• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Между человеком и искусством не должно быть посредников»

«Между человеком и искусством не должно быть посредников»

Коллаж Катерины Коноваловой

Культурный раздел — это пространство, где мы, предсказуемо, будем писать о культуре. Нам интересны все её проявления. Тот факт, что всё, созданное человеком, можно назвать культурой, нас подкупает и заставляет больше смотреть, слушать, искать и, следовательно, писать.

Мы начинаем работу в 2021 году. Это год, на который возложено множество надежд, и большинство из них связаны с окончанием карантинных мер и возвращением привычной (такой ли уже привычной?) жизни на круги своя.

Культурная жизнь претерпела множество изменений в прошлом году: музеи и театры на время остались без зрителей, концертные залы замерли в тишине. Важно, что это не остановило работу культурных институций, а заставило их отправиться на поиски новых способов взаимодействия с посетителями. Однако смогли ли новые форматы полноценно заменить прежние практики?

Мы поговорили с людьми, для которых культура была неотъемлемой частью жизни, и спросили, что случилось, когда культуру как будто бы отняли. Наших собеседников объединяет то, что в начале пандемии все они были студентами, многие продолжают учиться и сейчас. Они рассказали о своём опыте от начала карантина и до снятия строгих ограничений, об онлайн-концертах и экскурсиях, о путешествиях, об альтернативах прежней культурной жизни, и, конечно, о планах на будущее.

Настя Лобачёва,
студентка высшей школы «Среда обучения», культурный журналист, ведущая подкаста «Какое время — такие и картинки».

«Безлюдность в выставочных залах до сих пор сильно подкупает»

Перед началом пандемии я училась на факультете современного искусства, поэтому посещение выставок было большой составляющей моей жизни. Я старалась ходить на все крупные выставки Петербурга. Кроме того, я часто позволяла себе ездить на выставки в Москву или даже в другие страны. Так, например, в феврале прошлого года я купила билет до Хельсинки и должна была поехать туда в марте, чтобы посетить ретроспективу Натальи Гончаровой. Но в 2020 году всё пошло не по плану.

К счастью так получилось, что в марте я работала на проекте галереи современной фотографии «ФотоДепартамент»: продюсировала их онлайн-марафон «Практики и тактики». Поэтому для меня карантин был очень насыщенным в плане работы, я не ощущала своего заточения и не умирала от скуки.

Онлайн-выставки и трансляции я практически не смотрела как раз потому, что была полностью сосредоточена на работе.

Более того, я уставала настолько, что устраивала себе по вечерам уход от реальности с помощью игры в «Симс», а в июне, окончательно устав от новостей, мы с мужем уехали далеко за город на 5 дней, где остались практически без связи. Летом мы вообще стали чаще выезжать в разные места Ленобласти вместе с нашим псом, так что для него закрытые границы — это очень большой плюс.

Ещё во время карантина я стала больше читать. Всё это способствовало созданию книжного клуба: мы сделали его с моей подругой, идея пришла как раз в апреле. Сейчас у нас есть кружок мыслящих людей, с которыми круто читать и обсуждать литературу.

Летом, когда галереи стали открываться, было огромное желание снова ходить на выставки, но в первое время ограничения в виде масок, перчаток и так далее сильно давили на меня.

В Петербурге одной из первых об открытии объявила галерея DiDi. Тогда у них открылась выставка современного художника Макса Саввы. Я давно следила за его творчеством, поэтому сразу же решила туда пойти. К слову, отчасти благодаря этой выставке мы познакомились с Максом поближе, и с тех пор у меня дома висит одна его картина и два наброска.

В мастерской Макса Саввы
Фото Насти Лобачёвой

Мне кажется, можно считать плюсом, что в первое время люди сторонились друг друга, никто не дышал мне в затылок, пока я рассматривала на выставках произведения искусства. К тому же, безлюдность в выставочных залах очень сильно подкупала и подкупает до сих пор.

