаем в нашем материале.
Переход в онлайн заставил многие музеи задуматься о том, не заменит ли потребление контента реальное посещение музея. Посмотреть экспозицию, послушать лекции, присоединиться к онлайн-экскурсии — всё это стало бесплатным и доступным прямо из дома. Как вы думаете, есть ли основание для беспокойства о том, что люди перестанут приходить в музеи? Может ли активная онлайн-жизнь музея снизить его посещаемость?
Наш опыт кардинально противоречит этому — люди хотят прийти в музей «вживую». Приходят, чтобы услышать скрип половиц, чтобы увидеть вид из окна, из которого смотрела Анна Ахматова, увидеть наших замечательных рыжих котов — никакая трансляция не сможет этого передать. И даже несмотря на то, что в музее есть очень хороший аудиогид — почти что свой маленький личный экскурсовод, который перенесёт тебя в атмосферу эпохи поэта, — даже несмотря на это нас продолжают спрашивать, когда же возобновятся экскурсии с «настоящими» экскурсоводами. Люди скучают по живому общению.
И в какой-то мере наш онлайн-контент как раз и направлен на то, чтобы восполнить этот дефицит. До пандемии мы каждые выходные ставили для наших самых маленьких посетителей спектакли, а сейчас, когда такой возможности нет, мы проводим для них онлайн-мастерские, которые одновременно и погружают в литературную канву, и позволяют сделать что-то своими руками.
Но, конечно, повторимся, никакая трансляция, никакие онлайн-субституты не могут заменить живого взаимодействия с экспозицией. У нас есть, например, очень популярная программа «Сундук Шереметевского чердака», во время которой дети изучают вещи ахматовской эпохи — это настоящие предметы того времени из вспомогательного фонда. Как можно передать этот опыт, эти эмоции в трансляции? Практически невозможно.
Как, на ваш взгляд, выглядит идеальная контент-стратегия музея и возможна ли она вообще?
Онлайн не должен быть просто зеркалом того, что происходит офлайн. Наши онлайн-экскурсии — это полноценные фильмы. Это другой продукт, который отличается от того, что можно получить, просто придя в музей.
Несколько лет назад нашей основной задачей было показать наши фонды — всё то, что по тем или иным причинам не может быть включено в экспозицию: редкие книги, автографы, рукописи, огромная коллекция фотографий, портретов, рисунков. В экспозиции представлена только крошечная часть фондов, и чтобы познакомить с ними нашу аудиторию, мы создали создали серию видео «Коллекция Фонтанного дома», которая доступна онлайн.
Но в течение лет акценты менялись. Нам показалось важным рассказать широкой аудитории о музейных профессиях. Когда говоришь, что работаешь в музее, в ответ обычно спрашивают: «А, экскурсоводом?» Но музей — это и множество других профессий, и чтобы рассказать о них, показать специфику их работы, мы создали вместе с нашими практикантами онлайн-игру из 5 частей, каждая из которых посвящена работе того или иного отдела музея. В секторе учёта, например, нужно будет понять, что за предмет попал к вам в руки, как его назвать, как составить характеристику, или играя за хранителя фотофонда вы попробуете датировать снимок из нашей коллекции, а комментарий подскажет, на какие детали обращать внимание.
Не менее важно при планировании онлайн-публикаций передать атмосферу музея: наш сад, наше кафе, наших котов и наше гостеприимство. Не боимся мы и делиться впечатлениями посетителей, их фотографиями и отзывами о музее. Контент должен быть разным, и не только образовательным, но и развлекательным — совсем недавно, например, мы обсудили с подписчиками, какой из наших котов больше всего похож на Бродского. Главное — никаких сухих, формальных отчётов.
Во время карантина одним из основных вопросов, тревоживших сотрудников музеев, был вопрос финансирования. Многие попытались найти какие-то новые способы получения доходов, например, Музей Москвы разработал платный онлайн-курс «Английский в культуре», а Еврейский музей и центр толерантности предложил серию платных видео-встреч для детей. Задумывались ли вы над чем-то подобным? Может быть, во время карантина вы уже реализовали какие-то новые проекты платных услуг?
