Ярослав Барыкин об учебе на программе «Политология и мировая политика»
В этом году Ярослав Барыкин успешно завершил обучение на программе «Политология и мировая политика». За этот год он стал победителем конкурса научных работ, лауреатом олимпиады, а также обладателем красного диплома, сдав госэкзамен на «десятку». В интервью Ярослав поделился с нами своими впечатлениями от программы, «лайфхаками» по учебе и планами на будущее.
– Ярослав, почему ты решил подать документы в Питерскую Вышку на программу «Политология и мировая политика»?
– До ЕГЭ про Вышку я не слышал, однако, сдавал 4 опциональных предмета и профильную математику, чтобы был больший выбор для подачи. Это в итоге сыграло свою роль при поступлении, где был нужен английский, история и обществознание. После ЕГЭ я просматривал все вузы Санкт-Петербурга, так как планировал поступать только в этот город. Мой школьный учитель сказал, что Вышка – престижный вуз и стоит метить туда. Конечно же, самое большое впечатление произвела на меня подача документов в приемную комиссию на Кантемировской, ее атмосфера современности и открытости.
Я выбирал между политологией и социологией. Обе программы обещали обучению количественным методам анализа данных, что меня интересовало. Однако итоговый выбор сделал именно в пользу политологии. Во-первых, очень понравилось представление программы от Анны Андреевны Декальчук. Во-вторых, меня больше привлекало изучение политических институтов. К тому же я интересуюсь Китаем, а программа по политологии предлагала как раз соответствующий региональный трек. Наконец, повлияла заинтересованность политикой, в целом, заинтересованность уровня «политических координат» и блогеров. Думаю, уже на первом курсе это прошло, но было определенно искаженное видение того, что есть политика.
– Расскажи про свои любимые предметы за все четыре года.
– Первое, что вспоминается – Introduction to Contemporary Geopolitics и Geography, Institutions and Development. Еще со школы меня привлекала данная область, а в университете изучение взаимосвязи политики и пространства сквозь призму разных подходов понравилось еще больше. Также хочется отметить подход Анатолия Чекаленко к семинарам: хоть иногда весьма требовательный, но способствующий обсуждениям. Примерно такой же комплимент могу сделать Денису Александровичу Стремоухову и его предмету Policy Analysis. Отмечу также ряд предметов по количественным методам – Quantitative Methods in Political Research, Text as Data, майнор Data Science. Они увлекли меня техническим содержанием. Но и, конечно же, нельзя забыть интерактив на History of Political Thought с Владимиром Сергеевичем Рыжковым. Список моих любимых предметов можно продолжать долго, так что пока остановлюсь на этом.
– Недавно ты единственный получил десятку за государственный экзамен. Как ты готовился? Может быть, есть совет для тех, кто будет сдавать в следующем году?
– Ребята организовали группу для подготовки к экзамену еще в начале апреля, где мы проговаривали темы. Без этого, я думаю, не добился бы такого результата. Работа в группе дает огромное преимущество в подготовке. Совместными усилиями получается лучше структурировать знания. Но мне кажется, что даже с такими конспектами все информацию за четыре года эффективно усвоить за две недели не получится. Если до этого запоминались хоть какие-то ключевые факты, понимались теории и в целом учеба шла нормально, то при повторении такая информация лучше всплывает и чувствуешь себя более уверенно. Не стоит зазубривать все детали. Госэкзамен по политологии в текущем виде заточен больше не на проверку фактологии, а на понимание политологических теорий. Если такое понимание есть, то и концепты могут быть легко выведены в открытой части, а в закрытой части будет легче ориентироваться. Если хочется хорошей оценки, то стоит начинать готовиться где-то в апреле и уделять повторению хотя бы пару часов в неделю.
– Ты несколько раз принимал участия в олимпиадах. Расскажи, в каких именно?
– Только в двух, и то в этом году. В первую очередь, это «Высшая Лига» по политологии. Здесь я стал дипломантом второй степени по сравнительной и прикладной политологии. Другое соревнование – это конкурс студенческих научных работ по политологии имени Макса Вебера, который проводит РАНХиГС. Мы с Павлом Ивановым заняли первое место в категории «Политическая социология». В целом, олимпиады и научные конкурсы – приятный опыт. Планирую еще сейчас подать заявку на конференцию «Октябрьские чтения»», ну и дальше отслеживать подобные мероприятия.
– Ярослав, совсем недавно ты получил красный диплом. Как ощущения и что для этого необходимо сделать?
– Ощущаю своего рода облегчение и удовлетворение. Не зря отучился четыре года, и вложенные мной усилия окупились. Не скажу, что для такого результата надо делать что-то особое и уделять несоразмерное время зубрежке. У нас на потоке много людей, которые успешно совмещали работу и учебу. Главное, чтобы студент получал удовольствие от учебы – чтения научных работ, обсуждения на семинарах и проведения собственных исследований на протяжении четырех лет, на такую размеренность не будет уходить так много времени и сил при сохранении высоких результатов.
Конечно, на некоторых экзаменационных элементах, которые много весят и могут негативно повлиять на оценку по предметам, нельзя расслабляться, если идешь на красный диплом. Однако главным подводным камнем под конец обучения является ВКР и госэкзамен. Но думаю, не стоит относиться к красному диплому как к абсолютному достижению. К тому же он не дает каких-то подавляющих преимуществ для дальнейшего поступления. Но как личная победа – это весьма ценная вещь.
– Чем планируешь заниматься дальше? В какую магистратуру будешь поступать?
– Буду пытаться двигаться дальше в академической карьере: вероятно, воспользуюсь результатами олимпиады и поступлю на «Анализ данных для государства и общества» в Питерской Вышке. Также рассматриваю варианты с другими магистерскими программами, но решение буду принимать исходя из личных обстоятельств. Собираюсь продолжать намеченную траекторию и познавать анализ данных. До сих пор вдохновляют политологические и социологические исследования, сделанные с помощью больших данных. Ну а если в академическую стезю попасть не получится, то хотя бы будет более-менее прикладной навык, который можно использовать где-то еще.
Само собой, планирую сопровождать учебу стажировками и участием в академических мероприятиях. Также хочется подтянуть китайский и подать на академическую мобильность (не обязательно в Китай), чтобы компенсировать упущенную на третьем курсе возможность.
Беседовала Вероника Бердникова