Однако я понимаю, что сократив людской поток, музеи и выставочные пространства сильно страдают. Поэтому, мне кажется, как бы очевидно это ни звучало, что культуре и искусству нужна мощная финансовая поддержка, чтобы все эти места и вовсе не закрыли свои двери.

Пожалуй, для многих карантин стал своеобразной точкой, в которой появилось время заняться рефлексией. Я, например, именно в карантин решила больше времени посвящать своему блогу в инстаграме.

Из трудностей я столкнулась с тем, что лично мне было очень тяжело выходить из карантина. Я — человек, который любит тишину, дом и одиночество. Но даже несмотря на то, что карантин я проводила не одна, а с мужем, я всё равно потом долго привыкала обратно к живому общению и людям вокруг.

Как только откроют границы и появится возможность, я поеду в Голландию, хотя бы на парочку дней. Очень жду, очень хочу.

Софья Наместникова,
выпускница бакалавриата ВШЭ СПб, историк, бренд-менеджер в компании Itiviti

«На карантине я поняла, что не могу жить без концертов»

Я экстраверт, из тех людей, которые не спешат домой по вечерам. С приятным чувством вспоминаю системность докарантинной жизни, поэтому мне легко будет проследить паттерн для каждого дня. Обязательно после учёбы что-то было: встреча с друзьями, концерт, кино, выставка, оранжерея, библиотека, охота на винтаж в секонд-хэнде, поход в гости, в парк, в книжный. Открывается новый бар? Отлично, я уже мысленно прикидываю, кого туда позову.

Мой культурный досуг был тесно вплетён в рутину, например я очень любила ходить в кино на фильмографии и устраивать себе неделю Хичкока, неделю ужастиков в каком нибудь из старых кинотеатров вроде «Дома кино» или «Авроры», иногда план этих «занятий» вне дома был расписан на неделю.

Когда я понимала, что впечатлений многовато и я начинаю выгорать, я погружалась в учёбу, допоздна засиживаясь в библиотеках в тишине наедине с собой, так получалось сохранять баланс. Вспоминаю, что тогда я не могла даже учиться, сидя дома — атмосфера была не та, мне было не сосредоточиться.

Несколько раз в год у меня всегда были запланированы поездки в Москву к друзьям, приурочены они были либо к музыкальным фестивалям — я ездила на «Пикник Афиши», «Faces and Laces», либо к открытию новых баров. Для моих темпов потребления культурных продуктов, казалось, и одного города было мало.

Когда начался карантин, с одной стороны, мне было тяжело. Ломалась привычная рутина. Впопыхах я приняла решение уехать за город. Была весна, и казалось, что вдали от информационного шума и в декорациях живой, готовой к диалогу природы я буду переживать изоляцию не так остро. Я восприняла это как вызов, как повод узнать себя получше: действительно ли я такая социальная бабочка, какой себе кажусь. Частично это сработало, частично нет.

Что касается тех замен, которые нам предложили — онлайн-концерты, онлайн-музеи — я активировала бесплатную подписку на нескольких сервисах, но многие из них даже не открыла. Онлайн-концерты я смотрела много. Как человеку, помешанному на музыке, мне интересно было посмотреть дома артистов изнутри, было интересно поддержать благотворительные инициативы. Но с точки зрения настроения, энергетики — это всё не то.

Недостаток эмоций извне мне компенсировали три вещи: природа, книги и видеоигры.

И если книги и игры — это привычный всем эскапизм, на иглу которого я плотно подсела благодаря карантину, то внезапно открывшаяся во мне любовь к природе стала большим подарком судьбы. Я очень горжусь всем тем, что делала тогда весной-летом. Сажала цветы, которые до этого только в книжках видела, сажала деревья: вишни, груши. Научилась лечить деревья, разбираться в травах, готовить косметику из растений, собирать чайные сборы. Даже ветеринаром для местных бездомных котов сделалась. И всё равно было слишком много времени, слишком много часов за игровой приставкой и сон до часу дня.