Это не было у нас в приоритете. Мы пошли в другом направлении — решили направить силы на улучшение онлайн-контента, оставив при этом его бесплатным. Думали не о монетизации, а о том, как поддержать и сохранить нашу аудиторию, ведь многие наши посетители оказались в таком же шатком положении, что и учреждения культуры. Лекции, онлайн-экскурсии, детские мастер-классы (например, лаборатория медленного чтения, где дети и взрослые читают и разбирают стихи), — всё было перенесено в онлайн и первое время, пока мы экспериментировали с форматом, было доступно бесплатно по регистрации. Сейчас онлайн мастер-классы стали платными, но стоимость участия в них остаётся ниже той, которая была при посещении занятий «вживую»
Основным источником доходов многих музеев были экскурсии для больших групп посетителей и проведение массовых мероприятий, поэтому сейчас, когда всё ещё действуют ограничения, музеи находятся в затруднительном положении — одни только входные билеты не способны заменить доходы от того спектра услуг, который предоставлялся ранее, особенно когда посетителей немного. Скажите пожалуйста, как вы находите выход из этой ситуации? Как изменился список услуг, предлагаемых посетителям в музее в связи с введёнными ограничениями? Насколько изменился прейскурант?
Прейскурант, конечно, изменился — но в пользу посетителей, а не с целью увеличения прибыли музея. Например, мы обязательно выдаем всем гостям музея аудиогиды (время аудиоэкскурсии рассчитано так, чтобы число посетителей на экспозиции не превышало определенного лимита). Раньше за аудиогид нужно было обязательно платить — он стоил 250 рублей при стоимости входного билета в 200. Сейчас посетители платят за билет 300 рублей, но аудиогид получают бесплатно. И постепенно возвращаются льготы: для многодетных семей, для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для пенсионеров пока нет, но категория 65+ всё ещё имеет строгую рекомендацию не вести слишком активную социальную жизнь.
Во многие музеи по-прежнему продолжают поступать заявки на экскурсии для классов из 20-30 человек, в то время как в Петербурге действует ограничение — до 5 человек в группе. Учителя недоумевают, почему детям, которые целый день сидят в классе все вместе (без масок), нельзя также всем вместе прийти в музей одной группой (в масках). Есть ли у вас такие заявки? Как вы на них отвечаете?
Да, заявки от школ, конечно, продолжают поступать, но мы пока вынуждены отказывать им. Мы строго соблюдаем все ограничения — потому что хотим оставаться открытыми, хотим продолжать работать, хотим, чтобы ситуация как можно скорее пришла в норму. Совсем скоро мы сможем принимать семейные группы, надеемся, что в недалеком будущем всё окончательно встанет на свои места.
Все новогодние праздники музеи были закрыты. Попытались ли посетители возместить этот перерыв после 11 января? Много ли человек приходит в Музей сейчас, насколько эти показатели сравнимы с прошлым годом?
В первые две недели после новогодних каникул посетителей было немного, но уже на третьей неделе прирост составил 30%. И сейчас у нас достаточно много гостей — но в пределах допустимого количества, конечно.
Насколько изменился поток посетителей после возобновления работы музея летом?
Летом мы практически вышли на доковидные показатели. Особенно много гостей было в августе — мы даже не смогли принять всех желающих из-за ограничений. Такое ощущение, что все, кто раньше проводил отпуск за границей, приехали в Петербург: вся Россия от Владивостока до Калининграда. С самого начала работы музея, с 11 июля, открылось музейное кафе. Первое время оно работало только на вынос, всё лето мы обслуживали посетителей через окошко
Чем занимались сотрудники музея во время карантина? Как была организована удалённая работа?
Мы постарались сделать так, чтобы все сотрудники, работая из дома, продолжали чувствовать себя частью коллектива. В атмосфере абсолютной неопределённости и всеобщей тревоги отправить человека, особенно пожилого, просто сидеть дома — неправильно.
Наши смотрители, например, продолжали работать удалённо — они участвовали в создании видеоконтента, записывали интервью и воспоминания. Для нашей аудитории это возможность узнать что-то новое о жизни Ахматовой и ее современников, а для сотрудников — продолжать участвовать в жизни музея, даже когда вынужден находиться дома. А когда в июле, уже после возобновления работы, многих смотрителей пришлось оставить на самоизоляции, поскольку большинство из них 65 лет, эти обязанности распределили между собой другие члены коллектива – научные сотрудники, работники фондов.
