• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

Правила жизни преподавателей: Андрей Стародубцев

 

Некоторое время назад мы запустили новую рубрику под названием «Правила жизни преподавателей», открыло которую, как вы помните, интервью с профессором и главой Департамента прикладной политологии Александром Сунгуровым. Сегодня эстафетную палочку у Александра Юрьевича принимает академический руководитель бакалаврских программ «Политология и мировая политика» и «Политология» – Андрей Стародубцев. Хотите узнать, как Андрей Владимирович оказался в политологии, зачем он носит с собой каштаны и что бы он делал, оказавшись на месте Президента России? Тогда скорее читайте интервью!

– Как Вы оказались в политологии?

– Случайно. В старшей школе я готовился к поступлению на исторический факультет Петрозаводского университета, но неожиданно заинтересовался названиями дисциплин, которые предлагала программа по политологии. Как и многие, я поступил туда без серьезного понимания того, что я буду делать дальше. Благо, родители меня поддержали в этом, не стали отговаривать и требовать объяснений того, что это за профессия такая. Они, конечно же, обо всем этом думали, но свои мысли от меня скрывали.

Что такое политология я понял уже во время обучения, и то не сразу, а на втором курсе. Я понял, что политология – это очень интересно, потому что мое образование позволяет мне понять, как устроен мир. Неожиданно я обнаружил, что современная политология использует такой подход и такой язык, которые дают возможность отлично систематизировать всю поступающую информацию и эффективно использовать ее при столкновении с новыми задачами и проблемами. К тому же, я обнаружил, что политика – это не только про борьбу за власть. Как раз эта сторона дисциплины интересовала меня в наименьшей степени. Политология объясняла мне, как можно сделать мою страну лучше, преодолеть стоящие перед ней проблемы. Эту – прикладную – часть политологии я всегда ценил.

Тогда же, в конце второго или в начале третьего курсов я решил, что буду исследователем. Это случилось благодаря нескольким людям из Европейского университета в Санкт-Петербурге, которые появились в моей жизни в Петрозаводске и которые без сомнения радикально повлияли на то, чем я теперь занимаюсь. А дальше уже пошло по накатанной: Европейский, Вышка, Хельсинки…

Да, я думаю, что попал в политологию довольно случайно, не понимая, что это такое на самом деле. Но я оказался счастливчиком: случай привел меня туда, где я отлично себя чувствую.

– Ваш любимый фильм/сериал?

– Я много чего смотрю. Если у меня и есть хобби, то это кино и сериалы. Больше другого, я люблю политическое кино. Тут профессия меня полностью поглощает. Мой любимый сериал – «Западное крыло». Я про него могу говорить бесконечно. Я пересматривал его много раз. На мой взгляд, это лучший сериал про американскую политику. «Западное крыло» отлично показывает анатомию всего политического процесса, policy process. Кроме того, это сериал, который создает романтическое отношение к политике, в том смысле, что он демонстрирует, что люди в политике не просто за власть борются. Они делают это для того, чтобы сделать жизнь людей в стране лучше. Надо сказать, что за эту романтичность и сериал, и его создателя Аарона Соркина сильно ругают. Но для меня это какой-то такой очень важный момент, который объясняет, зачем вообще нужно заниматься политикой. Я верю в то, что политика существует для того, чтобы менять жизнь людей к лучшему.

Последнее время я нахожусь под большим впечатлением от «Молодого папы». Но в этом случае я восторгаюсь не столько сюжетом, сколько тем, как сериал снят. Это сериал, который просто очень красивый.

– Ваша любимая книга?

– Есть книга, которую я читал больше всего раз. Она называется «Источник», ее автор – Айн Рэнд. И я не могу сказать, что это самая любимая книга. Но это та книга, которая часто мне помогает в каких-то тяжелых, кризисных ситуациях. «Источник» дает мне какие-то советы, которые кажутся мне полезными.

– Место на земле, от вида которого перехватило дух?

– Это берег моря в Барселоне. Я долгое время, с раннего детства, не был на море, и вдруг, несколько лет назад, оказался там, выйдя из отеля и пройдя минут пятнадцать. Этот момент я очень часто вспоминаю.

– В какое животное Вы хотели бы реинкарнировать?