Хотелось бы написать, что я так сроднилась с природой, что научилась понимать язык птиц и навсегда осталась в лесу, но я при первой же возможности прыгнула в электричку и вернулась в город.

В условиях, когда универа больше не было в моей жизни, я выжала максимум возможностей из того, что мне мог позволить город. Я была и на дискотеках под открытым небом, на террасах всех любимых баров, в оранжерее, в кино

Фото из личного архива Софьи Наместниковой

После получения диплома я устроилась в музыкальное агентство ассистентом директора — мы организовали панк-группе перформанс и даже отправили их в тур по России. Работая удаленно, я сама отправилась в тур по России, спланировала поездку с семьёй на машине — на море через всю страну. Я была в Туле, в Воронеже, в Ростове-на-Дону, в Москве. Две недели купалась в Абхазии на Чёрном море. Наверное, лето было самым насыщенным за весь год. Карантина не чувствовалось совсем.

Намного, намного тяжелее я переносила вторую волну ограничений зимой во время Нового года. Из-за ограничений концертов накануне я потеряла работу, уверенность в завтрашнем дне, а потом и вовсе заболела. Зато я уже знала, как вытаскивать себя из ямы депрессии в условиях самоизоляции — набрала удалённой учебы, смеси для глинтвейна и купила очередную игровую приставку.

Для меня карантин стал помощником в поиске себя — появилось время остановиться и послушать, что же я всё-таки хочу. Так я пришла к тому, что мне очень хочется спорта, и нашла для себя горячую йогу — страшно втянулась и стала фанаткой.

На самоизоляции я так скучала по концертам, что поняла, что хочу связать с ними свою профессиональную деятельность, хотя бы частично. Стала учиться в этом направлении.

Когда всё наладится, в первую очередь, я вернусь в музыкальный бизнес, когда там, наконец-то, появятся деньги от концертов в прежнем режиме. Возможно, найду проект, который на благотворительных началах помогу развивать как продюсер. Во-вторых, я очень хочу пожить в языковой среде по программе work and travel, моему английскому пандемия на пользу не пошла. В-третьих, я обдумаю поступление в магистратуру. Учиться в условиях ограничений мне не понравилось, и от магистратуры пришлось отказаться, но в этом есть свой плюс — теперь я точно определилась, где я хочу учиться и обросла релевантным опытом.

Арсен Левонян,
студент специалитета Академии художеств имени Ильи Репина, скульптор-медальер

«Скульптуры и живопись живут, когда их кто-то видит»

У нас в Петропавловской крепости организован медальерный класс скульптурного факультета, то есть мы при монетном дворе там находимся, учимся делать медали. Медали — это уплощённые скульптуры, рельефы, и мы занимаемся ими больше, чем обычные студенты, которые просто на скульптуре учатся.

До пандемии мы часто ходили в музеи: в Эрмитаж, Русский музей, Музей городской скульптуры, Музей искусства Санкт-Петербурга. На концерты и в театры ходили, когда были деньги. Музеи-то для нас бесплатные, поэтому мы очень систематично ходим в музеи и на все выставки художественные, это часть нашей жизни. У нас же скульптуры и живопись, они живут когда? Когда их кто-то видит. Пока они в мастерской находятся, они как бы спят. Они всегда создаются для того, чтобы кто-то на них смотрел, они создаются не для того, чтобы их где-то спрятать, а чтобы их куда-то поставить. И как раз выставки, музеи — то место, где можно за этим наблюдать, смотреть, как другие художники живут. 

Когда всё закрылось, в марте-июне, это был положительный период. Не надо было учиться, и я мог спокойно работать.

