• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учить не только в Петербурге: выездные семинары-школы в Армении, Вьетнаме, Киргизии и Китае

В октябре-декабре 2016 года реализуется проект «Эволюция социально-экономического и гуманитарного образования в России», представляющий собой разработку и последующее проведение лекций и семинаров в Ереване, Ханое, Хошимине, Бишкеке, Пекине и нескольких эстонских городах, в том числе в Таллине. Проект реализуется силами нескольких кампусов Высшей школы экономики и был поддержан грантом Министерства образования и науки РФ по Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы. Преподаватели Департамента прикладной политологии Алена Вандышева и Анна Декальчук приняли в реализации проекта непосредственное участие, прочитав лекции о российском образовании в четырех странах мира. Мы решили расспросить их об этом опыте поподробнее.

– Расскажите, пожалуйста, что это был за проект? Какие у него были цели?

Алена Александровна: Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге получила грант на реализацию Федеральной целевой программы «Русский язык». Мы с коллегами из Вышки побывали в четырех странах (Армения, Вьетнам, Кыргызстан и Китай). Среди слушателей наших школ были учителя и ученики, университетские преподаватели и студенты.

Анна Андреевна: Фактически наша задача состояла в том, чтобы провести ряд лекций и семинаров, посвященных разным аспектам того, как устроена и работает система высшего образования в России, когда речь идет о преподавании экономических и социо-гуманитарных наук.

– Какие города и страны в рамках этого проекта Вам удалось посетить?

Анна Андреевна: Лично я посетила только Пекин, где выступала с лекциями и в Информационно-деловом Центре Санкт-Петербурга в Пекине, и в Пекинском педагогическом университете, который является стратегическим партнером Вышки. В то же время моя коллега Алёна Вандышева, вместе со мной, Иваном Григорьевым и Василием Остеровым отвечавшая за разработку блока лекций, посвященных общей характеристике высшего образования в России, побывала и в Ереване, и в Бишкеке, и в Ханое.

– Какова была Ваша роль в рамках проекта? Чем Вы занимались?

Алена Александровна: Программа школы-семинара была разбита на три модуля: (1) «Место России в глобальном научно-образовательном пространстве»; (2) «Эволюция социально-экономического образования в России в контексте национальных реформ»; (3) «Современное состояние гуманитарного образования в России». 

Я отвечала за разработку и чтение первого модуля: проводила лекции и ситуационные игры. Например, со школьниками в Кыргызстане и Армении я провела ситуационную игру «Выбери лучшую образовательную программу». Ребята сравнивали по заданным параметрам программы разных университетов. Мы ориентировали на внимательный анализ сайтов, где должна быть размещена информация о проходных баллах ЕГЭ (качество на входе), данные о преподавателях, сведения о возможностях студентов включаться в исследовательскую работу, информация об учебной и внеучебной деятельности. В этой связи также обсуждались изменения критериев оценки качества образования и подходы к оценке достижения образовательных результатов. В Армении были очень интересные ребята из Школы публичной дипломатии, с ними мы даже провели дебаты «Может ли современный человек построить успешную карьеру без высшего образования». К слову, победила команда, которая отстаивала позицию, что может.

Анна Андреевна: Моя задача состояла в том, чтобы координировать работу коллег на стадии разработки первого блока лекций (ну и сама я, конечно, тоже разрабатывала свою часть этого модуля). А после, в Пекине, была задача прочитать этот модуль лекций для китайской публики, причем как на русском, так и на английском языках.

– Какие у Вас остались впечатления от стран? Какие места или мероприятия больше всего запомнились?

Алена Александровна: Это очень интересный опыт: за три недели три страны, три часовых пояса, три разные культуры. В каждой стране было что-то особенное. Но больше всего мне запомнилась поездка в Армению. Уникальная история, невероятно красивая природа, люди, которые нас радушно встречали (хотя то же самое можно сказать и про Кыргызстан, и про Вьетнам).

Анна Андреевна: В Пекине я была впервые и, должна признаться, не знала, чего ожидать от столицы Поднебесной. Тем приятнее, что Пекин произвел такое положительное впечатление. Из официальных мероприятий мне особенно понравилось посещение Пекинского педагогического университета (BNU) и то, как нас там приняли. Да и сам кампус Университета произвел неизгладимое впечатление – особенно своими масштабами.

Также за время командировки я успела посетить два удивительных места – Храм неба и действующий Ламаистский храм. Но рассказывать о них нет смысла, потому что, конечно, это надо просто увидеть своими глаза, ведь сложно описать, что чувствуешь, когда стоишь рядом с 18-метровой статуей Будды.

– Какую, на Ваш взгляд, пользу принесло осуществление этого проекта?

Алена Александровна: Во-первых, этот проект полезен с точки зрения продвижения российского высшего образования на глобальном рынке. Нашими слушателями были потенциальные абитуриенты, а также представители различных зарубежных университетов, администраций школ, государственных структур, которые отвечают за реализацию образовательной политики. Во-вторых, это позволило укрепить международные связи и инициировать новые партнёрства. В-третьих, мы получили обратную связь, увидели, какие вопросы интересны школьникам и студентам других стран.

– А каковы впечатления от проекта и проделанной работы?

Анна Андреевна: Самые позитивные! Как я уже сказала, было особенно приятно то, как прошли лекции в BNU, да и в первый день школы тоже было чрезвычайно интересно. Мне хочется верить, что наши лекции будет иметь долгосрочный эффект и приведут к тому, что армянские, вьетнамские, киргизские и китайские студенты поедут учиться в Россию.

Материал подготовила Екатерина Гузиева,
студентка второго года обучения ОП «Политология»,
член «Вольной редакции» портала
Фотографии: из архивов Министерства образования Вьетнама,
А.А. Вандышевой и А.А. Декальчук