– Давайте я отвечу честно. В последнее время я много читаю про буддизм. В буддизме переселение души в тело животного связано с тем, что ты сделал в этой жизни что-то плохое. Наивысший пик твоего развития, позволяющий тебе выйти из сансары, – это возможность быть человеком. Животное может реинкарнировать в человека, только если оно очень хорошо себя вело. Человек реинкарнирует в животное, если он или она ведет себя плохо. С этой точки зрения, я не буду отвечать на вопрос о том, в какое животное я бы хотел реинкарнировать – я хочу быть очень хорошим человеком.

– Как Вы отдыхаете от работы?

– Я общаюсь с близкими, с семьёй. Это мой основной способ отдыха.

– 5 вещей, без которых никогда не выйдете из дома?

– Я точно никогда не выйду без телефона, потому что в телефоне сейчас собрано все, что связано с моей повседневной активностью. Там мой to do list, календарь, почта. Я не выйду из дома, скорее всего, без банковской карты. Мне кажется, что деньги делают меня свободным. Если у меня есть с собой деньги, значит, я могу выбрать, куда пойти, на чем поехать, что сделать. К сожалению, я никогда не выйду из дома без паспорта. По той причине, что в России людей останавливают периодически для того, чтобы проверить документы. А в Финляндии я не чувствую себя достаточно «своим», чтобы не носить документы с собой. Ключи у меня всегда с собой. Это очень важно, потому что благодаря им существует возможность вернуться домой. (Ищет в рюкзаке и карманах вещи, чтобы придумать что-то еще). Вот! У меня всегда с собой каштаны в карманах куртки. Они очень нравятся мне на ощупь. Этим летом моя супруга дала мне несколько штук. Сейчас у меня остался один, потому что я их теряю постоянно. Обычно их в куртке штук пять.

– Представим такую ситуацию. Утро. Вы просыпаетесь, смотрите вокруг и видите необычный для своего дома интерьер. Решаете взглянуть в зеркало, а из него прямо на Вас смотрит метафизический Президент Российской Федерации. Что бы Вы сделали в таком случае? Решили бы спастись из чуждого Вам тела или остались бы в нём, имея возможность, притворяясь, управлять гигантской страной?

– Представлял ли я себя когда-нибудь Президентом? Да. Я довольно часто думаю, что бы я сделал на месте Президента.

– Президента России?

– Да. Где бы я ни жил, я мыслю себя как человека из России. Хотел бы я быть Президентом? Нет, не хотел бы. Мне кажется, что желание быть Президентом – странное. Мне кажется, что эта работа очень тяжелая, требующая каких-то невероятных способностей и содержащая какие-то вызовы, с которыми человек может не справиться. А когда ты оказался Президентом, ты уже не особо можешь что-то с этим сделать. Тебе надо играть эту роль, принимать решения о жизни и смерти конкретных людей, о национальных интересах. Я не хотел бы стать Президентом. Если бы мне предложили баллотироваться, я бы отказался. Другое дело, что я довольно часто представляю себя на месте Президента, думаю, какое решение я бы принял. Я часто думаю о том, что бы я сделал на месте Путина.

Проблема в том, что у меня нет какой-то конкретной политической программы в голове, которую я хотел бы реализовать. Нет идеологии, которая определяла бы мои воззрения на то, как должен быть устроен мир. Например, вопрос о ношении хиджабов в школе. Недавно я задумался о том, какова моя позиция по этому поводу. Я ее выработал, но это потребовало от меня какого-то количества времени. У меня нет программы, которую я мог бы предложить стране. Но зато, когда я слышу, что власти приняли решение по какому-то вопросу, я начинаю думать, что бы я сделал на их месте, исходя из своих ценностей, своего понимания, что хорошо, что плохо, исходя из своих знаний по политологии.

– Ваше пожелание студентам?

– Я думаю, что у нас отличнейшие студенты. Я получаю безумное удовольствие от общения с ними. Эмоции мои всегда исключительно положительные. Я вижу каких-то ребят будущего, существование которых много что оправдывает в современной России. Я хочу пожелать, чтобы огонь в глазах, который есть у них на первом курсе, всегда оставался. Чтобы проблемы бытовой жизни, которые проявляются с каждым годом все больше и больше, не уменьшали их желание что-то изменять, узнавать, творить. А все остальное сложится.


Текст подготовили: 
Николь Фукс,
студентка второго года обучения ОП «Политология»,
и Никита Словогородский,
студент третьего года обучения ОП «Политология»,
члены «Вольной редакции» портала.
Фото взято из группы Студсовета департамента
Прикладной политологии