Каждый день я ездил на работу, лепил каждый день, практически без выходных, а на учёбу я абсолютно забил. Просто сейчас, во время учёбы, мне постоянно говорят: «Что не ходишь?» А тогда не ходил — и всё было хорошо, и работал себе, помогал другим скульпторам лепить памятники.

Что касается культурной жизни в это время, мы часто смотрели прямые эфиры. По утрам были эфиры у Эрмитажа, систематично они выходили, и мы смотрели за завтраком.

Прямые эфиры, которые вёл Эрмитаж, интересные были: и с Пиотровским, и с хранителями. Те люди, которые занимаются научной деятельностью, они очень занятые обычно. Мы просто знакомы со многими эрмитажниками, и они говорят, что их самих в Эрмитаж не пускали. А когда готовились к трансляциям — то вызывали этих специалистов, в том числе и некоторых наших знакомых, и они проводили прямые эфиры. Это было очень интересно! То есть хранители специально проводили экскурсии именно по своей коллекции. Это совсем не то же самое, что обычная экскурсия, такого не встретишь в офлайн-формате.

Ещё мы наблюдали за жизнью других художников, в основном, в инстаграме. Художники все по своим мастерским сосредоточились, и многие стали активно вести прямые эфиры, особенно иностранцы. И вот ты из своей мастерской вечером смотришь то, что делает в Европе или в Америке другой скульптор. Там у них день, у нас — ночь, и он там у себя в мастерской работает, и я у себя в мастерской работаю, смотрю его прямой эфир.

В мастерской скульптора
Фото Марии Брусникиной

Получается, что прямые эфиры нам в какой-то мере восполнили необходимость ходить в музеи. И ещё как-то научили нас быть в новом формате, а то художники, они такие ретрограды, в основном, сидят в своих мастерских, в подвалах или на чердаках, ведут затворнический образ жизни. Вот у Лапенко очень хорошо образ Гвидона Вишневского передаёт, в принципе, нашу жизнь.

Когда ограничения стали снимать, что изменилось? Мы не стали ходить в музеи, потому что там до сих пор ограничения. Мы не ходим в Эрмитаж принципиально, потому что я считаю, что мы должны ходить в Эрмитаж и в Русский музей исключительно бесплатно. Не потому, что мы студенты, а потому, что мы художники, и для художников — это неотъемлемое право.

Получается, что за лето и осень мы всего пару раз ходили в музеи, последний раз — в Музей искусства Санкт-Петербурга. Точно, ещё я ходил в Русский музей, в этот промежуток, летом. Я хотел отдать туда одну работу, и передумал. Просто в Русский музей можно отдать в дар любую работу, которую комиссия сочтёт достойной. И вот я предлагал одну работу, но, в итоге, не стал её отдавать. Мне стало жалко, её надо ещё повыставлять где-то. А то в Русский музей я подарю, и что? Кто знает, когда они её выставят? Просто поставят в запасник куда-нибудь, и будет она там пылиться 50 лет. Просто если бы у меня форма была от неё, чтобы я мог ещё одну сделать, я бы подарил. Надо что-то не такое подарить просто.

За весь этот год я в зум вышел два раза всего, на два зачёта. Я даже не знаю, как у нас учёба в зуме проходит, вот только на этих зачётах был и всё. 

Для художников вообще сложно учиться в зуме, у нас же изобразительное искусство — искусство изображать — нам надо очно всё это делать.

Есть, конечно, диджитал-формат, но это совсем другой подход, не тот, которому обучают в Академии художеств. Нас же учат классическим принципам, которые были актуальны и 50, и 100, и 200 лет назад. Современное искусство у нас, оно есть, конечно, но в свободное время от этюда. У нас же основное — это этюд, штудирование натуры, то есть наша учёба состоит в том, что мы учимся делать людей из глины и рисовать. Если ты не в мастерской, то ты же не будешь в натуральную величину варить каркас из металла, всё равно нужны специальные условия. Дома, на 20 метрах в комнате ты не сможешь это сделать. Ну можешь какие-то штучки маленькие лепить, я видел, что многие художники лепили какую-то миниатюру, раз выхода не было.