Во время карантина каждый продолжал работать. Коты, например, спали изо всех сил. И как они были рады, когда посетители наконец вернулись в музей!
Какие ещё изменения в жизни музея повлекли за собой введённые ограничения? Может быть, пришлось изменить инфраструктуру, изменить что-то в экспозиции?
Одним из основных изменений, на которое мы пошли в связи с ограничениями, стал перенос инсталляции «В предлагаемых обстоятельствах…» в сад Фонтанного дома. Изначально она должна была размещаться в зале, как любая другая выставка. Когда мы поняли, что в ближайшее время принять гостей нам не разрешат, то решили провести её на улице, и она очень хорошо там «поселилась». И выставка до сих пор, несколько месяцев спустя, пользуется большим вниманием со стороны людей — то кто-то вложит в карман пальто Бродского букет, то оставит яблоко в телефонной будке… Это создаёт атмосферу музея — даже в те часы, когда он уже закрыт, ведь инсталляция находится в открытом доступе. Конечно, сначала нам хотелось как-то монетизировать её, ввести платные билеты. Но мы решили, что атмосфера важнее, и сделали вход свободным. Хотя какая-то монетизация всё же есть — сотрудники выставочного отдела проводят по ней арт-медиации для групп от 5 человек.
Каким вы видите будущее развитие музея? Вернётся ли он к «доковидным» условиям?
Вернётся, и очень скоро. До пандемии мы вышли практически на предельный уровень посещаемости, допустимый с точки зрения сохранения материальных объектов. Мы не боимся, что в будущем люди перестанут приходить к нам «ногами».
Жаль, конечно, что в прошлом году нам пришлось проводить многие встречи без посетителей. Летний фестиваль «Бродский DRIVE», например, и «Ночь искусств» в ноябре прошли без зрителей — мы делали онлайн-трансляции. Всё это происходило на улице, был уже небольшой минус, мы грели актёров тепловыми пушками… Особенно драматичными были моменты, когда исполнителям так нужны аплодисменты, а зрители — по ту сторону экранов, они не могут аплодировать. И я вижу, как мгновенно растёт количество лайков у трансляции, но ведь актёры-то их не видят... С другой стороны, эти события пользовались огромной популярностью, набрали сотни тысяч просмотров — принять столько людей в саду Фонтанного дома мы не смогли бы никогда в жизни.
Вообще, карантин стал для нас большим стимулом, дал возможность заняться тем, на что обычно не хватает времени: заставил повысить техническую грамотность, научиться создавать онлайн-контент, монтировать видео… И этот запал сохранился и сейчас! Мы оставим всё хорошее, что приобрели во время карантина. Страшно, конечно, что бывают моменты, когда человек, который живёт на соседней улице, так же далёк от нас, как гражданин Америки. Но с другой стороны мы поняли, что можем не ограничиваться спикерами из Петербурга! Так, мы записали прекрасное интервью с Соломоном Волковым, известнейшим музыкантом, который уже давно живет в США, У нас выступали лекторы из Москвы и других городов (сидя в уюте собственной квартиры). В наших мастерских участвовали подростки из Англии, Германии, Франции… Год назад мы такого и представить себе не могли! Карантин действительно дал нам творческий импульс… мы вообще из всего бесцеремонно извлекаем плюсы
Журнал «Своими словами» читают не только студенты, он обращён к самой широкой аудитории, интересующейся культурой и гуманитарным знанием. Все мы — настоящие и будущие посетители вашего музея. Что бы вы хотели сказать нашим читателям в заключение интервью?
У нас есть старообрядческая книга отзывов, которую мы всегда с удовольствием читаем. И один из гостей написал в ней, что, прожив всю жизнь в Петербурге, он не понимал стихов Ахматовой: «Что это всё за нытьё…» А после посещения музея понял. Погружение в эпоху и биографию поэта помогает лучше понять его творчество, и отклик оно находит в самых разных поколениях. Вдохновлённые экспозицией, посетители даже пишут свои стихи. Особенно запомнился такой отзыв: «Ахматова — ты крутая. Ты лезвие». Мы за такие искренние послания, за то, чтобы люди делились своими переживаниями. Поэтому — приходите в музей и не стесняйтесь делиться впечатлениями!
Беседовала Татьяна Кочнева.