• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

07
Апрель

«Педагогика – это когда ты изменяешься сам и помогаешь измениться другим»: Варвара Коваленко о профессии учителя

Варвара Коваленко – выпускница программы по политологии Питерской Вышки. После выпуска в 2018 году она нашла себя в преподавании, приняв участие в инициативе «Учитель для России». Мы поговорили с Варварой о том, какие качества нужны современному педагогу, что ее привлекает в работе учителя и какие навыки, полученные в бакалавриате, пригодились ей в карьере.

Из архива Варвары Коваленко

Из архива Варвары Коваленко

– Почему Вы выбрали программу по политологии в Питерской Вышке?

–Я очень хотела в Питер. Я видела себя в этом городе, мне хотелось здесь учиться. Я выбирала между вузами Санкт-Петербурга и, если честно, выбрала политологию случайно. Когда я поступала, у меня в голове была очень смутная картинка относительного того, чем занимаются политологи. Мне казалось, что это что-то близкое к международным отношениям. Еще на сайте много говорилось про английский язык, что для меня также было важно. В итоге все сложилось удачно. Когда приехала подавать документы, как-то всё сошлось.

– Нравилось ли Вам учиться на программе?

– Да. Я не скажу, что мне была особенно интересна именно политология, это немного не мое. Но даже несмотря на это, на лекциях и семинарах было здорово. В Вышке очень крутой преподавательский состав: все горят той темой, которой занимаются, разбираются в ней и интересно преподносят материал.

Многие говорят, что университет – это потерянное время, но для меня это совсем не так. Да, возможно, сейчас я пользуюсь не всеми знаниями. Но это было очень интересно. Я совсем не жалею о времени, проведенном в Вышке.

– Помогла ли Вам Вышка в плане английского языка?

– Вышка точно прокачала мой английский, особенно академический. Я могла спокойно общаться по-английски, какое-то время жила за границей, но научные статьи давались поначалу очень тяжело. Но чем больше ты читаешь, тем легче становится. Я помню, что мы сдавали IELTS на втором курсе. Это тоже был полезный опыт, так как до этого я международные экзамены не сдавала.

– Кем Вы сейчас работаете? Почему Вы решили выбрать именно эту профессию?

– Сейчас я учительница английского языка в школе в городе Малая Вишера Новгородской области. Работаю со всеми возрастами, со второго по одиннадцатый класс.

С выбором была сложная история. Я искала работу, в какой-то момент устроилась в языковую школу английского языка и поняла, что мне нравится. Тогда подруга рассказала мне, что есть такая программа – «Учитель для России». Если у тебя нет педагогического образования, то в общеобразовательной школе ты работать не можешь. А эта программа позволяет тебе поехать в город или поселок, тебя берут на работу учителем, методически поддерживают. Сначала я отнеслась к этому скептически, но потом поняла, что это классная штука. И решила попробовать.

– Вам нравится заниматься педагогикой?

– Это сложная вещь. Работа довольно тяжелая из-за большой нагрузки. Но мне нравится преподавать, делиться своими знаниями. Когда ты видишь результаты собственного труда, понимаешь, что не можешь представить свою жизнь без школы и детей. На самом деле, школа очень затягивает. Быть учителем – это что-то особенное, и каждый ребенок уникален.

Для меня преподавание – это про живое общение и постоянные изменения. Педагогика – это когда ты изменяешься сам и помогаешь измениться другим. У детей всегда множество разных необычных идей, которые можно воплотить в реальность. Нужно просто им помочь.

А еще педагогика держит тебя в тонусе, необходимо постоянно быть в курсе того, что происходит. Например, если ты не знаешь, что такое TikTok, в школе тебе будет сложновато.

– Что дала Вам программа «Учитель для России»?

–Вообще, я считаю, что это хорошая идея. Лично меня программа изменила настолько, что я стала абсолютно другим человеком. Сначала мы проходим долгий и сложный отбор. Потом наступает месяц летнего института, где нас обучают тому, как быть учителем. Нас учат всему: начиная с педагогических приемов заканчивая тем, как поддерживать дисциплину в классе. За два года я сильно прокачалась и методически, и педагогически. Кроме того, у нас огромная поддержка. К нам приезжают кураторы, которые смотрят наши уроки и дают обратную связь. Нам оказывают и эмоциональную поддержку, потому что у тебя есть сообщество, есть единомышленники.

– Какие навыки, которые Вы приобрели в бакалавриате, Вам пригодились на этой программе?

–Мне кажется, что самое главное – это умение учиться, искать информацию и многие другие навыки. Например, когда ты пишешь диплом, у тебя есть дедлайны. Тут то же самое. Также это касается и навыков публичных выступлений, когда нужно уметь объяснять и отвечать на вопросы. А также стрессоустойчивость, умение собраться и пунктуальность.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный успешный учитель?

– В первую очередь, учитель должен гореть своей работой. Также необходимо уметь работать со своими эмоциями. Если ты злишься, ребенок моментально это считывает. Нужно брать на себя ответственность за детей и их образование, создавать для них комфортную среду и регулировать возможные конфликты, слушать и слышать учеников. Конечно, каждый преподаватель должен уметь объяснять материал, быть способным увлечь своим предметом. И еще нужно быть открытым и честным.

– Что бы Вы пожелали нашим абитуриентам?

–Мне хочется сказать им, чтобы они не боялись пробовать. Я очень боялась сделать неправильный выбор высшего учебного заведения в своё время. Но, на самом деле, это все не так страшно.

А еще нужно пробовать разные активности, пока ты учишься. Это то, чего не делала я, пока училась. Пробовать стажировки, например, даже если они не оплачиваются. Студенчество – это то самое время, когда ты можешь понять, что тебе интересно, найти себя. Чтобы после выпуска ты знал, что тебе нравится, а что совершенно не подходит.