Когда всё откроется, мы пойдём по всем музеям, я думаю, это будет совсем скоро, даже сейчас, наверное, уже можно начинать. Соскучился уже, давно нигде не был.

Оксана Хведченя,
студентка магистратуры ЛГУ им. А.С. Пушкина, педагог дополнительного образования

«Было приятно пересмотреть онлайн те спектакли, которые я уже видела»

До пандемии моя культурная жизнь была очень насыщенной. Так как учёба в бакалавриате была непосредственно связана с культурой, то я постоянно посещала музеи, выставки и спектакли. Наверное, свою культурную жизнь до пандемии я могла бы разделить на следующие части: театральная, музейная и профессиональная (мероприятия, посещаемые в рамках работы педагогом дополнительного образования в школе по направлениям – театр кукол и исследовательская работа). Так, например, мы вместе с учениками посетили музей Набокова и посмотрели там выставку «Время пить чай», посвящённую «Алисе в Стране чудес».

Во время карантина я старалась смотреть прямые трансляции спектаклей. Но, к сожалению, не всё досматривала до конца. Нелегко было воспринимать спектакли в таком формате.

Но на просмотренные — я бы пошла и в театр. Было приятно пересмотреть онлайн те спектакли, которые я уже видела ранее. Также понравилась возможность смотреть спектакли театров других стран. Например, с удовольствием посмотрела постановку театра «Олд Вик» (Бристоль) на сцене Королевского Национального театра по произведению Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

Конечно же, устаёшь сидеть дома. И нелегко планировать профессиональную деятельность, когда не знаешь, что будет дальше. Но всё-таки есть и свои плюсы. Карантин – это время отдохнуть от окружающего мира, понять, чего тебе не хватает, и многое осмыслить. Мои знакомые и друзья нашли возможности для реализации творческого потенциала в это время. Было очень интересно наблюдать за их успехами. 

Игрушка, рождённая в самоизоляции
Фото из личного архива Оксаны Хведченя

Я записалась на множество онлайн-курсов (конечно, энтузиазма хватило лишь на небольшую их часть), начала больше читать, участвовать в книжных марафонах в инстаграме, записывала свои размышления о прочитанных книгах. Это и стало для меня творчеством. Но также, в рамках работы я училась снимать небольшие обучающие видео для детей. Это тоже был для меня новый творческий опыт. А ещё я начала активнее создавать своими руками игрушки.

Когда ограничения стали ослабевать, конечно, было желание снова куда-то ходить, но с некоторой опаской. Возможно, длительная самоизоляция, работа из дома и страх заболеть сделали своё дело.

Летом я снова начала посещать культурные мероприятия, но уже не так часто, зато стала больше путешествовать — несколько раз побывала в Пушкине, Павловске и Выборге. Посетила спектакль «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского в театре «Особняк», выставку «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» в Фонтанном доме, сходила на экскурсию в Шереметевский дворец (Музей музыки).

Наверное, я бы хотела, чтобы у меня была возможность пересматривать онлайн те спектакли, которые я уже видела в театре. Потому что после просмотра спектакля иногда хочется вернуть какой-то определённый момент, что-то уточнить и лучше осмыслить.

И мне хотелось бы больше путешествовать, изучать достопримечательности разных городов и стран, общаться с людьми лично, посещать мероприятия, где могли бы собираться компании и свободно общаться. Надеюсь, что в ближайшем будущем всё это станет доступнее…

Тома Степаненко,
студентка бакалавриата ВШЭ СПб, историк-археолог

«Во время пандемии я стала интересоваться стрит-артом»

Моя культурная жизнь была достаточно активной: как минимум один раз в неделю я посещала один музей (чаще всего Эрмитаж), дополнительно к этому несколько раз в месяц я ходила в кино и на новые выставки в другие музеи. Экскурсии, поездки к культурным памятникам в другие города, фестивали случались эпизодически — по несколько раз в год.

Во время карантина раз в неделю я посещала онлайн-лекции по искусству, организованные моим знакомым преподавателем. Благодаря онлайн-формату был расширен материал, на основе которого проходили лекции: раньше мы могли обсуждать только те картины, которые находились в Петербурге, а во время пандемии мы анализировали и средневековые фрески Итальянских мастеров, и архитектуру Версаля.

Также моей еженедельной рутиной стали спектакли Гоголь-центра. До карантина у меня не было возможности увидеть спектакли этого театра. Благодаря пандемии несколько спектаклей из Гоголь-центра теперь в списке моих любимых.

Время пандемии стало самым активным по количеству просмотренных мной спектаклей за последние несколько лет.

Совсем не нравились интерактивы музеев: для меня оказалось принципиально важно посещать выставочное пространство вживую. Пыталась привлечь к детскому интерактиву в музее своего младшего брата, но онлайн-формат не смог его заинтересовать.

Всё лето я была в экспедиции, так что из культурных мероприятий успела посетить только фестиваль современного искусства. К сожалению, из-за пандемии фестиваль был организован слабее, чем обычно. Не смогли приехать многие художники и музыканты, не было иностранцев, и в целом на фестивале было меньше людей, чем обычно.

Также удалось посетить один региональный археологический музей, который был специально открыт для нас, как для группы археологов, хотя для остальных посетителей он был закрыт. Экскурсия в абсолютно пустом музее – замечательный опыт, который случился благодаря пандемии.

По возвращении из экспедиции я с удовольствием начала посещать концерты, выставки, кино и бары. В целом моя культурная жизнь вернулась в прежнее русло: я с удовольствием вернулась в офлайн-формат.

Но мне нравится онлайн-опция, связанная с общественными дискуссиями или записями с событиями из музеев: мне нравится, что, если я не успеваю попасть на мероприятие в офлайне, я всегда могу увидеть видеозапись встречи.

Минусы онлайн-формата различных культурных мероприятий: моя меньшая вовлеченность как зрителя, я не могу прочувствовать атмосферу места, познакомится с новыми людьми. Плюсы: онлайн я могу посетить гораздо больше мероприятий в различных точках мира. Также у меня есть возможность несколько раз вернуться к интересующей меня информации.

Картины Павла Филонова во дворе дома Бенуа
Фото Ирины Капитоновой

Во время пандемии я стала интересоваться стрит-артом, так как это была отличная возможность взаимодействовать с искусством в условиях ограничений. Я много прочитала по этой теме, даже познакомилась с некоторыми стрит-арт художниками в своём городе. Поэтому сейчас я продолжаю интересоваться этой темой, часто гуляю и замечаю интересные произведения, продолжаю узнавать новых местных художников.

Во время карантина, благодаря большему количеству свободного времени я стала больше рисовать и записывать свои мысли. В обычной жизни я занимаюсь этим, только когда я в расслабленном состоянии, что на самом деле случается довольно редко.

Так что карантин стал своеобразным индикатором моего гармоничного состояния. Сейчас я также продолжаю много рисовать, лепить из глины и вязать. Я постоянно пробую что-то новое, так как творчество уже вошло в привычку.

Также благодаря карантину я углубила свою практику йоги. Йога была единственным доступным мне спортом во время пандемии. Я наконец-то купила профессиональный коврик, форму и оборудование. Научилась делать новые асаны и даже улучшила свою стойку на руках. Сейчас я продолжаю свою ежедневную практику, мои успехи вдохновляют меня продолжать.

Я очень жду когда вернется бесплатное посещение Эрмитажа для студентов. Также жду открытия границ, чтобы наконец-то могли приехать зарубежные музыканты. Например, сейчас я не покупаю билеты на летний музыкальный фестиваль, так как не уверена, что смогут приехать мои любимые исполнители.

Юлия Ковалёва,
студентка магистратуры Академии художеств имени Ильи Репина, архитектор-реставратор, художник-график

«Выставка, концерт, фильм не должны становиться фоном для домашних дел»

Поскольку я архитектор-художник по образованию и работаю в сфере реставрации архитектуры, то культурная часть является неотъемлемой составляющей моей жизни. Можно сказать, что это — часть работы, например: сходить на выставку, посвященную утраченным памятникам архитектуры; посетить ретроспективную выставку коллег, где они делятся своим опытом и результатами продолжительной работы; поучаствовать в конкурсных выставках связанных с архитектурой; устроить совместную выставку с коллегами. Помимо этого близкий круг людей, с которыми я общаюсь – это, в большей степени, художники, связанные не только с изобразительным искусством, но и театром. Для них каждая выставка, представление — как маленький праздник, и я прихожу туда, чтобы порадоваться вместе с ними. Естественно, я стараюсь не пропускать выставки старых мастеров.

В начале карантина было тяжело, так как работа дистанционно отняла в итоге все время. Много рекламы было о том, что везде будет что-то онлайн, очень хотелось посмотреть. Но из-за невозможности переключиться из режима «работа» в режим «досуг» так ни до чего и не удалось добраться. Обидно. 

Была идея сделать онлайн-выставку, но, к сожалению, не осуществилась. А вот научная конференция прошла неплохо! Всем было очень интересно пообщаться с коллегами в большом составе.

Отдельную благодарность хочется выразить уличным музыкантам, которые давали концерты в центре Петербурга в это время — это было как глоток воздуха!

Когда сняли ограничения, у меня сразу начались командировки! Многие знакомые сразу куда-то поехали: Рускеала, Выборг, Великий Новгород — думаю такие места можно назвать «музеями под открытым небом». Первое место, которое я посетила — это Соловецкие острова. После пандемии сразу становится очевидным, насколько тяжело городам и поселениям, где основной доход это туризм. Интернет-ресурсы не смогли заменить им живых зрителей. Второе место, куда я поехала — это Нило-Сорская пустынь. Это монастырь на территории Вологодской области, который стали восстанавливать в 2019 году. Им тоже оказалось не просто: не было прихожан и паломников. Интернет-ресурсы снова не спасли. Третье место — это Самара, которая поразила своим архитектурным наследием в стиле «модерн». Не каждый город так может. Очень много гуляла, смотрела на архитектуру и на Жигулёвские горы. Конечно, я посещала и выставки, но такого удовольствия, как от «музеев под открытым небом», я не получала

Карантин в Санкт-Петербурге
Юлия Ковалёва

Конечно, жизнь сильно изменилась. Начну с минусов. Для того чтобы человеку воспринять информацию с выставки, с концерта, с театрального представления, ему нужен момент переключения: пришёл с работы, переоделся, настроился на нужную волну, пошёл на выставку, в театр, кино. В режиме онлайн это сложно делать, а в моём случае — просто не реально. Выставка, концерт, фильм в итоге становятся фоном для работы и домашних дел. Так не должно быть. 

Плюсы: много информации, которую было невозможно найти до пандемии, после неё появилось в интернет-ресурсах в открытом доступе. Музеи и архивы открыли свои фонды и запасники. Появилась возможность собраться на конференции людям из разных городов, но при условии, что есть нормальная связь… 

На мой взгляд, альтернативы тому, что было раньше — нет, если мы подразумеваем культурную жизнь в полной мере.

Если изобразительное искусство и кинематограф ещё как-то могут существовать в системе интернета, то музыка, особенно классическая, балет и театр — это то, что невозможно без сцены и зала со зрителями. Сейчас наполняемость залов составляет около 40 %, и этого недостаточно и для артистов и для зрителей, не хватает эмоционального запала, хотя артисты работают на все 200%.

Карантин и ограничения на творчестве, к сожалению, у меня никак не отразились. У друзей тоже не лучше. Что делать скульптору, у которого закрыли мастерскую, где станки, ванная с глиной и большое, светлое пространство, необходимое для работы? Или художнику по стеклу, которому нужны мощные печи, алмазная мастерская и множество других вещей? Условия для работы — это важно.

Ольга Сейфетдинова,
студентка магистратуры ВШЭ СПб, историк, хранитель фонда изоматериалов в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

«Аплодисменты в перчатках звучали так странно»

Посещение кинотеатра, театра, библиотек, концертов — это огромная часть моей жизни, а посещение выставок — часть профессионального интереса.

Раньше удавалось, по крайней мере, 1-2 раза в месяц посетить Мариинский театр. В кино предпочитала ретроспективы, с удовольствием заглядывала на показы в «Родину». Конечно, всё зависело от рабочей загрузки, но, бывая в Москве в командировках, обязательно посещала музеи.

Первая часть карантина казалась какой-то временной, совершенно дикой ситуацией. Невозможность пойти, куда хочется, давила сильнее, чем отсутствие самих выходов.

Было интересно наблюдать, как с карантином справляются разные организации. Но очень быстро «онлайн» стало токсичным словом, а бесконечные трансляции перестали привлекать. Было тревожно от мысли, что маленькие музеи и частные театры могут не пережить кризиса, а значит, культурный ландшафт может необратимо измениться.

Для многих карантин стал помощником в творчестве. Я думаю, это связано с тем, что в это время все остались, грубо говоря, наедине с собой. Такое уединение рано или поздно прорастает в творчестве. Не важно, пишешь ты, вышиваешь или танцуешь. Очень многие друзья и знакомые обратили творческий взгляд на свой дом. Например, девчата из «Добровольного танцевания в спальных районах» сделали проект про домашние риски. Многие, напротив, стали давать мастер-классы по всем направлениям онлайн бесплатно, то есть пытаться уединение преодолеть.

Как только ограничения стали мягче, как только это стало доступно, мы отправились в Мариинский театр. Было 20 июня — первый оперный гала-концерт после окончания карантина.

Ко входу на новую сцену тянулась очередь празднично одетых и взволнованных людей. Многие старались держать дистанцию, многие были в масках. На входе в театр проверяли наличие маски и перчаток. Это был интересный опыт: полупустой зал, зрители в масках, сидящие через кресло друг от друга, даже если они пришли вместе. Странный звук аплодисментов в перчатках. Но зато ощущение от увиденного и услышанного было колоссальным. Соскучившиеся по сцене и зрителям артисты несли мощный заряд радости. Было сильное ощущение торжества искусства, способного противостоять тревоге карантинного времени.

 
Фото Ольги Сайфетдиновой

Все лето очень хотелось в кино. Искали варианты замены: пару раз собирались у подруги, у которой есть проектор, — но пришли к мнению, что всё-таки не тот формат.

Хоть Эрмитаж сейчас работает, немного грустно, что нельзя прийти туда как раньше, заглянув на час-полтора, когда есть время. Теперь льготы отменили и запись усложнилась, поэтому посещения приходится планировать строже.

В целом, добавлю, что полноценных альтернатив докарантинной культурной жизни я так и не нашла.

По моему глубокому убеждению, между человеком и искусством не должно быть посредника. Кино снимают для больших экранов, актёры и певцы на выступлениях делятся энергетикой, а в библиотеки и музеи мы однозначно идём за подлинностью и прямым контактом с книгой, вещью и самим местом. 

Когда карантин будет в прошлом, я буду путешествовать, конечно. Тоска по мировой культуре. Очень хочется в Италию. Там искусство повсюду.

Материал подготовили Ирина Капитонова, Дарья Москвина, Анна Смирнова